Это мифическое создание было именем образа лидера, духом, который поглотил лидера и вселил в него космическую мудрость, желания Единого и придал ему устрашающие силы. Сила вызывалась во время занятий “спанки тун”, когда лидер приходил в состояние едва сдерживаемой ярости. То, что происходило, держалось в секрете, при наличии торжественных заявлений, производивших необходимое согласие. Участник был замкнут в обусловленную модель, которая блокировала любое побуждение к тому, чтобы подвергнуть сомнению или раскрыть то, что имело место. Другими словами, молодая женщина, с которой мы надеялись встретиться и которую надеялись консультировать, без сомнения, будет иметь проблемы с припоминанием этих занятий, как это показала группа экс-культистов. Когда она столкнется с вызовом, она будет отступать в состояние расщепления личности и амнезии. Способность к такому отступлению была групповым признаком верности и принятия. Она было полностью согласной.
Наши групповые занятия извлекли подробную информацию, достаточную для определения происхождения и цели мифа. Когда лидер навязывал свою власть начальной группе, он делал это, убеждая их, что он был перевоплощением ацтекского воина-жреца Тлакалеаля. Эта историческая личность была подстрекателем широких человеческих жертвоприношений, которые господствовали в последний период власти ацтеков: При Тлакалеале “новая космогония включила в себя веру в то, что само существование вселенной и человечества зависело от постоянного снабжения жертвами, захваченными на войне и принесенными в жертву на алтарях бога Солнца” (Keen, 1971, p. 12). Тлакалеаль, утверждал лидер, был он, посланный духами созвездия Южного Креста. Он был единственным представителем Единого на земле. Когда ацтеки покинули его, уступив темным силам испанского христианства, он был вынужден хранить секрет своего существования. Он должен был также высвободить духов своего сопровождения, чтобы они могли помогать его работе. Чтобы освободить духов, он перерезал горло семи жрецам и четырем храмовым наложницам. После выхода тел через открытые горла (так, чтобы их не осквернило какое-либо высказывание умирающего, если бы они выходили через рот), он с духами отправился в чистую окружающую среду Гавайев.
Теперь средствами выражения были гавайские жрецы и божества; гавайские ритуалы стали нормой. Именно во время этого пребывания в раю богиня Пеле вышла замуж за Тлакалеаля. Поскольку она “прошла через врата”, она больше не имела отдельной сущности. Она теперь вернулась к Единому. Таким путем важнейший миф группы создал двуполого бога Тлакеапеля. Этот миф также удобно обеспечил для каждой женщины модель “прохождения через врата” во время мучительных сексуальных ритуалов.
Миф несет обязательность космических успехов в настоящем. Лидер твердо внушает идею перезания горла во время своих личных занятий. Намек на этот обряд сопровождает групповые ритуалы церковной службы. Эти намеки сообща навязывают похожие на гипнотические команды упорного повиновения и личной преданности. Наша предполагаемая консультируемая внесет все это в занятие по консультированию и будет склонна даже к насильственным актам, чтобы сохранить свою часть тайны.
Этот миф объяснял передвижения, совершаемые группой между Латинской Америкой и Гавайями. (Он также обеспечивал великолепную историю для прикрытия на случай, если кто-нибудь из любимцев лидера будет захвачен властями, История настолько причудлива, что любой, кто ее изложит, будет подходить для психиатрического диагноза). В соединении с другими фактами, добытыми путем нашего исследования, история молодой женщины оказалась разъясненной.
Ее упражнения по “прохождению через врата” подняли ее до статуса подходящей наложницы для Священных Спариваний. Теперь мы видели модель. Ее первый ребенок представлял ацтекскую часть мифа. Следующий ребенок предназначался для представления гавайской части. Последующий брак этих сестры и брата должен был завершить небесный союз Тлакалеаля и Пеле. Миф будет заново введен в реальность. Таким оброазом “древнейшая из самых древних религий” будет восстановлена, а семя ее священных спариваний заново заселит небеса.
Информация, которую мы собрали, усилила наше понимание характерных контрольных систем Нового Века, используемых лидером. Это дало нам точный критерий для того, что оказывалось ее точками возбуждения. Информация, собранная из многих источников, дала нам средства изолировать ее от лидера, добраться до нее и извлечь согласие обсудить ее ситуацию. Это было успешное консультирование.
Эта глава не может полностью объяснить все спорные вопросы, с которыми сталкиваются семья и команда. Не является эта глава и подоходящим местом для подробного изложения всех проблем, относящихся к процессу консультирования о выходе. Однако, есть надежда, что этот отчет демонстрирует ценность широкого зондирования как идей культа, так и его практики. Ибо только тогда, когда известны идеи, могут быть действительно известны границы влияния.
