Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 57 из 105)

В то время, когда член группы находился в “опьянении”, он мог неосознанно подавить или отмежеваться от эмоциональнойболи, сомнений и предательских признаков того, что его здоровьем находится в небрежении. Такие “опьянения” (которые, разумеется, не являются уникальными для религии) могут быть психологически и духовно нездоровыми (Ash, 1984; Martin, 1989). В значительной части этот опыт в культе порождает сильное чувство зависимости от группы и ее лидеров. Следовательно, помощники должны быть осторожными, чтобы не поощрять зависимость по отношению к ним или к другим групповым приемам. Конфликты зависимости типично являются главной заботой экс-культистов. Хорошая реабилитация и терапия будут стремиться достичь подвижки от зависимости в направлении групповой поддержки и здоровых отношений.

Осознание “плавания” “Плавание” в культовой сфере относится к измененным состояниям сознания, то есть, состояниям между бодрствованием и сном, “состояниям, которые отличаются от обычно испытываемых в мире повседневной реальности. Входящими сюда являются состояния, подобные тем, которые вызываются творческой работой, медитацией, наркотиками, сном, алкоголем и гипнозом” (Pollio, 1982, p. 240). Когда культист возвращается к “опьянению” после ухода из культа, это называется “плаванием”. Если он срывается обратно к основанным на стыде мотивировкам культа и снова верит, что культ был прав, это также называется “плаванием”. С эпизодами “плавания” справляются, раскрывая то, что их вызывает, и обучая клиента некоторым ориентированным на реальность рациональным упражнениям. Мэделейн Тобиас в Главе 16 дает советы относительно того, как справляться с этими импульсами.

Понимание травма В попытке понять, что случилось с экс-культистом, часто полезно применять модель жертвы или травмы. Согласно этой модели, превращение в жертву и вытекающее из него страдание обусловлены разрушением трех базовых предположений, которых жертва придерживалсь относительно мира и себя. Эти предположения следующие: “вера в личную неуязвимость, восприятие мира как имеющего смысл, и восприятие самого себя как положительного” (Janoff-Bulman, 1985, p. 15). Экс-культист был травмирован, обманут, подвергнут жульничеству, использован и часто эмоционально, физически, сексуально и умственно подвергнут насилию в тот период, когда он служил группе и/или лидеру. Как другие жертвы травм (например, преступных действий, военных ужасов, изнасилования и серьезной болезни), бывшие культисты часто переживают болезненные воспоминания о своем участии в группе. Они также теряют интерес к внешнему миру, чувствуют себя обособленными от общества и могут показывать ограниченные эмоции (Janoff-Bulman, 1985, pp. 16, 17).

Реформирование мышления Экс-культисты, все еще находящиеся на первой стадии своего выздоровления, должны до конца понимать, насколько они были под влиянием системы реформирования мышления. Работа Лифтона (Lifton, 1961, 1987) была особенно полезной для бывших культистов. Джери-Энн Галанти (Глава 3) обсуждает определяющие критерии программы реформирования мышления Лифтона.

Я хотел бы расширить формулировку Галанти, обсудив восемь тем Лифтона согласно степени, в которой они вносят свой вклад в сужение отношений культистов с миром, их собственными “я” и культом.

Культы меняют границы между своими приверженцами и миром путем существенного сооружения психологической стены. Очевидно, что лифтоновский контроль окружающей обстановки является первостепенным фактором в сужении отношений культистов с внешним миром, но мистическое манипулирование и священная наука также вносят значительный вклад. Эйфория, которую порождает мистическое манипулирование - например, через монотонное пение, разговаривание на языках и так далее - создает ощущение, что группа радикально отличается от внешнего мира. Это различие, конечно, толкуется положительно, например, как “присутствие Бога”, “движение Священного Духа”, “знак присутствия Бога”, “блаженное сознание” или “внутреннее просвещение”. Они сомневаются, что подобное чувство можно найти вне группы. Подобным образом священная наука подчеркивает особое качество группы. Культы имеют ответы фактически на все. И не существует истины вне их “науки”, или, по крайней мере, нет совершенствующей истины вне группы. Чистый результат заключается в том, что культисты начинают сомневаться в том, что вне группы существует истина, так что в результате они устанавливают свою собственную внутреннюю цензуру для внешней информации.

