Индивиды, которые ищут помощи у групп массовой терапии, часто являются скептиками в отношении психотерапевтических подходов главного общества. Однако, если психотерапия осуществляет подход ориентированным на задачу образом, без отклонения и с взглядом в направлении помощи индивидуальной работе со специфическими источниками стресса, она может быть принята. Последовательная работа с важными членами семьи особенно важна в этом процессе. Даже если отношения экс-культиста и важных фигур родителей и/или членов семьи были отмечены противоречивостью, работа с членами семьи часто крайне полезна в том, чтобы позволить пациенту, скептическому в других отношениях, принять госпитализацию и/или амбулаторный уход. Более того, сами члены семьи могут иметь много сомнений, например, относительно своего родительства, и будут заслуживать поддержки, которую может обеспечить контакт с психиатром.
Четыре описанных выше пациента были высоко функционирующими индивидами с небольшой психопатологией до своего присоединения к культу. Участие в культовой группе привело в результате к кратким, ограниченным во времени психопатическим эпизодам с относительно мягкими последствиями. Когда требуется госпитализация индивида с хроническим заболеванием после присоединения к культу, мы видим клинические проблемы, которые отличаются от тех, что изложены в предыдущих ситуациях.
ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ, ИМЕВШИМСЯ ДО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КУЛЬТУ
Случай с Генри С. Иллюстрирует проблемы, которые возникают, когда госпитализация происходит в контексте открытого психиатрического заболевания и последующего присоединения к культу.
Генри С. посещал престижный колледж. В последней половине предпоследнего года обучения его академическое исполнение ухудшилось. Он вступил во враждебные, дискуссионные обмены с учителями (с которыми до этого у него были дружеские отношения). Его исполнение в университетской команде по лакроссу ухудшилось. После возвращения его подруги к родителям в Европу Генри стал чрезвычайно подавленным. Он начал самоизолироваться. Он обращался с друзьями с плохо скрытой надменностью и враждебной отчужденностью. Его родители заметили растущую религиозную озабоченность. В течение этого периода возрастающего возбуждения он связалс с культовой группой и вступил в нее. В панике его родители искали психиатрическую консультацию. Они оказались в состоянии добиться судебного решения, направляющего Генри на прохождение психиатрического обследования.
Во время психиатрического обследования Генри был встревоженным, потерявшим рассудок испуганным молодым человеком со слабым контактом с окружающей средой. Он нехотя согласился на госпитализацию. В течение курса краткой госпитализации его состояние быстро улучшилось. Он хорошо реагировал на вещества, снимающие тревогу. От контакта с культом его отговорили. В ходе госпитализации он также был представлен консультантам по выходу на добровольной основе. Он установил с ними хорошие отношения и заранее обругал свое членство в культовой группе. После выписки он посещал гостиницу на полпути для экс-культистов. Явно заново интегрированный, он осенью вернулся в колледж.
Однако, через две или три недели после возвращения в колледж он начал действовать эксцентричным образом. Он стал крайне возбужденным и сообщил своему товарищу по комнате, что Бог разговаривает с ним по телефону. В этом состоянии возбуждения он связался с культом и по совету культа покинул колледж. При поощрении культа он отказался от психиатрической помощи. В настоящее время он действует как член культовой команды по сбору средств.
История Генри поднимает значительные спорные вопросы. Его присоединение к культу произошло во время серьезного депрессивного эпизода. Его изоляция, отчуждение, враждебность и грандиозность свидетельствовали о тяжелом психиатрическом заболевании. Однако, благодаря предыстории его социальных и интеллектуальных сил его семья сосредоточилась на симптомах прежде всего как на результате присоединения к культу. Таким образом, его поддержали в возвращении в колледж, но без соответствующего обеспечения психиатрической проверки исполнения. Это, фактически, было отрицанием того, что его присоединение к культу было само по себе симптомом лежащего в основе действительно серьезного процесса. Сама яркость симптома культового присоединения затмила настоящую глубину его заболевания.
Другие аспекты общей границы между хроническим психиатрическим заболеванием и культовым присоединением показаны в случае с Шелдоном З.
