Следовательно, моя цель как пастора, который консультирует экс-культовых членов, заключается в отражении этого шезед/милосердия на наших встречах. Я хочу, в своих ограниченных пределах, принять этого человека насколько возможно безусловно, я хочу принять этого человека там, где он есть, и стараться путем шезед/милосердия, присущих таким встречам, помочь ему определить его собственную теологию и установить жизненные цели, основанные на ней, и следовать им.
Это означает, что как христианский представитель духовенства лютеранской традиции, я не в том конкретном отношении, когда я стараюсь подтолкнуть человека в направлении предопределенного решения об обращении в конкретную веру. “Миссионерское” консультирование экс-культистов не только нарушит мою теологию шезед/милосердия, но оно также представляет прямую угрозу новой религиозной атаки против данного человека, не отличающейся от культового манипулирования и насилия. Мое образование в связанном с церковью колледже включало требуемый курс иудео-христианской этики; а главный тезис иудео-христианской традиции заключается в том, что мы рассматриваем людей как представляющих цель для самих себя, а не как средства для осуществления целей других.
Я верю, что мы развиваем человеческие способности принимать и понимать шезед/милосердие в кратком опыте безусловного принятия в межличностных отношениях, начиная с семьи, из которой происходит данный человек. Таким образом, я стремлюсь превратить пасторское консультационное занятие с экс-культистом культа в такое, где он испытывает шезед/милосердие. Затем человек может определить в непринуждающей окружающей обстановке, какие теологические решения и решения относительно стиля жизни могут последовать. Моя теология говорит мне, что работа обращения - это работа Бога; мое дело - честно служить взаимно распознаваемым потребностям жертвы культа.
ОКАЗАНИЕ ЧЕЛОВЕКУ ПОМОЩИ В ТОМ, ЧТОБЫ “СДЕЛАТЬ ТЕОЛОГИЮ”
Цель духовно развитого, теологически подготовленного пасторского советника заключается в том, чтобы помочь попытке человека “сделать теологию”, то есть, принять участие в мыслительном процессе и процессе чувствования, путем которого человек размышляет над конечным смыслом своего жизненного опыта и четко выражает этот смысл в разумной и понятной манере. В большинстве культовых окружений группа и ее лидер(ы) выдвигают грандиозные претензии на обладание истиной. Все это, между тем, преисполнено массовыми противоречиями, особенно в действительной культовой практике и стиле жизни лидера. Это лицемерие и интеллектуально непригодная теология оставляют экс-культового члена в большом смущении относительно того, что теологически является обоснованным, а что таковым не является.
В процитированных выше голосах экс-культистов слышится жажда утверждения духовных потребностей и отделения здоровой религии от теологии, которая является нездоровой, незрелой и делает человека уязвимым для насилия со стороны других. Этот процесс размышления и обдумывания стремится определить божественное присутствие и деятельность в обычном опыте жизни человека, совместно с этим опытом и под покровом этого опыта. он стремится изучить и определить главные теологические темы в культовой теологии и вывести на поверхность те потребности индивида, для которых такой призыв, в первую очередь, оказался привлекательным.
Непосредственная цель заключается в том, чтобы воспитать, развить и возвысить духовный дар проницательности. Люди, чья духовность созревает и развивается последовательным образом, способны распознавать разницу между духами: теми, которых законно относят к Богу, и теми, которых к Богу отнести нельзя. Многие бывшие культовые члены проявляют недостаток мудрой проницательности в своих решениях присоединиться и посвятить себя группам, которые оказались деструктивно влияющими на их жизнь.
Я исхожу из предположения, что существуют притязания на истину, теологически заслуживающие уважения на базе внутренней согласованности, придания юридической силы в истории религиозной мысли и способности придать смысл жизненному опыту. Большинство групп, которые известны как преднамеренно деструктивные, имеют претензии на истину или теологии, которые являются недостаточными.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КУЛЬТОВ
Религиозные и психотерапевтические движения, которые нарушают человеческие права, имеют некоторые общие теологические черты. Они обычно являются современными версиями древней христианской ереси, известной как гностицизм, учения о том, что спастись можно только путем особой просвещенности, привилегии духовной элиты.