Культы меняют отношения членов с их собственными “я” через превосходство доктрины по сравнению с личностью, согласно которому доктрина имеет первенство над личностью членов, их интересами и здоровьем - поистине надо всем. Так, культы широко определяют грех и узко определяют человеческую природу. Это имеет тенденцию к отчуждению членов от самих себя. Например, некоторые культы учат, что быть художником или музыкантом - значит быть для Бога “вторичным лучшим” осадком. Те, кто имеет художественные наклонности, таким образом, вынуждаются ощущать самих себя в качестве недуховных, незрелых, грешных или мятежных. Исследование Йикли (Yeakley, 1988) относительно принуждения приспосабливаться к определенному очертанию личности (см. Главу 1) согласуется с точкой зрения о том, что культы вызывают отчуждение внутри самого себя.

Заряженный язык является возбуждающей стороной превосходства доктрины над личностью. Другими словами, превосходство доктрины над личностью “толкает” или “стискивает” индивидуальность человека. Нормальная человеческая природа борется с такими стискиваниями и пытается развернуться обратно на своем месте. Здесь заряженный язык “блокирует” нормальное выталкивание обратно путем внесения в сознание культистов таких останавливающих мышление фраз, как “Ваш вопрос - вопрос дьявола” или “Ваша страсть к искусству является декадентством среднего класса”. Так практика превосходства доктрины над личностью и заряженного языка объединяются, чтобы изменить границы между докультовой и культовой личностью.

Культ контролирует и меняет отношение членов к культу посредством требования чистоты, культа исповеди и разделения существования. После того, как заканчивается “медовый месяц” вербовки, эти факторы работают вместе, чтобы заметно повысить зависимость культистов относительно группы. Культ исповеди дает группе возможность узнать о слабых местах человека и доставляет боеприпасы для будущих столкновений. Требование чистоты означает, что члены будут постоянно чувствовать себя неполноценными. Это удерживает их в бесконечном цикле “более усердных попыток”, при том, что все-таки они никогда не достигают требуемой цели. Чистый результат практики исповеди и чистоты заключается в том, что она резко ограничивает широкое множество видов поведения, которое в норме людям обычно позволяется выражать. Следовательно, для культиста также существует поведенческое ограничение или граница.

Объединенный эффект контроля окружающей среды, превосходства доктрины над личностью и культа исповеди определяют положение концепции разделения существования ярким и пугающим языком. Культисты, которые утратили веру во внешний мир и потеряли веру в себя или уверенность в себе, которые пришли к пониманию того, что они должны быть заново вылеплены приемами и учением культа, сталкиваются с ужасающей перспективой , когда они сталкиваются с разделением существования. Следовательно, если человек уже утратил внешний мир, поверив в то, что он является пагубным, и потерял свое “я”, поверив в то, что оно также является вредным или “буржуазным”, тогда перспектива утраты присоединения к культу преподносит культисту феномен полного уничтожения собственного “я”.

Разделение существования подчеркивает тревогу членов, потому что их часто скрываемые чувства неполноценности приводят их в состояние уязвимости к тому, чтобы их судили как недостойных. Обработанные идеологически в убеждении, что непринятие культом является равносильным личному уничтожению, члены будут, очевидно, делать все, что они могут, чтобы остаться в хорошем положении.

Программа реформирования мышления меняет отношения, которые имеются у культиста с самим собой, с культом и с миром. Эти отношения становятся суженными из-за новых границ, которые реформирование мышления располагает в каждой из этих сфер.

Если бывшие культисты не понимают программу реформирования мышления, они не смогут разрешить свои запутанные эмоции - чувство вины, страх, стыд, печаль и тревогу. Они не будут оценивать, до какой степени эти эмоции происходят из сужения их отношений с самими собой, с миром и культом.

Даже если культисты понимают реформирование мышления, возникнут две мощные и фундаментальные эмоции: радость освобождения и ярость из-за того, что над человеком учинено насилие. Первая эмоция подтверждает их сущность как свободных и независимых личностей; последняя эмоция подтверждает их чувство правильного и неправильного. Жизненно важно, чтобы моральное оскорбление экс-культистов не трактовалось как патологическое. Им было причинено зло. Их заставили чуствовать себя беспомощными. Их прежнее чувство правильного и неправильного - один из самых центральных элементов человеческой сущности - было вывернуто наизнанку. Ярость усиливает ослабевшие остатки их морального “я” против затяжной власти культового зла.

Радость освобождения и ярость, которая приходит с пониманием того, что случилось, служат очищению человеческого духа. Эти чувства должны следовать своим курсом. В этот момент начинается выздоровление для послекультовой жизни. Человек находится во второй стадии.