Любой может оказаться втянутым в культ, независимо от духовного или психологического состояния. Культы эксплуатируют слабого, сильного, идеалистичного или человека, ищущего дела. Культы эксплуатируют и ухудшают ранее существовавшие проблемы. Обвинять человека за пребывание в культе - это то же самое, как обвинять начинающего ходить ребенка за то, что он падает, обвинять жертву изнасилования или обвинять кого-либо, страдающего от страшного заболевания.
СТАДИИ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ
Первое, что следует сделать родителям и друзьям, если близкий человек возвращается домой из культа, это позаботиться о любых медицинских потребностях или потребностях питания, чтобы убедиться, что экс-культист физически здоров. Им также следует оценить, на какой стадии выздоровления находится человек, поскольку нужды бывшего культиста могут очень заметно различаться по мере своего прогресса в ходе стадий выздоровления. В Веллспринге мы наблюдали, что люди обычно проходят три стадии выздоровления после ухода из культа: (1) развитие концептуальной структуры; (2) период переживания огорчения, примирения и стремления к достижению; и (3) интеграция заново в обществе.
Первая стадия: Развитие концептуальной структуры
Фокусом первой стадии является просвещение и самоодобрение. В порядке дня стоят тщательный взгляд на группу, о которой идет речь, и методики психологического манипулирования, используемые культом. Наряду с этим важно помнить об утрате близости и товарищеских отношений, которую переживает экс-культист после ухода из группы.
Возможная потребность в консультировании о выходе Если экс-культисты демонстрируют значительное смущение относительно своего культового опыта, если они склонны обвинять самих себя, если они не осознают манипулятивные методики, которым они подвергались, и если они не признают или отрицают, что они были жертвами, тогда они, вероятно, могут извлечь пользу из консультирования о выходе, даже если они пробыли вне культа долгое время. В самом деле, некоторые люди, которые ушли из культа более 10 лет тому назад, ищут консультирования о выходе.
Консультирование о выходе может быть осуществлено у данного человека на дому консультантом по выходу (смотрите Главу 8). Оно может происходить в жилом предприятии по реабилитации, таком, как это будет описано далее в этой главе, или оно может происходить несистематическим образом, например, путем чтения о культах, разговоров с бывшими культистами, посещением семинаров и так далее; этому последнему методу мы обязаны тем, что порой слышим утверждения типа: “Он сам для себя провел консультирование о выходе”.
Очевидно, когда это возможно, предпочтительным является формальное систематическое консультирование о выходе. Консультироание о выходе дает бывшим культистам структуру, с помощью которой можно понять послекультовые проблемы и, таким образом, способствовать процессу выздоровления.
Осознание важности отношений Культы соблазняют людей, главным образом, благодаря отношениям, которые предлагает культовый опыт. Культовая вовлеченность является чрезвычайно личным переживанием. Соответственно, выздоровление должно быть интенсивным и личным. Терапевт, консультант, пастор и родитель должны быть в состоянии устанавливать связь с эмоциональными потребностями экс-культиста в одобрении, принадлежности, дружбе и любви. Культовая вовлеченность может породить серьезные психологические проблемы, хотя не все проблемы экс-культистов могут быть связанными с культом. Пасторам верно советуют искать консультацию по психотерапии, если они желают лечить этих людей.
Гарольд Бассел отмечает, что он редко видел евангелиста, который вступал в культовую группу по относящимся к доктрине причинам. Среди факторов, делающих группу привлекательной, которые он описывает, находится особое внимание культа к “способности группы делиться эмоционально друг с другом...общности и заботе” (Harold Bussell, 1985, pp. 111 - 113).
Оценка группы Первым шагом в работе с экс-культистом является проведение глубокой интеллектуальной и теологической (или философской) оценки учения группы.консультант
Во-вторых, этика группы - например, использование ею денег, ее методы реформирования мышления и ее практика обмана - все необходимо тщательно изучить. Родители (или друзья) могут быть чрезвычайно полезны для консультантов по выходу или психотерапевтов-клиницистов, обеспечивая информацией, которую они получили относительно данного конкретного культа. Подобным образом, консультант вполне может иметь информацию о группе, о которой родители не знают.
