Смекни!
smekni.com

Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия (стр. 77 из 105)

Очевидно, что присутствие активного члена культа было бы причиняющим неудобство и сдерживающим для бывших членов, когда они пытаются обсуждать свое собственное выздоровление. Активные культисты могут не считать правила конфиденциальности более подчиняющими, чем их лояльность в отношении культа. Активные члены также могут делать провокационные заявления, которые могут сдвигать фокус встреч с оказания помощи членам группы в том, чтобы справляться со своим состоянием бывших культистов, на то, чтобы помогать члену культа увидеть свою группу в другом свете.

Начальное интервью с целью проверки также является полезным для объяснения, что собой представляет группа и каковы ее цели, предоплагаемым членам. Им можно сказать, что происходит на собраниях, кто их может посещать и что им будет предложено делать. Также может уменьшить их страхи перед посещением группы незнакомцев знание, что там будет, по крайней мере, один человек, которого они встречали до того. (О более глубоком обсуждении процесса проверки смотрите Goldberg & Goldberg, 1982).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой главе я обсудил власть групп, злостное использование групповой динамики культами и способ, при котором положительная групповая динамика может быть полезной в процессе выздоровления. Я представил модель группы выздоровления, которая успешно использовалась группой исцеления, в то же время высказав предположение, что другие модели могут быть использованы, чтобы помочь бывшим культистам выздороветь после своего опыта. Похожие группы могут быть полезными для семей активных культистов. Каждый, чья жизнь была затронута культом, знает, как могут быть нужны поддержка и поощрение. Группы могут быть важным средством для оказания людям помощи в получении этой поддержки и поощрения.

ССЫЛКИ

Bailis, S., Lambert, S., & Bernstein, S. (1978). The legacy of the group: A study of group therapy with a transient memberstrip. Social Work in Health Care, 3(4), 405-418.

Goldberg, L., & Goldberg, W. (1982). Group work with former cultists. Social Work, 27(2), 165-170.

Goldberg, L., & Goldberg, W. (1988). Psychotherapy with ex-cultists: Four case studies and commentary. Cultic Studies Journal 5(2), 193-210.

Halperin, D. A. (1988). Group processes in cult affiliation and recruitment. In D. A. Halperin (Ed.), Psychodynamic perspectives on religion, sect and cult. Boston: John Wright PSG.

LeBon, G. (1960). The crowd. New York: Viking Press.

Rioch, M. J. (1972). The work of Wilfred Bion on groups. In C. J. Sager & H. S. Kaplan (Eds.), Progress in group and family therapy. New York: Brunner/Mazel.

Spero, M. H. (1982, July). Letter to the editor. Social Work, 27(4), p. 384.


15

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СЕМЕЙ

Арнольд Марковиц, M.S.W., C.S.W.

Родители, имеющие взрослого сына или дочь в культе, часто нуждаются в поддержке и, в некоторых случаях, в финансировании ухода их ребенка из культовой группы. Для большинства родителей это является нехарактерным участием в личной жизни их ребенка; однако, вмешательство родителей может быть оправдано, если культ неблагоприятно воздействовал на их ребенка. Решение о том, чтобы поощрить сына или дочь пересмотреть членство в культовой группе, не является легким и часто создает дилемму для родителей. Во-первых, существует вопрос о том, в какой степени родителю следует вмешиваться в жизнь взрослого отпрыска. С другой стороны, не вмешиваясь и не выражая тревоги, родители подвергаются риску показаться принимающими, даже поддерживающими присоединение к культу. Жалобы в отношении группы часто рассматриваются как вопрос контроля и могут быть восприняты ребенком как личная критика.

Чтобы предложить эффективную аргументацию против культа, родителям часто необходимо полагаться на услуги бывших членов культа и профессиональных консультантов по выходу, которые могут быть очень эффективными в своих спорах с вовлеченными в культ сыном или дочерью. Добровольное консультирование о выходе доказало свою эффективность именно благодаря тому, что это уважительный процесс, основанный на любви и поддержке обеспокоенных членов семьи и друзей, тех, у кого имеется достаточный статус, чтобы просить члена культа принять участие в воздействии консультирования о выходе.

Кэрол Джиамбалво (Carol Giambalvo, 1992; Главы 7 и 8), чрезвычайно уважаемый консультант по выходу, дает полезные предложения для понимания роли консультанта по выходу в осуществлении начала послекультового процесса выздоровления. Консультирование о выходе часто является первым образовательным шагом в этом процессе. Если бывший член культа планирует пребывание в жилом реабилитационном центре (предпочтительно таком, который специализируется на послекультовых проблемах выздоровления), консультанту по выходу следует предпринять путешествие с экс-культистом, чтобы облегчить переход от культа и занятий по консультированию о выходе к реабилитационному центру. В это время можно привлечь внимание штата центра к вопросам, доставляющим особую озабоченность. Во время консультирования о выходе могут возникнуть определенные проблемы, которые имеют отношение к семейному конфликту и к сферам семейной дисфункциональности. Работа консультанта по выходу заключается в том, чтобы сосредоточиться на вопросах, связанных с культом, таких, как контроль сознания, и обходить семейные дела, которые потенциально могут подвергать опасности или вызвать крушение воздействия и успешного исхода. Следовательно, консультанты по выходу обычно не занимаются семейной терапией, и, вероятно, им не следует ею заниматься.