Шелдон З. посещал юридическую школу. На третьем году, охваченный чувством тревоги относительно своего будущего направления, Шелдон посещал собрания, организованные рядом групп Нового Века. Он покинул юридическую школу, чтобы заниматься своими новыми восторгами. В конечном счете он был вынужден вернуться в дом своих родителей, потому что исчерпал большой управляемый по доверенности фонд.
Вернувшись домой, он действовал все более и более странным образом. Он обычно очень подробно говорил о заговорах, направленных против него злобными существами; он безумно звонил своим “хозяевам” в поисках поддержки в этой битве “космической” важности. В конце концов его поведение стало настолько дезорганизованным, что ему потребовалась госпитализация.
В ходе госпитализации он реагировал на нейролептики и литиум. Однако, ядро его системы заблуждений осталось нетронутым. Он оставался захваченным “космической” битвой и неоднократно выражал вслух напряженную способность к формированию и восприятию суицидных идей. Хотя даже “мастер” побуждал Шелдона участвовать в психотерапии и продолжать медикаментозное лечение, этот “мастер” также усиливал странную систему верований Шелдона. Шелдон был вполне готов продолжать амбулаторное лечение при условии, что его система верований и/или контакт с его гуру не будут затронуты.
Амбулаторное лечение Шелдона З. показывает проблему, с которой сталкивается психиатр, работая с индивидом, который хронически болен и в то же время продолжает быть погруженным в эксцентричную систему верований. В то время, как большинство культовых групп не поощряют контакт с психотерапевтами основного общества, по моему опыту, не все культовые лидеры не будут поощрять контакт с обычными профессиональными каналами, особенно когда они чувствуют себя подавленными требованиями, предъявляемыми приверженцем. В самом деле, в этом контексте психиатр может быть обязан установить отношения с культовым лидером, чтобы получить его поддержку для пациента в проведении соответствующего психиатрического лечения. В то время, как чрезвычайно труюно поддерживать неосуждающий подход в отношении системы верований, которая включает иррациональные ссылки - такие, как многочисленные более высокие уровни существования и захват темными силами, как в случае с Шелдоном - к этим странным идеям можно подходить экзистенциально как к метафорам чувства изоляции и депрессии пациента. Таким образом, система верований Шелдона, которая игнорировала правдоподобие и рациональность со своими многочисленными сущностями без ограничений, не была подвергнута вызову. Вместо этого, фокус его лечения оставался в установлении терапевтического союза, который позволил бы Шелдону заниматься его земной деятельностью, в то время как он исследует не связанные с культом социальные варианты выбора (и позволил бы ему сопротивляться импульсивному осуществлению его способности к формированию и восприятию суицидных идей).
Особая навязчивая идея Шелдона имела гностическое качество. Другие пациенты могут быть членами групп, которые поддерживают расистские или антисемитские доктрины. Во всех этих случаях, если психиатр должен работать с этими индивидами продуктивно, он должен быть настороже в отношении интенсивного контрперехода, который почти обязательно возникнет. В случае с Шелдоном психиатрическая деятельность основного направления на “материальном” уровне постоянно была опорочена; в других случаях, психиатру могут постоянно бросать вызов из-за его происхождения. Однако, если признано, что эти производные являются частью попытки пациента поддерживать некое самоуважение и/или независимость от психиатра, от которого пациент чувствует себя все более и более зависимым, эти идеологические произведения не обязательно мешают прогрессу лечения.
РАБОТА С ИНДИВИДАМИ, КОТОРЫЕ ИСПОВЕДУЮТ ВЕРУ В САТАНИЗМ
Проблемы, возникающие в работе с индивидами (прежде всего, с подростками), которые исповедуют сатанистские верования, значительно отличаются от ранее рассмотренных. Случай с Эдвардом И. Вызывает определенные мысли в этом плане:
Эдварда И. привели для психиатрической консультации, потому что он недавно начал часто посещать толпу крайне нелояльных юношей в своей средней школе. Его мать заметила странные надписи на стене в его спальне - надписи отвратительного типа, такие как обезображенные животные, пытаемые женщины и так далее. Она также заметила его возрастающий интерес к музыке в стиле “тяжелого металла” (heavy metal music) и склонность к черной одежде, вызывающей и в других отношениях. В средней школе Эдварда была недавно эпидемия самоубийств. Его мать была обеспокоена тем, что Эдвард может быть уязвимым для этой групповой заразы.