Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 72 из 105)

ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДОВ БЕЗ ЯВНОГО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ ДО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КУЛЬТУ

Многие важные вопросы и параметры для формулирования руководящих указаний представлены в случае с Бенджамином К.

Бенджамин К. был отправлен на психиатрическое обследование, потому что его семья заметила, что он становится все более встревоженным и враждебным. Недавний выпускник престижной юридической школы, Бенджамин обнаружил, что удивительно трудно было добиться позиции в юридической фирме, несмотря на его замечательную характеристику из юридической школы. Его семья отметила, что его трудности усилились после того, как он все больше внимания сосредотачивал на Патрисии, тренере группы массовой терапии. По настоянию Патрисии Бенджамин участвовал в недельном интенсивном семинаре по руководству, организованном группой Патрисии. Семья Бенджамина почувствовала, что этот опыт серьезно обострил его состояние.

Когда он обследовался на первой психиатрической консультации, Бенджамин был испуганным, чрезвычайно встревоженным, подозрительным мужчиной, который был крайне смущен и неспособен излагать недавнюю историю. Он обсуждал “семинар” и свои отношения с Патрисией обстоятельным и несвязным образом. Способность здраво разбираться была явно ослаблена. Он плохо понимал свою ситуацию. После консультации, обсуждения с семьей и значительного убеждения Бендажмин нехотя согласился на госпитализацию.

Во время госпитализации Бенджамин потребовал лечения в закрытой окружающей обстановке. Его манеры были агрессивными и угрожающими. Он требовал значительных уровней нейролептиков. Однако, через шесть недель он был выписан. После выписки Бенджамин был направлен на курс психоналитически ориентированной психотерапии. Нейролептики вскоре были отменены. В течение курса лечения его чрезвычайно поощряли прекратить контакт с группой массовой терапии и заново исследовать свои отношения с Патрисией. В конце концов Бенджамин оказался в состоянии встретить менее контролирующую женщину и жениться на ней. Он вернулся к юридической практике.

Случай с Бенджамином иллюстрирует глубоко разрушительное влияние, которое культ (в данном случае, группа массовой терапии) может иметь на индивида, бывшего до этого высоко функционирующим, явно неповрежденным. Его степень декомпенсации была необычайной, принимая во внимание его прежнюю историю академических достижений, социальной приспособляемости и профессионального функционирования. Он отреагировал на структурное стационарное лечение, объединенное с психотерапией и фармакотерапией. Благодаря его силам до присоединения и присутствию заинтересованной и оказывающей поддержку семьи, социальная и профессиональная реабилитация Бенджамина была осуществлена с относительной легкостью. Его готовность исследовать свою личность до присоединения в курсе психотерапии внесла значительный вклад в его положительный опыт после госпитализации.

Несмотря на отсутствие симптомов до присоединения, в случае с Шарон Б., где было большее сопротивление текущей психотерапии после госпитализации, имел место менее оптимистический результат.

Шарон Б. была председателем департамента математики в престижной частной средней школе. Несмотря на свой профессиональный успех, Шарон испытвала трудности в формировании и поддержании отношений с мужчинами. Продукт подчиняющего и сосредоточенного на религии прошлого, она находила трудным примирение своего чувства честности с более снисходительным социальным окружением. Наконец, бывший друг предложил ей посетить вербовочное собрание группы массовой терапии. Она посетила собрание и начальный “семинар” без явных вредных последствий. Она пришла в такой восторг относительно своего опыта, что предложила своим друзьям посещать и заключить соглашение относительно “недельного подготовительного семинара повышенного типа”.

В отличие от предыдущих собраний, этот подготовительный семинар проводился в жестко структурированной, принудительной манере. Одно упражнение требовало от нее, чтобы она выставляла себя напоказ скудно одетой и обсуждала при этом свои мастурбационные фантазии. В ходе этого “семинара” к ней часто обращались по сексуально унижающей кличке. Двадцать четыре часа в рамках этой программы делали ее все более и более озабоченной. Ее мучила навязчивая идея относительно “выставления напоказ”. Она стала настолько заметно обеспокоенной, что инструкторы отделили ее от других членов группы. Несмотря на ее очевидную декомпенсацию, не было сделано никакой попытки для того, чтобы она получила срочную психиатрическую помощь. В конечном счете Шарон бесцеремонно вышвырнули в дом ее родителей. Родители немедленно ее госпитализировали.

