Clark, J. (1979). Cults. Journal of the American Medical Association, 242(3), 279-281.
Fine, Y. (1988). Toward family reunification: Counseling the cult recruit. In G. Eisenberg (Ed.), Smashing the idols: A Jewish inquiry into the cult phenomenon. Northvale, NJ: Jason Aronson.
Giambalvo, C. (1992). Exit counseling: A family intervention. Bonita Springs, FL: American Family Foundation.
Goldberg, L., & Goldberg, W. (1988). Group work with former cultists. In G. Eisenberg (Ed.), Smashing the idols: A Jewish inquiry into the cult phenomenon. Northvale, NJ: Jason Aronson.
Hassan, S. (1988). Combatting cult mind control. Rochester, VT: Park Street Press.
Matkowitz, A. (1983). The role of family therapy in the treatment of symptoms associated with the cult. In D. Halperin (Ed.), Psychodynamic perspectives on religion, sect and cult. Boston: John Wright PSG.
Minuchin, S., Rosman, B. L., & Barber, L. (1978). Psychosomatic families. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Ross, J. C., & Langone, M. D. (1989). Cults: What parents should know. New York: Lyle Stuart.
Singer, M. T. (1979, January). Coming out of the cults. Psychology today, 2(1), pp. 72-82.
Spero, M. (1983). Individual psychodynamic intervention with the cult devotee: Diagnostic and treatment procedures with a dysautonomous religious personality. In D. Halperin (Ed.), Psychodynamic perspectives on religion, sect and cult. Boston: John Wright PSG.
West, J., & Singer, M. T. (1980). Cults, quacks, and nonprofessional psychotherapies. In H. Kaplan, A. Freedman, & B. Sadock (Eds.), Comprehensive textbook of psychiatry (Vol. III, 3rd ed.) (pp. 3245-3257). Baltimore, MD: Williams & Wilkins.
16
РУКОВОДСТВО ДЛЯ БЫВШИХ КУЛЬТИСТОВ
Маделейн Ландау Тобиас, M.S., R.N.,C.S.*
Следующие руководящие указания основываются на моем опыте в качестве экс-культиста деструктивной группы и на работе, которую я проделала по консультированию и консультациям с более чем двумя сотнями экс-культистов за последние три года. Предложения по тому, как справиться со связанными с культом трудностями нацелены специально на бывших членов культа; однако, я полагаю, что также могут из этого извлечь пользу другие участвующие в послекультовом процессе выздоровления или близкие к этому процессу.
ПРИРОДА ПОСЛЕКУЛЬТОВЫХ ПРОБЛЕМ
Степень и тип ущерба, переживаемого в результате членства в культе, чрезвычайно разнообразны. Некоторые индивиды способны покинуть группы с минимумом страдания, быстро заново приспособляясь к жизни вне культа. Другие могут демонстрировать серьезные трудности, справляясь даже с простой деятельностью повседневной жизни. Факторы, объясняющие предкультовую уязвимость и переменные внутри культа, которые оказывают влияние на эти различия в процессе выздоровления и объясняют эти различия, обсуждаются в других главах. Здесь намечены в общих чертах главные сферы послекультовой уязвимости и связанные с этим проблемы, с которыми типично сталкиваются экс-культисты.
ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ЭКС-КУЛЬТИСТОВ
Трудности для экс-культистов склонны оказываться в пределах главных жизненных аспектов выживания и роста, как это перечислено ниже. Специфические потребности внутри каждой из этих проблемных сфер тогда являются более полно развитыми.
Психологические: отделение пшеницы от плевел
· Сортировка убеждений и ценностей до, в течение и после культа
· Определение и обезвреживание культовых методик контроля сознания
· Разрядка языка, или отказ от использования внутренней культовой терминологии и прекращение ее использования
· “Плавание” или расщепление личности, измененные состояния
· Нерешительность, черно-белое мышление и навязчивые мысли
Эмоциональные: необходимость справляться с чувствами
· Деятельность по преодолению горя
· Депрессия и чувства поражения
· Стыд и чувство вины
· Страх, включая ночные кошмары и приступы паники
· Гнев и ярость
Физические: оказание помощи телу, которым пренебрегали
· Проблемы здоровья и медицинская помощь
· Упражнения и диета
Профессиональные: сосредоточенность на будущем
· Что теперь делать с твоей жизнью
· Как объяснять годы жизни в культе
· Переоценка кареьрных целей и умений
· Возвращение к учебе
Отношения: как справиться со спорными вопросами доверия
· Доверие к себе и к другим
· Одиночество, включая “культовые прыжки”
· Примирение с семьей и бывшими друзьями, появление новых друзей
· Потребность отделиться от семьи и друзей, все еще вовлеченных в культ
· Назначение свиданий и секс
Духовные/философские: переоценка того, во что верить
· Где Бог после гуру?
· Возвращение к прежней духовности или другие убеждения и направления философии
ПОНИМАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛОВИНОЙ СРАЖЕНИЯ
Прежде, чем вы сможете исцелиться от чего бы то ни было, сначала вы должны знать и понимать, от чего вы лечитесь. Хотя экс-культисты, которые покинули свои группы, по крайней мере, частично, благодаря внешней помощи (такой, как воздействие консультирования о выходе, смотрите Главу 8), могут иметь некоторое понимание того, что с ними было сделано; те, кто был изгнан из культов (“отверженные”) или покинул культ сам(“ушедшие добровольно”) часто имеют весьма слабое понимание этого. В действительности последние часто имеют сильную потребность отрицать, что ими манипулировали и их эксплуатировали.
