Во время психиатрического исследования Эдвард был крайне обеспокоенным и подавленным юношей с хорошим контактом с окружающей средой. Он охотно признавал способность к формированию и восприятию идей самоубийства, описывал недавнюю деятельность по использованию одежды, противоречащей общеринятым нормам, и серьезное злоупотребление вредными веществами. Кроме того, он признался в возрастающем интересе к сатанизму и оккультной деятельности. Прошлое было значительным в том отношении, что Эдвард был продуктом разбитого дома и два его последовательных отчима были тяжелыми алкоголиками. Его отношения с матерью были крайне противоречивыми - временами чрезмерно близкими, а временами сдержанными и бесстрастными.
Из-за многочисленных трудностей, испытываемых Эдвардом, была организована его госпитализация. После курса длительностью в несколько месяцев Эдвард был способен отделить себя от своих товарищей - правонарушителей, установить более подходящие отношения со своей матерью и прекратить злоупотребление вредными веществами. Он продолжал проходить курс амбулаторной психотерапии.
Случай с Эдвардом является показательным для подростков, которые проявляют интерес к сатанизму. В отличие от членов культа, подростки, которые любительски занимаются сатанизмом, обычно являются продуктом гораздо более значительного патологического прошлого. Эта патология и текущая ситуация часто бывают обострены значительным злоупотреблением наркотиками, и в наличии имеются антисоциальные наклонности и связи. Юноши - дилетанты гораздо более испытывают риск самоубийства. В самом деле, они могут заниматься саморазрушительной деятельностью из-за фантазии относительно того, что они возникнут в последующей жизни как гораздо более могущественные существа ( a la Фредди в фильмах Пятница, 13-е).
В ходе госпитализации дилетанты - сатанисты могут принимать на себя запугивающую роль в рамках культуры больничной палаты и/или включаться в антисоциальные потенциальные возможности в пределах больничной окружающей среды, то есть, заниматься противоправной деятельностью и злоупотреблением вредными веществами. Жизненно важно, чтобы контакт с другими членами сатанистских групп был запрещен. Кроме того, важно широкое просвещение членов персонала, когда они работают с сатанистами, из-за напряженных проблем контрпередач, могущих возникнуть при работе с индивидами, которые были активными участниками деструктивного, садистского и другого антисоциального поведения. Наконец, поскольку сатанисты часто являются продуктами значительного патологического прошлого, требуется тщательная оценка физического или сексуального насилия в их отношении в период детства.
ОБСУЖДЕНИЕ
После тщательного рассмотрения этих случаев определенные руководящие указания отражают реальности работы с индивидами, которые присоединились к культовым группам и требуют госпитализации. Вот они:
1. Тщательная оценка состояния индивида до присоединения. Культовое присоединение может ускорить краткую психопатическую реакцию. Оно также может быть симптомом лежащей в основе тяжелой патологии и хронического заболевания. Даже у здорового в других отношениях индивида краткая психопатическая реакция может быть поразительно тяжелой, при которой пациент проявляет возбужденное, подозрительное, беспорядочное и квазиманиакальное поведение. Однако, госпитализация, которая помещает индивида в структурированную и защищенную окружающую обстановку без дальнейшего контакта с членами культовой группы, обычно является успешным в прекращении краткой психопатической реакции.
2. Лечение индивида с проблематичной историей до присоединения часто является затяжным и сложным. Могут потребоваться стабилизаторы настроения, вещества, снижающие тревогу, и нейролептики. В то время, как контакт с членами культовой группы не следует поощрять, психотерапевты должны быть готовы к возможности того, что даже если пациент восстанавливается после данного эпизода, он может все же считать себя активным членом культа и поддерживать культовую идеологию. Поскольку многие культовые группы с пренебрежением относятся к психотерапии или активно выступают против нее, следует считать консультирование о выходе существенным элементом долговременной госпитализации или в работе с давними членами культа, которые являются хронически больными. В избранных случаях следует сделать попытку заручиться поддержкой культовой группы при проведении основной психотерапии, и это может быть полезным.
3. Уход после лечения, проверка эффективности лечения в гостиницах на половине дороги и других оказывающих поддержку учреждениях, в особых реабилитационных центрах для бывших культистов могут быть крайне полезными. В большинстве случаев уход после лечения должен включать консультирование о выходе, психотерапию, семейную терапию и фармакотерапию. Другие части этой книги обеспечивают информацию по всем типам этого ухода после лечения, кроме последнего.
