В Коннектикуте несколько женских групп собрались вместе, чтобы привлечь внимание и поделиться своей яростью и горем относительно сексуальной травмы в своей жизни. Каждая женщина сделала кусок стеганого одеяла, выражая свои мысли и чувства о сексуальном насилии. Эти куски, сшитые вместе, составили пять стеганых одеял размером 12 футов х 12 футов, создающих трогательную и воодушевляющую историю силы и выживания.
Нахождение кого-либо, кто выслушает вашу историю, ваши переживания и прислушается к вашим чувствам, является жизненно важным для выздоровления. Выберите кого-нибудь, кто будет в состоянии выслушать вас неосуждающе и сочувственно, кого-нибудь, кто заинтересован в знании о культах и контроле сознания, кого-нибудь, кто является объективным и оказывающим поддержку в ваших усилиях исцелиться.
Чувства неудачи, вины и стыда
Экс-культисты, которые не проходили консультирования о выходе, часто ощущают, что каким-то образом они являются неудачниками или не отвечающими требованиям из-за того, что они оказались не в состоянии остаться в группе. Они могут ощущать, что чего-то не хватает в них самих, или они не были достаточно хороши для группы или лидера. Если их лидер ушел, был посажен в тюрьму или умер, они могут думать, что это была их вина из-за того, что они не были хорошими или достаточно духовными. Культы типично обвиняют членов во всем плохом. Экс-культисты имеют тенденцию продолжать эту практику обвинения самих себя после своего ухода.
Чуство вины переживается, когда мысли и поведение идут против убеждений относительно того, что является правильным и неправильным. В культе эти убеждения могут отброшены, искажены или изменены посредством процесса реформирования мышления, чтобы контролировать членов. Экс-культисты могут испытывать чувство вины из-за множества причин:
· Причинение вреда и разочарования семье, причинение им беспокойства, боли и раздражения.
· Рекрутирование друзей, родственников и других новых членов
· Участие в направляемой культом деятельности, которая идет против прежних этические ценностей, такой, как деятельность, связанная с наркотиками, нищенство, ложь, слежка за друзьями и другими членами культа, навязанная культом проституция и порнография, насилие, убийство и другая преступная деятельность.
· Достижение позиции власти и авторитета в группе и использование ее для оказания поддержки лидеру и контролирования других.
· Участие в “цепи жертв” посредством совершения насилия над своими подчиненными таким же образом, каким они сами подвергались насилию со стороны своих старших.
Вы испытываете стыд, когда видите себя как плохого глазами других; чувство вины ощущается тогда, когда вы делаете что-то, что вы считаете дурным. Например, члену культа могут дать ежедневную квоту сбора денег. Будучи не в состоянии справиться с ней, он возвращается в группу и должен сообщить о своем низком доходе. При ощущении вины в том, что он недостаточно заработал, хотя он вполне мог работать до изнеможения, его могут заставить чувствовать, что морально он является худшим, если не порочным, из-за своей неполноценности. Стыд теперь нагромождается на чувство вины. Таким образом культовая система производит постоянный цикл чувства вины и стыда.
Поскольку такая значительная часть культового поведения нацелена на контролирование членов через вину и стыд, сложная задача заключается в том, чтобы определить те действия, о которых экс-культисты нормально сожалели ли бы при наличии докультовых этических систем, и в то же время определить факторы внутри группы, которые ослабляли способность членов делать добровольный, основанный на информированности выбор. Они должны разобраться, за какие действия им следовало бы отвечать самим, а за какие несут ответственность группа и лидер.
Прощение как средство выздоровления
Прощение самого себя является существенным для устранения стыда и снижения чувства вины. Стыд ядовит: Он уродует чувство собственного достоинства и тормозит эмоциональное исцеление. Хотя чувство вины помогает нам избегать совершения вновь тех же самых ошибок, чрезмерные его размеры мешают нам расти и учиться на этих ошибках.
Работа со стыдом и чувством вины является решающей для процесса выздоровления. Следующая методика, упрощенно переделанная из 12-шаговых программ, является полезным механизмом для того, чтобы добиться контроля над самосуждающими эмоциями.
1. Во-первых, составьте список всего, что вы сделали в группе такого, что порождает стыд и чувство вины, связанные с опытом в группе.
2. Поделитесь этим с кем-нибудь, относительно кого вы верите, что он не будет осуждать вас. Очень полезно поговорить об этом с терапевтом, консультантом по выходу, священослужителем или другим экс-культистом. Вам необходимы перспектива и объективность кого то другого. Вам необходимо извлечь это из себя!
