Юрий Шевцов: Авторитарная модернизация и крупная промышленность Беларуси
Крупная промышленность Беларуси - ключ к пониманию происходящего в белорусской экономике. Собственно, белорусская экономика в целом является системой обеспечения для примерно 200 экспорто-ориентированных предприятий, на которых занято свыше 1000 работников. Эти предприятия являются градообразующими для большинства малых и средних городов Беларуси. Они же - градообразующие и для города Минска. На момент распада СССР на ни было занято около половины промышленных рабочих БССР и именно через них Беларусь вывозила за свои пределы около 80% производимой промышленной продукции. Они являлись как правило завершающим звеном в международной технологической цепочке, где производилось сложное изделие. На 1990 год около 80: необходимых комплектующих для этих предприятий завозилось из-вне, в основном из России. Белорусский промышленный комплекс таким образом являлся являлся всего лишь головным звеном для примерно в 3-4 раза большего промышленного комплекса, расположенного в основном России и связанного с белорусскими предприятиями технологически.
В 90-х годах белорусский промышленный комплекс не рухнул. За счет перехода к мобилизационной экономике и удачного сочетания внешне-политических факторов в Беларуси этот промышленный комплекс в целом был сохранен. Сохранились и основные кооперационные связи между белорусскими предприятиями и российскими. То есть все происходящее в крупной промышленности Беларуси ныне можно рассматривать во внутрироссийском контексте, в Беларуси эволюционирует часть российского по сути промышленного комплекса.
Что происходит в белорусской крупной промышленности и как происходящее может повлиять на Россию?
Прежде всего бросаются в глаза ссумирующие показатели: промышленный рост в Беларуси начался еще во втором полугодии 1996 года и с того времени никогда не прекращался. Независимо от того, низкие ли бы цены на углеводороды или высокие белорусская промышленность росла всегда темпами, превосходящими российские, как правило темпы промышленного роста колеблются между 1-3 местом в Европе и СНГ. В 1997 и 2006 годах рост промышленного производства в Беларуси превосходил 17%. Как правило, с 1996 года начиная ежегодный прирост превышал 10%. Костяк белорусской промышленности - крупные предприятия. Эти цифры в основном характеризуют крупные промышленные предприятия. ВВП в эти же годы рос в Беларуси в среднем на 709% в год, временами - 11%.
В чем причина такого высокого роста после начала повышения цен на углеводороды? Белорусская промышленность в основном энергоемкая и перерабатывающая, не добывающая. Почему не прекратился ее рост после повышения мировых цен на углеводороды?
Рост цен на углеводороды для Беларуси происходит медленно. Успешная несмотря на все споры политика относительно России позволила оттянуть переход к мировым ценам на углеводороды до 2011 года. Одновременно происходит рост общей капитализации Беларуси как часть общего процесса роста капитализации бывших постосоветских стран. Это позволило без особых нагрузок нарастить внешний долг и продать часть собственности по высоким ценам. Было выиграно время для перехода к модернизации крупных промышленных предприятий и структурным реформам в экономике.
Европейская интеграция оказалась успешным проектом и к границам Беларуси приблизился самый емкий на планете рынок. В восточной Европе начался заметный экономический рост. Рост двусторонней торговли с восточно-европейскими странами и экспорт в развитые европейские страны продукции белорусской нефтехимии в значительной степени компенсировали потери от роста цен на российские углеводороды. В экономике Беларуси стихийно прошла структурная перестройка: ведущим сектором стала нефте-химическая промышленность. Нефте-химия была в значительной степени модернизирована. Полученные доходы в значительной степени перекачиваются в иные сектора экономики или в в программы структурной перестройки экономики в целом. Свыше половины белорусского экспорта ныне составляет продукция этого сектора. Значение машиностроения и ралдио-электроники снизилось.
Рост емкости российского рынка, насыщенного газо-нефтедолларами, расширило экономическое пространство, на котором стали работать белорусские предприятия в России. Внутренние инвестиции в российскую промышленность часто являются инвестициями не в конкурентные белорусским предприятиям заводы, а в звенья давно сложившихся технологических цепочек, в которых белорусские предприятия являются головными звеньями. Это - косвенные инвестиции в белорусскую промышленность. Сочетаемые с инвестициями в сами белорусские предприятия за счет, прежде всего белорусской нефте-химии они привели к быстрому обновлению всего промышленного комплекса, связанного с белорусскими предприятиями.
Белорусские предприятия в ряде случаев прорываются на новые очень крупные рынки сбыта. А вместе с ними и их российские преимущественно смежники. Наиболее заметен в этом планет успех производящей калийные удобрения Белорусской калийной компании, являющейся картелем белорусских калийщиков и российского Уралкалия. А также - обоих белорусских НПЗ, ворвавшихся на рынок Голландии и Великобритании. Около 40% акций одного из этих НПЗ - Мозырьского - принадлежит российским собственникам, значительную часть перерабатываемой нефти на этих НПЗ - нефть российских "давальцев", которые экспортируют полученные нефтепродукты в страны ЕС.
