Однако, мои годы в культе поставили под вопрос мою реальную личность. Моя любовь к природе и сельскому окружению выглядела неподходящей для призыва нашей группы заниматься агрессивным евангелизмом. Я начал думать все больше и больше, что я в какой-то степени менее духовен, чем другие. Моя любовь к искусствам и к творческому духу в других казалась больше неподходящей. Жизнь была прежде всего страстным увлечением долгом достичь мира для Христа. Жизнь шла в черно-белых тонах. Розы больше не пахли сладко. Фактически мы были слишком заняты, чтобы даже увидеть новые черно-белые, лишенные запаха розы. Части меня были мертвыми в течение этих семи с половиной лет в культе, и я знаю, что другие были равным образом влачащими существование, которое не полностью придавало силу богатству их талантов и темпераментов.
Процесс выздоровления на стадии три помогает вернуть экс-культиста к существованию в качестве целостного человека в целостном мире, лишенном черно-белого мышления и неподходящего влияния. Другими словами, на стадии три выздоровления возрождающийся вновь бывший член начинает проделыватьсерию успешных приспособлений к обществу.
Личность и религиозная приверженность Культы часто учат черно-белому порядку, указывая на веления Христа “отвергать себя” и “отказываться от всего”. Для многих выздоравливающих культистов понимание слов Христа является неотложной проблемой. Бывшие члены, которые желают принять христианство, могут захотеть спросить, действительно ли Бог требует усеченой версии наших “я”? Зачем бы ему создавать нас со всем богатством талантов, интересов и темпераментов только для того, чтобы сказать нам, что все это есть зло? Не заключается ли послание Христа, состоящее в придании целостной личности ее богатства и ее потребностей в Боге, в том, чтобы это использовалось для его славы и его царства? Проникают ли слова Христа в дух самого закона и разоблачают ли они в наших сердцах и нашей воле, что мы, возможно, не можем быть принятыми Богом на основании хорошей работы? Следовательно, не указывают ли веления Христа отказаться от всего, отвергнуть самого себя, принять свой крест и возыметь праведность более великую, чем у книжников и фарисеев, на совершенную невозможность для кого бы то ни было когда-либо достигнуть такого состояния добродетели путем следования строгим требованиям? Выздоравливающий член культа может пожелать спросить, как спросил Петр у Христа, когда богатый молодой правитель ушел: “Кто тогда может быть спасен?” Не был ли Христос поучителен в своем ответе: “Для человека это невозможно, но для Бога возможно все”?
Здоровая духовная жизнь, следовательно, искажается в том случае, если не иметь в виду две вещи. Первая - это невозможность примирения с Богом вне изначальной безусловной любви Бога и его соизволения. Вторая - утверждающее признание самих себя. Действительно ли мы должны утрачивать свои таланты и личности, чтобы быть признанными Богом? Не кажется ли, что только “больной”, несуществующий бог мог бы выдвинуть подобные требования? Бывшие культисты основанных на Библии групп, которые пережили акт примирения с Богом и признания им, были обеспечены способом увидеть рост и исцеление своей жизни, которые до того были для них недостижимы. Акт милосердия создает два чуда: любовь к Богу и любовь к самому себе. Прояснение того, что такое собственное “я” и что Бог на самом деле принимает и утверждает людей, помогает ставить в центр карьеру, образование и проблемы собственной подлинности.
Исцеление в практике Практическими вопросами, такими, как управление временем, деньгами, постановка целей и общее возрождение нормального стиля жизни, также следует заняться. Программа Веллспринга предлагает тесты по карьере и профессии, чтобы помочь клиентам изучить плодотворные пути относительно будущей карьеры и образовательных планов.
Работая над восстановлением практических умений, иногда необходимо помочь бывшему члену добиться понимания того, какие умения необходимы, чтобы успешно преодолевать препятствия в следовании целям получения работы, образования и развития отношений. Результаты обсуждаются в свете докультовой личности человека, проблем индивидуальности, как они оказались определены культом, и текущих стремлений. Практическим умениям также, возможно, нужно обучить: усилию, необходимому для поисков работы, подготовке к интервью по поводу работы, как справляться с культовым опытом в краткой автобиографической справке, подходящей одежде и манере для интервью, типичным ожиданиям нанимателя относительно рабочих привычек, межличностным умениям и так далее.