Большинство религиозных культов отрицают претензии иудаизма на то, чтобы быть целостностью божественного откровения. Многие из них утверждают, что Иисус из Назарета не обеспечил всего, что было необходимо сделать для спасения, не дал он и полного откровения Бога. Каждый из этих культов имеет лидера, который претендует на завершение работы по спасению человечества и обеспечению полноты раскрытия истины. Следовательно, с их точки зрения, Священная Библия является не отвечающей требованиям, так же как синагоги и церкви основного общества являются недостаточными в качестве братств для питания душ во спасение.
Мой коллега Ричард Йенсен (Richard Jensen, 1990), лютеранский радиоевангелист, указывает, что откровение библейских сообщений совершалось публично; то есть, Бог раскрыл божественную сущность группам людей, которые были свидетелями, видевшими эти исторические события собственными глазами. В противоположность этому, культовые лидеры получили частные божественные самораскрытия, которые не должны подвергаться проверке верующими или критиками. Некоторые культы Нового Века предлагают верующему надежду превратиться в Бога, возможность, разыгранная многими культовыми лидерами.
СРАВНЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Мой первый консультируемый экс-культист научил меня многому. Он был шести с лишним футов роста, почти лысый, голландец, бывший приверженец Харе Кришны. Депрограммист (как мы их называли в то время, в конце 1970-х годов) привел его повидаться со мной, чтобы я сумел помочь в процессе возвращения в общество. Депрограммисту был необходим кто-то, кто помог бы молодому человеку проводить различие между здоровыми и нездоровыми религиями.
Нижеследующий список противопоставлений и сравнений отражает контрасты, которые начали возникать для меня из тех бесед.
Религии уважают автономию индивида.
Культы навязывают податливость.
Религии стараются помочь индивидам удовлетворить свои духовные потребности.
Культы эксплуатируют духовные потребности.
Религии терпимо относятся к вопросам и независимому критическому мышлению и даже поощряют их.
Культы отбивают охоту задавать вопросы и расхолаживают независимое критическое мышление.
Религии способствуют психодуховной интеграции.
Культы “расщепляют” членов на “хорошее культовое “я” и “плохое прошлое “я”.
Обращение в религии включает в себя ненарушаемость внутренних процессов, центральных для сущности личности.
Культовое обращение включает в себя неосознанное подчинение внешним силам, которые мало беспокоятся о сущности данной личности.
Религии рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, в движении к достижению благородных целей.
Культы рассматривают деньги как цель, как средство в достижении власти или эгоистических целей лидеров.
Религии рассматривают секс между духовенством и верующими как неэтичный.
Культы часто подчиняют членов сексуальным аппетитам лидеров.
Религии уважительно реагируют на критику.
Культы часто запугивают критиков физическими или юридическими угрозами.
Культы рассматривают семью как врага.
Религии поощряют человека тщательно подумать, прежде чем дать обязательство о присоединении.
Культы поощряют быстрые решения при незначительной информации.
РАССМОТРЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ФИЛОСОФСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Универсальной темой, которая проходит через мой опыт с выздоравливающими экс-культистами, является манера, в которой они справляются с неопределенностью, то есть, с наличием запутанности и неуверенности перед лицом потребности религиозных верующих в абсолютной убежденности.
Культизм, даже больше, чем религиозный фундаментализм, играет свою роль в пробуждении этой жажды преодолеть сложность, неопределенность и спорные вопросы дискуссионной интерпретации, чтобы даровать то, что гимн старого времени называл “блаженной уверенностью”. Евангелист Гарольд Г. Буссель (Harold H. Bussell, 1983) имел, следовательно, хорошее основание для выражения озабоченности относительно того, почему христиане - фундаменталисты выглядят настолько уязвимыми для культов. Культы, особенно основанные на Библии, проходят дополнительную милю, так сказать, и могут таким образом обеспечить для некоторых фундаменталистов даже еще большее ощущение уверенности.
Я полагаю, что нетерпимость к неопределенности является приглашением к недвусмысленному взгляду на мир, характерному для культов. Этот жесткий и упрощенный стиль обработки идей, типичный для выздоравливающего экс-культиста, представляет вызов для пасторского консультанта, особенно такого, который не разделяет этого пристрастия.