Уязвимость
Во время личного перехода групповое присоединение и идентификация особенно важны. Подростков, например, уже не удовлетворяет ответ на вопрос “Кто ты?” путем определения себя в качестве ребенка своих родителей, определения, которое устраивало их, когда они были младше. Поскольку большинство подростков в нашем обществе еще не определили точно, кто они такие, они склонны отвечать на вопрос ссылкой на группы, с которыми они себя идентифицируют. Подростки склонны принимать стиль одежды и взгляд на мир, которые отражают их групповую идентификацию.
Молодые люди, находящиеся вдали от дома и, следовательно, вдали от групп, с которыми они прежде себя идентифицировали, выглядят особенно уязвимыми. Гальперин (Halperin, 1983) описывает начальный контакт с культом при таких обстоятельствах как контакт, который “обещает контекст для общения. Он предоставляет время и место для индивида, который находится буквально без определенных занятий,...чтобы установить некий человеческий контекст, в котором можно функционировать” (p. 225). Гальперин напоминает нам, что эта потребность в границах и человеческом контексте, в котором можно было бы встречаться, есть и общаться, едва ли является патологической (p. 225). Юность является наиболее общим периодом перехода и поэтому наиболее общим временем для того, чтобы оказались потревоженными семейные связи и идентификации. Однако, другие периоды перехода также могут вызвать уязвимость. Эти периоды могут включать развод, потерю супруга или супруги, потерю работы, общее разочарование или истощающее заболевание.
Злостное использование групповой динамики культами
В культах естественные и здоровые желания человека идентифицироваться с группой равных регулируются с целью изменения их взглядов на самих себя, свои семьи и внешний мир. Необходимо отметить, что на начальных стадиях присоединения индивиды, присоединяющиеся к культу, редко знают что они именно это делают. Они обычно полагают, что они присоединяются к группе, изучающей Библию, изучают методику медитации, становятся частью коммуны и так далее. Как только новый рекрут вступает в границы культа, применяются манипулятивные методики, чтобы добиться подчинения. Они включают в себя бомбардировку любовью, отказ от одобрения здорового отстаивания своих прав и положительное подкрепление соглашательского поведения в детском духе.
Как и во всех группах, культы требуют от своих членов пройти через вступительный период, в ходе которого от новичка ожидают, что он будет похожим на ребенка и восприимчивым к культовой доктрине. Этот вступительный период облегчает ресоциализацию в новом способе смотреть на мир. От новых членов культа часто требуют выполнения унижающих задач как средств подкрепления их послушнического состояния. Обычно их не поощряют поддерживать контакт с семьей и друзьями - другой группой равных, с которой они могли бы идентифицироваться - а часто запрещают этот контакт.
Внутри культа оркестрованная групповая динамика используется для усиления чувства, что ты являешься частью элитного авангарда, в то время как высмеиваются старые методы мышления и поведения и представляются новые. Член культа получает положительное подкрепление за принятие группового жаргона и подчинение стандартам группы. Многие группы даже даруют новый “день рождения заново”.
Группы поддержки в процессе выздоровления
Поскольку манипулятивная и эксплуататорская групповая динамика была использована, чтобы обратить в детство, поработить и нанести ущерб членам культа, бывшие культисты часто неохотно вступают в новые отношения (Goldberg & Goldberg, 1988). Бывшие культисты могут бояться близости на основе отношений один-на-один, а также могут даже бояться вступать в повышающие уровень развития обучающие группы. Однако, именно потому, что групповая динамика применялась для нанесения им вреда, именно группа является особенно действенным инструментом, применяемым для того, чтобы помочь им выздороветь.
Две важнейшие задачи, которые должны выполнить бывшие культисты, заключаются в восстановлении чувства совершенного владения своей окружающей средой и чувства доверия к своим собственным инстинктам. Групповая динамика внутри культа применялась, чтобы обессилить их и поощрять их в подавлении своих чувств и в обороне от них. Обучающая группа может помочь бывшим культистам почувствовать себя удобнее в принятии зрелого, независимого, самоуправляющегося состояния. Она также может оказать помощь в том, чтобы почувствовать, что они снова могут доверять другим.
Группы являются особенно целительными средствами в оказании помощи бывшим культистам. Во-первых, группа помогает сломать ощущения изолированности и одиночества. Немногие друзья и члены семей могут понимать опыт бывших культистов и сопереживать ему. Другие могут быть слишком поспешными в объяснении, истолковании или упрощении собственного опыта культистов для себя. Группа выздоровления дает бывшим культистам благоприятную возможность описать свой опыт сочувствующей аудитории людей, которые прошли через похожий опыт. Для индивидов, недавно покинувших культ, особенно полезно увидеть других, которые уже ушли из подобных групп и уже участвуют вновь в мире вне культа. Группа помогает членам понять, что манипулятивные методики, применяемые их культом, применялись также и в других культах. Это признание в дальнейшем служит воплощению и, таким обоазом, рассеиванию вошлебного значения культовых ритуалов и методик.