Если бы Беларусь сохранила доступ к российским энергоносителям по внутрироссийским ценам, можно было бы ожидать темпов роста белорусской промышленности. Вероятно, где-то в районе 30% в год. А рост общей капитализации РБ в этом случае привлек бы в Беларусь в ходе приватизации и инвестиционных программ гораздо больше внешних ресурсов, чем это происходит ныне. Тем не менее переход Беларуси на более высокие цены на углеводороды происходит и именно этот переход, пусть и растянутый по времени вызвал переход к очень быстрой технологической модернизации промышленности и к структурной перестройке экономики. Переход начался примерно с 2003 года и уже можно констатировать какие-то наметившиеся тенденции.
Прежде всего, в Беларуси, принята очень важная программа, даже серия программ по достижению энергетической безопасности. Они сводятся к уменьшению потребления российского газа в общем балансе и к уменьшению потребления энергии на единицу продукции вообще. В рамках этой программы особое значение имеют:
Энергосбережение. За счет энергосбережения предполагается снижать потребление энергии примерно на 5 или немного более процентов в год. Энергосбережение касается не только промышленности, но и иных секторов экономики. Но как правило совпадает с переходом к новым технологиям, вызванным необходимостью обычного роста конкурентоспособности на рынках. В целом за счет энергосбережения потребление энергии на единицу продукции должно сократиться за 10-15 лет не менее, чем двое. Как правило эти программы выполняются. А в силу того, что Беларуси досталась очень энергоемкая и расточительная советская технологическая база, резервы экономии за счет энергосбережения - очень велики.
Происходит структурная перестройка энергетического сектора. Намечено построить множество малых ГЭС, резко увеличить использование местных источников энергии, увеличить использование угля, особенно в цементной отрасли, очень значительно расширить потребление биотоплива. Производство и потребление биотоплива становится целой новой отраслью экономики. То особенно важно для пораженных радиацией в результате аварии на ЧАЭС территорий Беларуси. Косвенно снижает нагрузки на преодоление последствий этой аварии.
Принято политическое решение о строительстве атомной электростанции. При удачном завершении ее строительства к 2018 году Беларусь 10-15% энергии будет получать от нее. Если АЭС будет расширена или построена еще одна, тогда соответственно доля ядерной энергии может превысить 30%.
В целом к 2018-2020 гг. доля газа в энергопотреблении должно упасть с нынешних 90% до примерно половины. Однако объемы потребляемых газа и нефти предполагается сохранить примерно на том уровне, на котором имеет место ныне. Просто новая структура энергетического сектора должна будет обеспечивать производство примерно в 2-3 раза выросшего ВВП.
В Беларуси началось вытеснение с национальной территории энергопотребляющих звеньев промышленных предприятий. Оценить значение этого процесса для энергетики Беларуси сложно. Но практически все крупные предприятия сейчас создают вне территории РБ сборочные предприятия. В некоторых случаях, прежде всего, в Венесуэле предполагается построить предприятия с полным циклом производства. Фактически - это предприятия-дублеры крупннейших белорусских "гигантов" - МТЗ, МАЗ, БелАЗ и т.д.
Внутри Беларуси происходит плановый очень быстрый рост сферы услуг. Экспорт услуг ныне является очень важным фактором, позволяющим хоть немного удерживать внешнеторговый баланс с некритичном для экономики дефицитом. Технологическая модернизация и структурная перестройка экономики в РБ происходит одновременно с ростом цен на углеводороды. Это привело к возникновению большого дефицита внешней торгового баланса по товарам. Транзитные услуги и сектор услуг вообще приобретает все большее значение для экономики. Значение крупной промышленности падает. Именно в сектор услуг уходит значительная часть рабочей силы. Доля промышленных рабочих в структуре занятости быстро падает. Если в 1990 году доля занятых в промышленности составляла около половины всех занятых в н\х, то ныне - немногим выше трети. К 2018-2020гг., вероятно, количество занятых в промышленности стабилизируется на уровне четверти-трети занятых в н\х при резко выросшей производительности их труда.
В принципе, авторитарная модернизация в Беларуси - это если смотреть структурно, переход от индустриальной экономики к постиндустриальной. Просто Беларусь переходит к постиндустриальной экономике не посредством европейской интеграции, то есть не за счет превращения в страну-экспортер дешевой рабочей силы для развитых стран Европы., как иные восточно-европейские страны. Беларусь переводит в постиндустриальность экономику, сохраняя собственный промышленный сектор в качестве основы экономики. В силу того, что белорусская промышленность - по сути часть российского промышленного комплекса, значит, в постиндустриальность своеобразным путем переходит как минимум часть большой России.