Относительно фармакотерапии позвольте мне процитировать рекомендации, данные доктором Дж. Кларком:
При принятии решения относительно того, прописывать или не прописывать медикаментозное лечение бывшим членам культа, доктору следует иметь в виду, что трудно определить степень, в которой симптомы экс-культиста являются функцией культового опыта или действительного психиатрического заболевания. Следовательно, врачу следует быть (а) более осторожным, чем обычно, при принятии решения о прописывании лекарств и (b) очень внимательно следить за прогрессом пациента, когда дается медикаментозное лечение.
Последний пункт особенно важен, ибо клинические данные предполагают, что экс-культисты реагируют на медикаменты быстрее (и иногда более неблагоприятно), чем это обычно ожидается. Так, видимо, обстоит дело, независимо от того, являются симптомы психопатическими или непсихопатическими и существует или не история психиатрического расстройства. Поэтому, прописывая медикаментозное лечение экс-культистам, врач должен быть готов уменьшить дозировку или прекратить медикаментозное лечение быстрее, чем это предполагала бы обычная практика. (Clark, Langone, Schecter, & Daly, 1981, p. 79)
Позвольте мне также добавить замечание относительно консультирования о выходе. Консультирование о выходе является образовательным воздействием, которое обеспечивает бывших культистов концептуальной структурой для понимания того, как их обольстили и эксплуатировали высоко интенсивные группы. Иногда является подходящим начать консультирование о выходе в подразделении стационарного лечения. Часто оно может происходить как часть проверки исполнения лечения. Консультанты по выходу, однако, также могут играть полезную роль в просвещении штата больницы относительно реальностей и воздействия культового присоединения, даже если консультанты по выходу не работают непосредственно с пациентом во время его пребывания в больнице. Это особенно верно, когда у консультантов по выходу имеются специальные знания о той группе, к которой принадлежал пациент.
Члены культа, которым необходима госпитализация, сталкиваются с двойным бременем, будучи вынужденными иметь дело с серьезным душевным заболеванием, ускоренным или обостренным эксплуататорски манипулятивным культовым окружением. Работники психиатрии, которые встречаются с такими пациентами, должны быть готовыми к возможной роли деструктивных групп. Иначе они могут скорее увеличить, чем облегчить, бремя своего пациента.
ССЫЛКА
Clark, J., Langone, M. D., Schecter, R. E., & Daly, R. C. B. (1981). Destructive cult conversion: Theory, research and treatment. Weston, MA: American Family Foundation.
14
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ГРУПП ПОДДЕРЖКИ
Уильям Голдберг, M.S.W., A.C.S.W.
Присоединение индивидов к группам является важным и необходимым фактором человеческого существования. Все мы нуждаемся в том, чтобы быть принятыми другими, и сила групп может быть использована либо для помощи, либо для вреда. Каждый бывший культист признает власть групп, потому что все культы используют групповую динамику, чтобы манипулировать своими членами и контролировать их. (Культовые ситуации один - на - один являются необычными, но они описывают группу. В данном случае, группа является парой).
В этой главе я буду исследовать злостное использование групповой динамики культами и культовыми лидерами и предложу способы, с помощью которых может быть использована положительная групповая динамика, чтобы помочь бывшим культистам в процессе выздоровления. Наконец, я дам предложения относительно правил и линии поведения, которые могут быть приняты группами выздоровления для бывших культистов.
ВЛАСТЬ ГРУПП
Человеческие существа являются общественными животными. Фактически, первым признаком человечности является общественная улыбка ребенка. Мы определяем самих себя путем идентификации с соответствующими группами, включая свою страну, религию, расу, класс, политическую партию и род занятий. Как указа Бион (Rioch, 1972, p. 20), даже отшельник в пустыне не может быть понят до тех пор, пока мы не узнаем, от какой группы он отделился.
В отношении поведения группа в целом является чем-то большим, нежели сумма индивидуальных членов. Люди в группе склонны действовать иначе, чем они стали бы действовать в качестве изолированных индивидов. Лебон (LeBon, 1960) указывал, что “в толпе каждое чувство и действие являются до такой степени заразительными, что индивид с готовностью жертвует своим личным интересом в пользу коллективного интереса” (p. 30). Диктаторы и культовые лидеры, также как и более мягкие лидеры, могут заставить людей делать такие вещи, которых они не стали бы делать в нормальном состоянии, полагаясь на заражение, которое происходит в группе.