На подсознательном уровне некоторые экс-культисты могут иметь трудности в том, чтобы выйти за пределы позиции стыда и чувства вины, находя это предпочтительным в сравнении с признанием того, что они были беспомощны и превращены в жертву. Страх - а иногда ярость - испытываемые, когда они полностью выступают против беспомощности и превращения в жертву - то есть против того, что они не имели контроля над своей жизнью - могут по временам быть подавляющими и более причиняющими страдания, чем отрицание, стыд или чувстов вины. Таким образом, даже в течение многих лет после ухода из своих групп экс-культисты часто удаляются от семей и друзей, прячут или отрицают свои проблемы и откладывают поиски помощи по связанным с культом спорным вопросам. Часто, когда отверженные и ушедшие добровольно все-таки включаются в процесс терапии, это происходит ради того, чтобы справиться с отношениями или другими проблемами, которые являются прямым или косвенным результатом их вовлеченности в культ, причем эта связь часто вначале не является для них очевидной.
Разумеется, с отрицанием культовых отношений - в большой или малой группе, или в отношениях один-на-один - необходимо иметь дело в первую очередь. Выздоравливающий экс-культистдолжен понимать контроль сознания, культовые методики рекрутирования и свою конкретную уязвимость. Экс-культистам необходимо читать и слушать все, что они могут, о деструктивных группах и о контроле сознания, что помогает утвердить их опыт и покончить с их ощущениями изолированности.
Контрольный список, данный ниже, может помочь экс-культистам разобраться с тем, что они поняли и что не поняли относительно своего культового опыта и контроля сознания, и начать процесс выздоровления.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ СМЫСЛА ИЗ ВАШЕГО ОПЫТА
Нижеследующие наборы вопросов нацелены на раскрытие реальной природы культовой группы, лидера и используемых методки. Разбираясь с проблемами, поднимаемыми этими вопросами, вы начинаете процесс просвещения и критического исследования, процесс, который является решающим для послекультового выздоровления.
Вербовка
1. Что происходило ввашей жизни до присоединения или до встречи с группой или лидером?
2. Как с вами начали переговоры?
3. Каковы были ваши начальные реакции и чувства относительно группы, других членов, лидера?
4. Что сначала интересовало вас в группе?
5. Как вас ввели в заблуждение в ходе рекрутирования?
6. Что вам обещали группа или лидер? Вы когда-либо это получили?
7. Что они не сказали из того, что могло бы повлиять на вас таким оборазом, что вы не присоединились бы, если бы это знали?
8. Зачем вы были им нужны?
Контроль сознания
1. Какие методики контроля сознания применялись вашей группой? Монотонное пение, медитация, лишение сна, изоляция, наркотики, гипноз, критицизм, страх?
2. Какая методика была наиболее эффективной? Наименее эффективной?
3. Чем вы до сих пор пользуетесь теперь, наподобие монотонного пения, что вам трудно бросить или тяжело не делать?
4. Каковы верования и ценности группы?
Здесь полезно иметь представление о восьми критериях контроля сознания Лифтона (Lifton, 1961), чтобы использовать их как измерительный колышек по отношению к вашему культовому опыту (смотрите объяснения критериев Лифтона в Главах 3 и 10).
Сомнения
1. Каковы теперь ваши сомнения относительно группы?
2. Верите ли вы до сих пор, что группа или лидер имеют все или некоторые ответы?
3. Боитесь ли вы до сих пор встретить своего лидера или членов на улице?
4. Думаете ли вы когда-нибудь о возвращении назад? Что происходит в вашем мозгу, когда это случается?
5. Верите ли вы, что ваша группа или лидер имеют какую-либо сверхъестественную или духовную силу, чтобы причинить вам теперь, когда вы ушли, каким-либо образом,физически или духовно, вред?
6. Верите ли вы, что вы прокляты Богом за то, что ушли?
Эта последняя группа вопросов служит для того, чтобы показывать, в какой степени культовое влияние все еще действует.
ОЧИЩЕНИЕ ЯЗЫКА
Оказавшись вне группы, экс-культисты могут обнаружить, что они используют жаргон группы, не осознавая этого. Лозунги группы и ее терминология становятся наиболее рациональным способом общения внутри группы; они также останавливают творческое, пытливое мышление и характеризуют вас как члена этой группы. После того, как вы ушли из группы, этот язык мешает и создает барьеры в общении с другими; когда этот язык оказывается услышанным, увиденным или ощущаемым неожиданно экс-культистом, он может даже породить измененные состояния, замешательство, тревогу, страх, чувство вины и стыд.
Некоторые экс-культисты находят, что им необходимо совершить особое усилие, чтобы заново научиться родному языку. Культы меняют смысл такого большого количества обычных, повседневных слов и выражений; таким образом, для бывших членов общение вне группы становится болезненным и смущающим. Экс-культисты больше не имеют значимого словаря, чтобы понимать свой собственный внутренний мир. Это действительно остановка мышления и изоляция.