Всегда является хорошим знаком, если экс-культист хочет лучших взаимоотношений со своими родителями. Поощряйте это. Возможно, долгий семейный отпуск, который никак не материализовывался, сможет, наконец, осуществиться. Небольшие семейные занятия по консультированию обычно не причиняют боль. По крайней мере, теперь наступает момент, чтобы отводить на еженедельной основе некоторое время на семейную деятельность. Родителям следует спланировать нечто такое, в чем должна участвовать вся семья, такое, как игра, рабочий проект или просто еда на воздухе.
ПОСЛЕКУЛЬТОВАЯ ОЦЕНКА
До сих пор я рассматривал проблемы, которые являются решающими для выздоровления бывших членов культа. Эти проблемы относятся к общей оценке того, как помочь экс-культистам. Теперь ради психологов и других психотерапевтов я хочу описать формальные процедуры оценки, кторые мы используем в Веллспринговском центре убежища и ресурсов.
Многие полагают, что раз человек выбрался из культа, то есть, успешно прошел консультирование о выходе и реабилитировался, то проблемы закончились. Многие не понимают, что само по себе консультирование о выходе, каким бы ценным оно ни было, не облегчает общего страдания экс-культиста. Решение экс-культиста уйти может быть твердым, но остается большой избыток неразрешенных спорных вопросов, которые неизменно вызывают высокие уровни стресса. Мое собственное исследование клинических кратких биографических очерков тех, кто покинул культы (Martin, Langone, Dole, & Wiltrout, 1992), показывает, что ушедшие добровольно (те, кто покинул культы без консультирования) не отличаются статистически по профилям своего теста Миллона от тех, кто получил консультирование о выходе. Это различие не может быть объяснено другими регулирующими переменными.
Почему тогда уровни страдания у ушедших добровольно и получивших консультирование о выходе так похожи, независимо от того, участвовали они в программе реабилитации или нет? Вероятно, потому, что и те и другие все еще должны бороться с множеством проблем, с которыми не может полностью справиться консультирование о выходе, включая следующее:
· Неразрешенные вызывающие печаль проблемы из-за потери друзей в группе
· Неурегулированные спорные вопросы относительно того, что было правильным и неправильным в группе
· Неуверенность в том, кем они являются
· Непризнанные проблемы зависимости
· Неопределенность в отношении карьеры и профессиональных планов
· Неразрешенные спорные вопросы о Боге, священных писаниях, религиозном авторитете, духовном призвании (для тех, кто уходит из религиозных культов)
· Неясные мысли о терапии, обоснованности, личном “росте”, их собственной сущности и о стремлении измениться в положительном направлении (для тех, кто уходит из психотерапевтических культов или культов человеческого потенциала)
· Нераспутанный конфликт относительно того, были ли они “жертвами” или “агентами”
· Выводящий из строя страх движения вперед с новыми друзьями или новой карьерой, излишняя сосредоточенность на прошлом
· Не нашедшие ответа потребности в общении с родителями и их ожиданиями
Каков тогда наилучший способ оценить факторы, вносящие свой вклад в послекультовое страдание? В Веллспринге мы собрали и развили целую батарею стандартизованных инструментов, которыми мы мользуемся для оценки клиентов во всех из важнейших сфер, пораженных таким образом.
Обычно мы в Веллспринге пользуемся следующей батареей тестов для своих послекультовых оценок:
1. Интервью при приеме. Собирает общую биографическую информацию, информацию о прошлом семьи и социальной структуре, состоянии здоровья физического и умственного, специальных характерных чертах культовой группы. Время: 1 час или более в зависимости от стиля интервью.
2. Инструментарий жизненной ориентации (LOI - Life Orientation Inventory) (Kowalchuck & King, 1988). Состоит из вопросника по предварительному отбору из 30 вопросов, нацеленных на определение потенциального риска самоубийства для клиента. Если способ отбора показывает около 70 или выше, можно применить тест с расширенной формой (113 вопрсов), чтобы определить сферы наивысшего конфликта (работа, отношения, семья и так далее). Время тестирования: 10 минут; время для расширенной формы: 45 минут.
3. Клинический многоосевой инструментарий Миллона (MCMI - Millon Clinical Multiaxial Inventory) (Millon, 1987). Стандартное клиническое средство для измерения характерных черт личности и эмоциональных состояний. Похоже на Миннесотский многофазовый личностный инструментарий (MMPI - Minnesota Multiphasic Personality Inventory) по структуре; оценивает тестируемого по шкалам: зависимости, навязчивых непреодолимых побуждений, пассивности - агрессивности, самовлюбленности и психопатических тенденций, называем только немногое. Профиль определяется и представляется в виде графика. Время: 45 - 90 минут.