Консультирование о выходе является напряженным и мощным опытом, который может поощрять зависимость от консультанта через феномен передачи, который часто имеет место в терапевтическом лечении. Как только культист принял решение покинуть культ, независимо от того, собирается ли он отправиться в реабилитационный центр, теперь для бывшего члена желательно заново связаться с членами семьи и установить терапевтический союз с другими профессиональными помощниками, которые могут вступить на сцену в это время. У членов культа часто имеется склонность к идеализации; значит, следует позаботиться, чтобы консультант по выходу не рассматривался в качестве следующего гуру.

В случае с теми, кто покидает культы без формального воздействия, послекультовые симптомы являются похожими. Однако, для этих экс-культистов ( часто называемых ушедшими прочь или отверженными) необходимо прийти к пониманию того, как культ манипулировал ими и эксплуатировал их, до того, как они смогут полностью выздороветь.

ПОСЛЕКУЛЬТОВЫЕ СИМПТОМЫ

Одна из первых наблюдателей культистов и экс-культистов, психолог Маргарэт Талер Сингер (Margaret Thaler Singer, 1979) была первой, кто определил тип и серьезность психологических симптомов, проявляемых этими индивидами. С того времени многие другие клиницисты, включая меня, подтвердили выводы Сингер и прибавили дополнительные наблюдения (Clark, 1979; Hassan, 1988; Spero, 1983; West & Singer, 1980). Многие бывшие члены культа, особенно имеющие опыт длительных или интенсивных периодов медитации, без конца повторяющихся молитв или монотонного пения, представляют некоторые или все из следующих симптомов:

· Расщепление личности (“плавание”): непроизвольное перемещение в измененные состояния сознания

· Трудность сосредоточения: потеря критического мышления; слабое умение правильно разбираться

· Зависимость, покорность, внушаемость

· Потеря памяти

· Тревога

· Чувство вины: из-за потери друзей в группе, из-за причинения неудобств своим семьям

· Страх: перед карой Бога, перед самой группой и из-за угроз, неизменно высказываемых лидером в отношении членов, которые ушли

Гнев - это другая обычно испытываемая эмоция. Бывшие члены культа, которые получили курс психотерапии, в конце концов выражают гнев из-за того, что они позволили себя контролировать и использовать культовой группе или лидеру. Однако, интересно отметить, что многие бывшие члены остаются защищающими лидера, имея склонность вместо него сосредотачивать свой гнев на других в группе. Для экс-культистов типично, по крайней мере, сначала, говорить, что у лидера хорошие намерения, в то время как другой член разрушил идеалы группы.

Психотерапия помогает индивиду интегрировать свою докультовую личность в качестве способа сделать бывшего члена снова единым целым. Задача заключается в том, чтобы достичь устойчивого ощущения собственного “я” и иметь дело с проблемами взрослой жизни.

СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Семейная динамика, включая прошлое и настоящее взаимодействие, конфликты и модели, является очевидной, когда кризис участия ребенка в культе достигает семейного понимания. Стресс, который ощущают родители, и их реакция на него являются особенной заботой как для терапевта, так и для родителей. Снижение стресса и развитие сети хорошей поддержки являются наиболее полезными для родителей. Прежде чем рассматривать вопрос о консультировании о выходе, родителям следует узнать о психологическом функционировании семьи, чтобы предвидеть и разрядить любые конфликты, которые могут подорвать процесс консультирования о выходе.

Проблемы и динамика, общие для семей культовых членов, включают в себя следующее:

· Родители обвиняют друг друга в участии их сына или дочери в культе

· Культовая проблема обостряет родительские конфликты или пробуждает заново дремлющие супружеские проблемы

· Один из родителей может быть эмоционально чрезмерно занятым членом культа и эмоционально сдержанным в отношении супруга (супруги).

· Родители часто боятся вызывать гнев своего ребенка; они склонны уступать. Например, они, вероятно, не выражали своих тревог в отношении группы на ранних стадиях вовлеченности их ребенка.

· Возникает ощущение отчаяния и безнадежности; родители чувствуют себя задетыми отказом своего ребенка от семейных ценностей и семейных религиозных взглядов.

· Родители разгневаны тем, что их отпрыск позволяет контролировать свою жизнь группе или лидеру.

· Родители сердятся на культ, на лидера и на других членов за то, что они завербовали их ребенка.

· Родители испытывают потерю таких удовольствий, как видеть своего ребенка, развивающего карьеру, имеющего семью и детей (для них - внуков); родители часто чувствуют себя расстроенными из-за того, что их сын или дочь не смогли добиться достаточно хорошей приспособленности к взрослой жизни.