Начальная госпитализация Шарон была краткой. При отсутствии явных осложнений не было сделано никаких попыток организовать психиатрическую проверку исполнения. Однако, тремя неделями позже она испытала серьезную тревогу и показала симптомы фобии. Шарон была вновь госпитализирована. Эта вторая госпитализация была более длительной; чтобы выписаться, ей потребовались литиум и нейролептики. На этот раз была организована психиатрическая проверка исполнения после лечения. Несмотря на это условие, Шарон была не в состоянии вернуться в свое прежнее положение. Ее стиль жизни радикально изменился. В настоящее время она функционирует в позиции более низкого уровня и имеет планы окончания какого-нибудь учебного заведения.

Похожие проблемы присутствовали в случае с Кэти И.

Кэти И. была успешно четко выражающим свои мысли младшим администратором в инвестиционном банке. По настоянию своего друга она посещала семинар по найму, организованный группой массовой терапии. В курсе упражнений она начала проявлять признаки расщепления личности и испытывать чувство потери личности (деперсонализацию). В панике она искала срочную психиатрическую консультацию. Она описала свое чувство потери личности в наглядных и ярких терминах. Она была помещена в больницу и быстро среагировала на высокие дозы снижающих тревогу веществ. Требовалось интенсивное амбулаторное лечение.

Эти случаи иллюстрируют потенциальную возможность быстрой декомпенсации индивидов после того, как они подвергаются определенным типам культового опыта; в этих примерах все они являются занятиями массовой терапией. Эти люди были явно функциональны и не имели значительной истории заболевания. Не было отмечено никаких предшествующих началу заболевания признаков декомпенсации, но в то же время отражаются трудности в попытках оценить уязвимость до болезни даже для высоко функциональных индивидов в отношении агрессивных, принудительных и унижающих процедур, обычно применяемых в группах массовой терапии (и других культах). Наконец, эти случаи иллюстрируют важность обеспечения структурированного ухода за выздоравливающим в оказании помощи индивиду при восстановлении после этого горестного опыта.

Похожие проблемы возникли в случае с Ивом Т., показывающим потенциальную возможность более хронического заболевания с более проблематическим результатом.

Ив Т. стал подавленным, находясь в аспирантуре. Он попытался справиться со своей депрессией, посещая семинар, организованный группой массовой терапии. После посещения семинара он стал настолько потерявшим рассудок и дезорганизованным, что его попросили взять отпуск в аспирантуре. Госпитализация не требовалась, по большей части благодаря поддержке, обеспечиваемой его чрезвычайно заботливой семьей.

Уйдя из аспирантуры, он нашел работу в своей сфере, но на уровне мастера. Через три года его депрессия вернулась. Несмотря на свой предыдущий опыт, он вернулся в группу массовой терапии за поддержкой. После посещения начального семинара он стал возбужденным. Когда его смотрели в психиатрической консультации, он был крайне смущенным. дезорганизованным, подозрительным и угрожающим в отношении своей семьи и самого себя. Ив был немедленно госпитализирован.

В ходе госпитализации он быстро заново интегрировался. Первоначально ему были нужны нейролептики, но через неделю требовались только вещества, снижающие тревогу. В целом госпитализация длилась 10 дней. После одного амбулаторного визита Ив прекратил лечение. Он был не в состоянии вернуться на работу. Его и семью существенно поддерживают родители.

Эти случаи иллюстрируют спектр госпитализаций, которые возникают в результате контакта с культовой группой при явном отсутствии серьезного ранее существовавшего психиатрического заболевания. Во всех случаях пациенты быстро декомпенсируются под интенсивным давлением группы, порождаемым в контексте массовой терапии. Опыт внутри группы ускорял краткий психопатический эпизод. Однако, несмотря на начальную клиническую картину, отмеченную аффективным непостоянством, подозрительностью, возбуждением и смущением, эти индивиды быстро восстанавливаются заново и остаются амбулаторными больными без длительного использования стабилизирующих настроение веществ и/или нейролептиков. Тем не менее, их параноидальное и квазиманиакальное возбуждение является доказательством того, что даже умные индивиды с высоким уровнем функционирования, живущие в контексте социальной поддержки могут декомпенсироваться и - как показал радикально изменившийся жизненный стиль Шарон Б. - могут переживать значительные осложнения даже при амбулаторной психотерапии.

Амбулаторная психотерапия является необходимостью, если жертвы культа собираются вернуться к своему прежнему уровню функционирования. Значительной характерной чертой этих пациентов, однако, является отсутствие интереса и/или недостаток понимания необходимости амбулаторной психотерапии. Не удивительно, что ранее высоко функционировавшие индивиды будут с готовностью складывать основное бремя своего эпизода к ногам своего культового опыта. Тем не менее, крайне важно поощрять их рассмотреть возможность того, что в дополнение к деструктивному воздействию культового опыта могла существовать какая-то предварительная уязвимость и что полное выздоровление часто требует дальнейшей психиатрической консультации.