3. Взгляните на этот список реалистично и посмотрите, не сможете ли вы возместить ущерб кому-либо из тех людей, которые в это вовлечены. Этого не следует делать, если это причиняет еще большую боль другому или влечет за собой риск, что вы вновь окажетесь вовлеченным в группу.
4. Если вы можете и если вы находите это полезным, попросите прощения у Бога, вашей высшей власти или у какого бы то ни было вашего духовного источника.
5. Не забывайте простить себя. Это самая тяжелая и самая важная часть всего. Пока вы действуете на основании чувства вины, вы эмоционально находитесь в невыгодных условиях.
6. Экс-культисты не должны прощать своих лидеров, чтобы исцелиться. Они могут, если хотят и в состоянии это сделать. Им следует, однако, избегать продолжать устанавливать для себя невозможные стандарты, как это является нормой в культовых группах.
Мы можем искать прощения у тех, кому мы причинили боль, у Бога и у самих себя, но прощать тех, кто причинил ущерб нам - это другое дело. Это в высшей степени личное дело. Как сказал один экс-культист: “Тех в группе, кто причинил мне вред, я, как их товарищ-член, могу простить. Они были настолько же под влиянием нашего лидера, как и я. Что касается лидера, коль скоро он не показывает никакого признака скорби по поводу того, что он со мной сделал и что он продолжает делать с другими и что он продолжал бы делать со мной, если бы мог, я не прощаю его”.
Страх
Страх - спинной хребет контроля сознания. Культы контролируют посредством страха: страха перед теми, кто вне группы; страха из-за неудачи, осмеяния и насилия внутри группы; страха перед духовным провалом. Сравнение записей с другими экс-культистами является наилучшим противоядием против страха. Нашим источником общей поддержки экс-культистов является FOCUS, сеть поддержки для бывших членов, присоединенная в качестве филиала к Сети оповещения о культах. По всей территории Соединенных Штатов имеются многочисленные группы FOCUS. (Для получения информации связывайтесь с Национальным офисом Сети оповещения о культах Cult Awareness Network National Office, 2421 W. Pratt Blvd., Suite 1173, Chicago, IL 60645.)
Признание того, что ваш страх является результатом внешних манипуляций, становится более легким, когда вы говорите с другими, у которых имеются сходные сомнения и страхи. Общими выражениями страха являются следующие:
· Страх, что мы сделали ошибку, уйдя из группы. Что, если мы были неправы, а наш лидер действительно является мессией?
· Страх перед физическими, эмоциональными, финансовыми и/или духовными бедствиями: Что, если, как предсказывал лидер культа, эти пагубные события действительно происходят с отступниками?
· Страх перед насилием и возмездием со стороны группы: Что, если группа последует своим угрозам?
Отдавайте себе отчет в возможности постгипнотического внушения как вероятного объяснения некоторых послекультовых симтомов или проблем. Помните о власти стимулов; просматривайте или переделывайте рабочую таблицу перепрограммирования так часто, как это необходимо.
Если вас годами учили относительно опасностей для вас и вашей семьи после ухода из группы, тогда вы можете брать на себя вину за все плохое, что случается. Проводите некоторую проверку реальности. Если вы верите, что культ ответственен за все плохое, что случается с вами с момента ухода, тогда кто, как вы думаете, отвечает за хорошее? Будьте реалистичны относительно сил вашего бывшего лидера и потенциала культового следования угрозам. Если реальное зло от культа является возможностью, тогда предпримите необходимые предосторожности, ряд которых кратко намечен ниже.
Защищая себя
Если известно, что ваша группа является склонной к насилию в отношении экс-культистов, в этом случае вы должны защитить себя. Проблема защиты экс-культистов является сложной. Нижеследующие предложения исходят от Кевина Гарвея (личное общение, 1991), опытного консультанта по выходу.
Стадия первая: Проверка реальности
1. Ваша группа когда-нибудь причиняла ущерб, предъявляла иск, порочила репутацию или действительно убивала или похищала кого-нибудь?
2. Встречали ли вы когда-нибудь кого-нибудь, кому был нанесен вред подобным образом?
3. Допускал ли кто-нибудь в вашей группе мысль о том, чтобы причинять ущерб другим или изводить их?
4. Насколько важны вы были для группы? Имеют ли они какую-нибудь причину бояться вас теперь, когда вы вне группы?
5. Насколько устойчивы эмоционально лидер и члены группы?
Гарвей отмечает, что 80% его случаев не порождают забот, связанных с безопасностью. Оставшиеся 20% включают агрессивные усилия вступить в контакт с человеком, причинение беспокойства и юридические угрозы. Он называет категорией “пустой угрозы”, так как ей редко следуют. “Это обычно отражает потребность лидера произвести впечатление на последователей”,- утверждает Гарвей.