В-третьих, этику и теологию группы необходимо исследовать в контексте психологических потребностей данного человека. Этот третий шаг в оценке группы сходен с понятиями Карла Роджерса о согласованности или подлинности, то есть, что человек “свободно и глубоко является самим собой” или что здесь нет “расхождения между действительным опытом организма и картиной для самого себя, в той степени, как индивид представляет себе этот опыт” (Rogers, 1992, p. 828). В специфической ситуации культового лечения терапия должна сосредотачиваться на конкретных нуждах и ранимости бывшего члена культа и демонстрировать этому человеку, как эти нужды эксплуатировались культом. Например, многие культы охотятся в области понятий совершенства или пребывания в качестве самого лучшего. Многие клиенты вступают в культовые группы с, возможно, высокими ценностями относительно совершенства или пребывания в числе лучших из лучших. Для терапевта, следовательно, важно видеть, как культ эксплуатировал эти ценности, так, чтобы этот опыт интегрировался в то, чем был человек до культовой вовлеченности, и как культ эксплуатировал или менял эти центральные ценности. В этомтретьем шаге существенно важно говорить клиенту, что все члены культа имеют специфические ценности и потребности, которыми пользуется культ. Клиентам необходимо понимать, что культовая вербовка не является чем-то, что случалось из-за их уникальной уязвимости, но что скорее каждый человек имеет набор факторов, которые культ может использовать в своих интересах.
Восстановление чувства товарищества и осознание групповых процессов При выздоровлении от культового опыта типичной проблемой, которая требует больше всего времени, является болезненный поиск любви, товарищества и заботы, которые он ощущал, находясь в группе. Крайне важно установить отношения доверия. Помогающий должен усердно работать. Салливэн (Sullivan, 1984) обнаружил, что только половина бывших членов культа, которые искали помощи, были в состоянии участвовать в успешных рабочих отношениях с консультантом. Консультанты или пасторы (особенно если помогают другие члены церкви) должны давать теплоту и заботу, но им следует быть осторожными, чтобы не превратиться в суррогат или имитацию интенсивного социального “состояния наркотического опьянения”, которое испытывал бывший член в группе. Потрясающее товарищество и теплота, к которым страстно стремится экс-культист, часто являются искусственными высотами. Да, групповой опыт воспринимается как грандиозный, но был ли он истинным и всегда ли он порождался искренней любовью и одобрением, или в действительности он был скорее похож на ощущение эйфории, возникающей при применении некоторых наркотиков?
Существует много групповых приемов, которые могут заставить людей чувствовать себя великолепно, даже эйфорически. И следует отметить, что эти приемы или эйфорические ощущения не уникальны для культов или периферийных церквей. Что становится мучительным для выздоравливающего экс-культиста, так это приход к пониманию того, что такие процессы не являются уникальными для его группы. Мунисты рассказывали мне о потрясающих ощущениях восторга, любви и теплоты, которые они переживали на некоторых из своих служб. Члены Интернационального Пути рассказывали мне, как они ощущали присутствие Бога на некоторых из своих конференций. Экс-культисты Великой Интернациональной Комиссии стремились к “братству” и ощущениям, которые они переживали, находясь в группе. Бывшие члены периферийных церквей рассказывали, как хорошо они себя чувствовали после посещения одной из их служб; некоторые позднее называли опыт “Шоу Карла Стивенса” по имени своего лидера или называли его “выпивкой”. Женщина, которую я консультировал, продолжала ходить в харизматическую секту даже после того, как она едва не разрушила ее семью. Она признавала, что люди там искусно используют многие методики, чтобы вызывать ощущение вины, даже заставляли ее отдаляться от семьи; однако она должна ходить на службы, потому что она “так хорошо себя чувствовала” когда была там.
Соответственно, бывшие наркоманы, которые позднее присоединились к культовым группам, ссылались на данный опыт как на “опьянение” или как на “превращение в опьяневшего”. В другом, но похожем, примере моя подруга - христианка вернулась с собрания буддистов и рассказывала, как она была чрезвычайно тронута торжественными заявлениями и пением группы. Она была совершенно захвачена всем переживанием и ощущала себя чрезвычайно восхищенной.
Страстное желание удвоить подобные переживания может быть одной из самых трудных проблем, которые следует преодолеть экс-культистам. Они научились любить ощущение, и они начинают стремиться найти это ощущение вновь вне культа. Тогда это напоминает пагубную привычку. Совершенно так же, как наркоманы, они утверждают, что в мире не существует более великолепного ощущения. Но посмотрите на результат пагубной привычки к наркотикам - самое жалкое состояние, которое разрушает жизнь, здоровье, карьеры и часто убивает. Похожий процесс, который ведет к разрушению, может найти культист, который будет приносить в жертву все просто потому, что, как ему кажется, он не может найти такое “ощущение” больше нигде.