Другой полезный фактор групп выздоровления для бывших культистов заключается в том, что другие члены групп могут предложить практический совет о том, как справиться с трудными ситуациями. Например, группы могут обсудить, что следует писать в краткой автобиографии при поступлении на работу; как реагировать, когда с тобой вступают в контакт члены культа; как справляться с положительными и отрицательными чувствами относительно культа, культового лидера и членов культа; и как сообщать членам семьи и друзьям о культовом опыте.
МОДЕЛЬ ГРУППЫ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ
Сообщив о положительных результатах, которые группы могут иметь в процессе выздоровления для бывших культистов, я хотел бы описать одну успешно действующую группу выздоровления. Я также буду обсуждать некоторые спорные вопросы, которые следует продумать при планировании подобной группы.
В течение последних 16 лет мы с Лорной Голдберг совместно руководили группой поддержки для бывших культистов. Группа встречается ежемесячно у нас дома, и формальная часть длится два с половиной часа. Группу могут посещать только индивиды, прошедшие предварительную проверку и приглашенные в группу одним из соруководителей (смотрите ниже). Группа по размерам колеблется от 6 до 30 членов.
Собрания начинаются с формулирования группового контракта (то есть, с цели группы): Это группа для бывших культистов, и все в комнате, за исключением лидеров группы, были в культе. Каждый был проверен одним из руководителей группы. Цель группы заключается в обсуждении опыта пребывания в качестве бывшего культиста и исследовании проблем и чувств, с которыми должны бороться бывшие культисты. Все, что обсуждается в группе, является конфиденциальным.
Следующая стадия в группе посвящена знакомствам. Все участники представляются и рассказывают что-то о себе и о своих причинах для посещения собрания. Обычно они говорят, в каком культе они были, как долго они в нем пробыли и как давно они находятся вне его; затем они выкладывают проблемы, которые являются для них особенно тревожащими в настоящий момент. Таким образом, лед сломан, и члены группы находят, что высказаться легче. Этот метод также позволяет членам группы почувствовать других и ощущить общность, которая может у них существовать.
После представлений собрание оказывается открытым для непосредственных комментариев. Обычно что-то сказанное при знакомствах будет вызывать реакцию у другого члена группы. Например, участник может комментировать, как он справился с конкретным препятствием или эмоцией. Иногда один из членов группы будет просить пояснения по проблеме, которая была упомянута в начале занятия группы. Если никто ничего не комментирует, один из руководителей группы укажет темы, которые прошли в начальных комментариях участников в этот вечер. Этого заявления обычно бывает достаточно, чтобы спровоцировать обмен мнениями между членами группы.
Роль руководителя группы
В ходе встречи руководители действуют в качестве катализаторов в обмене между участниками. Мы не пытаемся быть экспертами, мы также не высказываем суждений о различных способах справляться с проблемами, которые возникают. Именно исцеляющая атмосфера группы и поддержка других участников обеспечивают стимул встречи. Если лидеры присваивают себе слишком активную роль или вмешиваются слишком быстро с возможными решениями, они окажутся расстраивающими целительный и придающий силы процесс группы.
В течение дискуссии мы указываем определенные последствия принятия ими конкретного образа действий. Например, если член группы говорил, что его способом справиться с ущербом и предательством, порожденными культом, является решение никогда не любить или никогда не доверять другому, мы можем указать на высокую эмоциональную цену, которая платится за это решение. Мы обычно просим комментариев у других членов группы или спрашиваем, не нашли ли другие члены группы другие решения этой проблемы.
Бывают случаи, когда для руководителей важно вмешаться и использовать авторитет, присущий руководящей роли, чтобы направить группу на более продуктивный в терапевтическом плане путь. Мы постоянно подкрепляем концепцию о том, что существуют различные, равно обоснованные решения для проблем; мы стараемся вмешиваться в ситуации, когда группа видит одно единственное решение в качестве приемлемого. Например, если вся группа готова согласиться, что лучше всего никогда снова не посещать церковь или мы чувствуем, что одного из членов подталкивают к тому, чтобы он сделал что-нибудь такое, что он не готов сделать, мы указываем альтернативные методы разрешения ситуации. Мы подчеркиваем, что эти альтернативные методы также могут быть обоснованными или что данные альтернативы могут меняться для одного и того же индивида на протяжении процесса выздоровления. Наша цель заключается в том, чтобы избегать упрощенных ответов на сложные проблемы, и в понятии о том, что правильный ответ существует, если только индивид сможет его разглядеть. Поступая подобным образом, мы проводим различие между культовым и некультовым поведением.