4. Инструментарий депрессии Бека (BDI - Beck Depression Inventory) (Beck, Ward, Mendelsohn, Mock, & Eraugh, 1961). Неформальная анкета из 21 вопроса, оценивающая текущий уровень депрессии. Изобретена хорошо известным терапевтом в когнитивной области Аароном Беком. Приблизительное время: 5 минут.
5. Межличностное поведенческое обследование (IBS - Interpersonal Behavior Survey) (Mauger, Adkinson, Zoss, Firestone, & Hook, 1980). Обследование предназначено для распознавания напористого и агрессивного типов поведения, таких, как “выражение гнева” или “требований, выражающих отказы”, и уклонения от конфликтов и “зависимости”. Время: 30 - 40 минут.
6. Контрольный список симптомов Хопкинса (HSCL - Hopkins Symptom Checklist) (Derogatis, 1977). Быстрое и точное измерение эмоционального состояния при психологическом страдании. Укороченная версия SCL - 90. Время: 10 - 15 минут.
7. Оценка послекультовых потребностей. Информационный контрольный список, разработанный в Веллспринге, который выясняет личные желания клиента в фокусе реабилитации, такие, как эмоциональные заботы, социальные интересы, семейные проблемы, духовные интересы, потребности в просвещении относительно культов, профессиональные нужды. Время: 30 минут.
8. Самонаправленный поиск (Holland, 1990). Осуществляемый самим клиентов обзор профессиональных интересов, чтобы определить выбор предпочтительных направлений карьеры клиента. Время: 1 1/2 часа.
9. Шкала искажения взрослого ребенка (ACDS - Adult Child Distortion Scale) (Crites & Russel, 1988). Оценивает дисфункциональные взаимозависимые области семьи, в которой данный человек родился, и существующей в настоящее время семейной структуры, а также личный стиль общения. Время тестирования: 30 минут.
10. Шкала разобщающего опыта (DES - Dissociative Experiences Scale ) (Bernstein & Putnam, 1966) и расщепляющая шкала (SS - Splitting Scale) (Gerson, 1984). Объединенные шкалы имеют 60 или менее пунктов и измеряют уровни восприимчивости к расщеплению личности и размеру порожденной культом диссоциации. Время: 15 минут.
11. Религиозно - метафизический показатель. Показатель системы религиозных верований человека до участия в группе, во время участия и желания будущих границ веры. (Разрабатывается в Веллспринге).
Батарея, используемая в Веллспринге, ни в коем случае не является полной. Решающей слабостью является недостаток инструмента, который может объективно оценить степень, в которой группы являются культами. Доктора Майкл Лангоуни и Роберт Чамберс в настоящее время разрабатывают такой инструмент.
Сама природа послекультовой оценки требует умений подготовленных психологов, психиатров, клинических социальных работников и консультантов по умственному здоровью. Следовательно, послекультовая оценка должна организовываться и контролироваться таким квалифицированным персоналом.
Кроме того, послекультовая оценка требует, по крайней мере, нескольких дней. По моему мнению, любое меньшее время было бы неполным или рассматривалось бы как слишком напряженное, если это проводить тщательно. Я сомневаюсь, что многие люди, только что вышедшие из культа, готовы управляться с необходимым тестированием и интервьюированием в однодневный период. Распределение тестирования на два или три дня, однако, дает достаточное время для уменьшения напряжения, восстановления сил и размышления.
Размышление является важным, потому что мысли, эмоции и поведение тех, кто недавно вышел из культа, меняются от одного дня к другому. Когда терапевты могту видеть экс-культиста несколько дней, практики получают лучшее всеобъемлющее впечатление о состоянии клиента. Оценки должны быть динамичными, потому что потребности и восприятия клиента будут значительно меняться по мере того, как время движется вперед.
ВЕЛЛСПРИНГСКАЯ ПРОГРАММА ЛЕЧЕНИЯ
Послекультовая оценка и проблемы реабилитации сочетаются друг с другом. Первые несколько дней реабилитации (по крайней мере, в Веллспринге) являются периодом такой оценки. Существенным в это время является опрашивание. Текущие исследования показывают, что травма выливается в определенную форму через несколько дней после травматического события (см., напр., Scurfield, 1985, pp. 240, 241, 242). Чем быстрее пройдет опрашивание (например, кризисное воздействие и просвещение относительно того, что случилось, как это случилось и каких ощущений следует ожидать), тем менее вероятно, что разовьется послетравматическое стрессовое расстройство (PTSD - post-traumatic stress disorder). Определяются проблемы и потребности, и многие работают над ними в течение их обычного двухнедельного пребывания в данном учреждении.