Прошло четыре года с техпор, как имели место консультирования, использованные в этой смеси. Консультируемые, чей опыт отражен здесь, полностью свободны от групп. Каждый живет жизнью, основанной на реальном признании как границ и обязательств, так и возможностей. Молодая жещина - в аспирантуре. Ее сын - со своими дедушкой и бабушкой и смотрит вперед на тот день, когда они с матерью будут жить вместе. Недавнее письмо от нее сдержанно упоминает о возрастающем внимании, которое уделяется приближающемуся тысячелетию. Она замечает, что общество становится все более и более восприимчивым к принудительно вскормленному мифу о том, что все более сложная информация, необходимая для повседневного существования, исходит из все более обезличенных и неодушевленных источников. Ирония заключается в том, пишет она, что по мере того, как распространяется мания Нового Века, наряду с возрождающимся призывом к духовной феминистской религии самой известной женской иконой является... Мадонна. Опыт нашей бывшей консультируемой - который сделал появление образа Мадонны достаточно неугрожающим - заставил ее прийти к выводу, что для общества, чьи верования оторваны от логики, которая породила эти верования, подходящей иконой является не псевдохристианская пародия на Афродиту. Это единственный образ, который вкрадчиво возбужденные сторонники Нового Века никогда не захотят демонстрировать...Mater Dolorosa.
ССЫЛКИ
Druckman, D., & Sweets, J. A. (1988). Enhancing human performance. Washington, DC: National Academy Press.
Keen, B. (1971). The Aztec image in western thought. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press.
РАЗДЕЛ III
СОДЕЙСТВИЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ
10
ПОСЛЕКУЛЬТОВОЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ: ОЦЕНКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Пол Р. Мартин, Ph. D.
В этой главе я описываю свои клинические наблюдения относительно проблем, с которыми сталкиваются бывшие культисты во время процесса выздоровления, обсуждаю процедуры, которые я применяю в Веллспрингском центре уединения и ресурсов, жилом реабилитационном центре для бывших культистов, и кратко описываю веллспринговскую программу лечения. Наш опыт имеет отношение, главным образом, к членам периферийных христианских групп, поэтому мои наблюдения и рекомендации могут больше применяться к этой группе, нежели к другим.
МИФЫ
Сначала, однако, я хотел бы обсудить общие мифы, окружающие культовый опыт (Martin, 1989). Некоторые из этих мифов могут быть найдены среди людей всех вер; других более широко придерживаются христиане. Мифы выражаются в вопросах или утверждениях, подобных следующим:
· “Почему вы не ушли из этой группы?”
· “Я, конечно, не мог и подумать о каких-либо других людях, которые присоединяются к культу, но, откровенно говоря, вы были бы последним человеком, от которого я бы ожидал присоединения к культовой группе!”
· “Зачем встречаться с психологом? Вы знаете, что вас обманывали в вашей духовной прогулке с Богом. Вам нужно покаяться в своих грехах таким образом, чтобы обманщик больше не мог вас искушать”.
· “Я не знаю, почему вы так жалуетесь, ваша группа не была культом. Почему, ведь они проповедуют Евангелие. Возможно, вы только озлоблены, и вам необходимо настроить свое сердце в лад с Богом”.
· “Возможно, ваш лидер был прав - вы были недостаточно преданны и ваш уход был только оправданием неполного подчинения вашего сердца Богу. Вы используете свое сопротивление авторитету в целом как оправдание для критики этой группы. Вытащите сначала бревно из своего собственного глаза”.
· “По моему опыту, люди, которые присоединяются к этим группам, испытывают беспокойство или вышли из дисфункциональных домов. Я не знал, что у вас были раньше проблемы, но догадываюсь, что был неправ.
· “Я не знаю, почему вы не читаете свою Библию - в конце концов, Слово есть истина, и это то, что поможет исцелить вас. Вам необходимо вернуться в братство; люди в церкви собираются начать интересоваться вами”.
· “Вы знаете, вы начали ослаблять свое рвение в изучении Библии и в молитвах во время обучения в колледже. Я уверен, что если бы вы придерживались этих двух существеннейших вещей, участие в группе не обмануло бы вас так сильно и вы не были бы в таком состоянии, в каком находитесь сейчас”.
Когда экс-культисты слышат любое из вышеназванных утверждений, они слышат послание, которое говорит: “Что-то не так с вами”, “У вас, должно быть, психологические проблемы”, “Возможно, ваша духовная жизнь не является тем, что вы о ней думаете”,”Может быть, вы непокорны и в действительности являетесь бунтующим”. Для экс-культиста, который слышит подобные искаженные послания и верит в них, выздоровление невозможно до тех пор, пока не справишься с этими ошибочными посланиями. (Большинство этих людей уже провели бесконечные мучительные часы, бесполезно раскаиваясь и признаваясь в своих грехах Это не время для того, чтобы предписывать еще больше того же самого).