Признание сексуальности и интимных отношений Сексуальность и назначение свиданий могут оказаться вызывающими затруднения проблемами для выздоравливающих культистов. Многие культы искажают интимные отношения. Многие культы устраивают браки, например, Церковь Унификации и Университетское библейское братство. Многие культы вообще не разрешают назначать свидания. Безбрачие типично наблюдается среди последователей Харе Кришны, лидеров высшего уровня в Трансцендентальной Медитации и членов Ананда Марга Йоги. Все же другие группы разрешают свидания внутри группы, но только при условии сопровождения или одобрения руководителей. В Бостонской Церкви Христа назначение свиданий было почти исключительно в форме двойного свидания; очевидно, однако, согласно некоторым бывшим членам, недавно было сделано некоторое послабление в этом правиле. Бывшие члены Интернационала Великой комиссии (GCI) рассказали мне, что назначение свиданий не поощрялось и даже запрещалось, за исключением случаев с одобрением старших. Основатель и бывший лидер GCI Джим Маккоттер (Jim McCotter, 1984, p. 40) писал, что назначение свиданий - это тип фракции, похожий на другие фракции, которые могут разделить церковь. (Точная цитата Маккоттера такова: “То, что мы называем “назначением свиданий”, Библия может назвать “пристрастием” [James 2:9]. То, что мы называем “другом/подругой”, Библия может назвать “кликой” или “фракцией” [Galatians 5:20].) Сообщения от Духовенства Маранатхи раскрывают, что правила назначения свиданий были такими строгими, что члены должны были получать разрешение у лидеров и могли назначать свидания только тем людям, которые находились в данном движении. Свидание в качестве одиночной пары разрешалось только в том случае, если партнеры были помолвлены.
Некоторые культы предполагают, что любые сексуальные чувства являются грешными и похотливыми. Одним из важнейших примеров такого типа культов была бы Церковь Унификации (мунисты). Последователи Харе Кришны также занимают крайнюю точку зрения, согласно которой секс предназначен только для произведения потомства (не для удовольствия женатых партнеров), и им можно заниматься только один раз в месяц.
По резкому контрасту, в других культовых группах и церквях нагота и секс до брака дозволительны, поощряются или даже требуются. Одна клиентка-женщина в Веллспринге сообщала, что членам ее бывшей церкви велели снимать свою одежду в смешанной компании, чтобы доказать, что они “открыты” друг для друга. В другой группе, в Расине, Висконсин, лидер, Ларри Ярбер, косвенно сказал одной женщине: “Расстегни молнию на своих брюках. Тебе не следует быть сдержанной. Бог хочет, чтобы твои потребности были осуществлены. У тебя сейчас нет мужа: когда-нибудь он у тебя будет” (Burger, 1989, p. 5). Другие члены - женщины сообщали, что он говорил им то же самое. Женщины, которых интервьюировали, говорили, что Ярбер использовал секс под предлогом оказания им помощи в их “сексуальных проблемах” (Romenesko, 1990, p. 95). Кроме того, экс-культисты сообщали, что Ярбер пропагандировал обмен женами (p. 96).
Джон Готтусо, пастор Христианского братства Парк Вью в Калифорнии косвенно убеждал ряд женщин быть с ним сексуально связанными в качестве помощи в их духовной жизни (Milligan, 1989, p. A-8). Другие члены церкви Готтусо говорили: “Темой было мастурбирование с целью извлечения глубочайших темнейших секретов... множество раз он требовал от мужчин или женщин снять одежду или брюки - продемонстрировать область своих гениталий или груди” (Nelson, 1988, p. 6). Можно процитировать примеры из многих других культовых групп. Но эти иллюстрации даны как примеры типов сексуальности, проявляющихся в культах, некоторые из каковых (включая культ Готтусо) хвастаются евангельскими утверждениями веры.
Широкий ряд сексуальных установок и практики, который виден в культах, подчеркивает путаницу, возникающую у многих экс-культистов, когда они заново приспосабливаются к сексуальному поведению и ценностям вне культа. В этот момент полезно дать бывшему культисту возможность увидеть, как стандарты группы отклонялись от принятых норм назначения свиданий в нашем обществе, от его собственной совести и от наследия основных религий.
Для бывших культистов не является необычным доходить до крайностей после ухода из культа. Сексуально “чистые” могут становиться неразборчивыми, а сексуально активные могут становиться невыносимыми ханжами. Помощники не могут предложить быстрые решения для этих диких крайностей. Подобное поведение только показывает ущерб и насилие культа. Помощники, наблюдающие подобное поведение, обычно могут приходить к выводу, что бывший культист имеет дело с огромной яростью и может, вероятно, извлечь выгоду из профессиональной помощи.
Стремление к друзьям в культе Даже в ходе стадии три экс-культистбудет продолжать испытывать нехватку друзей, оставленных в культе, и может желать попытаться вытащить их оттуда. Разумные подходы к оказанию помощи другу поощряются, как только культовая жертва достаточно излечилась. Если экс-культистом продолжает владеть идея о вызволении людей, то есть, если он постоянно думает и говорит о своих друзьях, остающихся в культе, и о своем желании помочь им, тогда было бы мудро серьезно поговорить с ним об этом. Исследуйте возможные причины такого сильного интереса, такие, как взаимозависимые отношения с теми, кто находится в культе, чрезмерное чувство вины из-за вербовки некоторых из этих людей, необычное желание спасти друзей или просто желание помочь. После того, как эти вопросы будут обсуждены, бывший член будет в лучшем положении, чтобы знать, есть ли тут какие-либо проблемы, которые требуют дальнейшего внимания.