Многие экс-культисты уклоняются от организованной религии (или даже от любого вида организованных групп) в течение некоторого времени после ухода из культа. Для тех, кому было удобно их предыдущее религиозное членство, возвращение в их церковь или синагогу является желательным. Это, однако, кажется скорее исключением, чем правилом.
Экс-культистам советуют затратить нужное им время на выбор другого религиозного присоединения. Если у вас есть вообще сомнения относительно того, не выбрали ли вы другую культовую группу, свяжитесь с Сетью оповещения о культах (CAN), чтобы посмотреть, нет ли жалоб на данную группу. Во всяком случае, если вы имеете какие-нибудь сомнения , доверяйте себе, проверяйте это на других, которые находятся вне новой группы.
Относительно дальнейшего обсуждения духовных проблем, связанных с выздоровлением от культа, смотрите Главу 12 преподобного Ричарда Доухауэра.
ПОЛУЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ: ПРИОБРЕТЕНИЕ ПОМОЩИ, КОТОРАЯ ВАМ НУЖНА
Вот вопросы, которые обычно задают экс-культисты:
1. Почему это такое значительное мероприятие? Почему я вообще должен работать над этим?
2. Когда я могу окончательно прекратить работать на этими проблемами?
3. Откуда я могу знать, нужна ли мне професиональная помощь?
Вкратце, ответы на первые два из этих вопросов можно найти, изучив свое психологическое здоровье, то есть, свою способность работать, любить играть и - если у вас есть религиозная вера - молиться. Послекультовый период часто требует внимательного изучения из-за ущерба для психологического здоровья экс-культистов. Когда их здоровье восстанавливается, они могут перестать работать с проблемами, специфичными для послекультового опыта, и начать сосредотачиваться на других жизненных вопросах.
Помощь самому себе
Многие экс-культисты исцеляются от своего культового опыта самостоятельно. К некоторым видам деятельности, которые они описали как полезные в этом процессе помощи самому себе, относятся следующие:
· Чтение всего, что сумели, по культам и контролю сознания. Существует растущая масса литературы по этим предметам. Доступны несколько хороших книг о специфических группах и типах культов. Такие организации, как Сеть оповещения о культах (CAN) и Американский семейный фонд (AFF) имеют обширную библиографию, а также продают имеющие отношение к делу книги и литературу.
· Присоединение к FOCUS или к другим группам поддержки экс-культистов. FOCUS является организацией бывших членов культа с регулярными встречами в штатах по всей стране. Эти группы встречаются ежемесячно или чаще.
· Разговоры с друзьями, семьей и духовенством о своем опыте. Процесс понимания и проработки культвого опыта начинается через возможность поделиться мыслями и чувствами с теми, для кого вы не безразличны. Разговор об этом, а не молчаливое пересказывание внутри, помогает представить это в перспективе и отвести душу.
· Запись своего опыта.
Профессиональная помощь
Недавнее обследование экс-культистов культа (Langone, Chambers, Dole, & Grice, в печати) выяснило, что 70% ищут профессиональную помощь после ухода из своих групп. Что касается профессиональной помощи, то вы можете извлечь из нее пользу, если:
· У вас трудности с полным функционированием или со способностью наслаждаться жизнью.
· У вас были эмоциональные трудности до присоединения к культу, которые теперь вновь всплывают на поверхность.
· Вы чувствуете себя захлестнутым такими эмоциями, как депрессия, тревога, чувство вины, стыд и ярость; или вы неспособны справиться с “плаванием”, у вас кошмары, бессонница, навязчивые мысли о травме, пережитолй в группе, приступы паники, онемение эмоций, ощущение мертвенности внутри или отчужденности от других. Эти последние являются симптомами того, что называется пост-травматическим стрессовым расстройством; обычно их находят у переживших деструктивные культы, инцест, изнасилование и войну, а также у жертв естественных бедствий, таких, как наводнения, торнадо и землетрясения. (APA, 1978)
Если вы не проходили через формальное консультирование о выходе, вам чрезвычайно необходимо найти кого-нибудь, кто имеет знания и опыт в послекультовой работе, или по крайней мере, готов изучать специфические проблемы бывших членов. Соответствующие рекомендации часто можно получить у ранее упомянутых организаций по просвещению относительно культа.
Существует четыре типа профессиональной помощи, которую могут искать экс-культисты. Вот они:
Консультирование о выходе Обдумайте встречу с консульатнтом по выходу. То, что вы покинули группу добровольно или вас оттуда вышвырнули, еще вовсе не значит, что вы не можете воспользоваться или извлечь пользу из профессионального консультанта по выходу. Интенсивный день или два с консультантом по выходу, имеющим знания и опыт относительно вашей конкретной группы может оказаться всем тем, что вам нужно, чтобы разобраться с различными спорными вопросами культового контроля сознания. Вы затем оказываетесь в состоянии заниматься своим излечением информированным образом.
Реабилитационный центр Реабилитационные центры для экс-культистов культа являются жилыми предприятиями, где клиенты могут продолжать свое образование относительно культов, изучать свои психологические потребности, готовиться к возвращению в свои семьи, выяснять профессиональные интересы и отдыхать и расслабляться. Краткое пребывание при интенсивной поддержке, просвещении и консультировании может быть очень полезным в приходе к согласию с культовым опытом, приобретении способности справиться с егопоследствиями и в подготовке к продуктивному возвращению к “реальному миру”.
Пасторское консультирование Если религия для вас является спорным вопросом, важно определить местонахождение представителя духовенства, у которого есть знакомство с культами и контролем сознания. Церкви и религиозные организации все больше и больше противостоят вопросам культового обращения, так как они, как и семья, испытывают тяжелый удар, теряя своих членов в культах.
Психотерапевты Терапевты могут быть практикующими в сфере умственного здоровья со степенями мастера или доктора по ряду дисциплин, например, по уходу, социальной работе, психологии, браку и семейному консультированию, пасторскому консультированию и психиатрии.
Как выбрать тераписта. Важно, чтобы ваш терапист рассматривал ваш культовый опыт как главный фактор, вносящий свой вклад в ваши текущие проблемы, фактор, за который следует приниматься в терапии очень рано. Ваш терапист затем может вам помогать в качестве репетитора, союзника в процессе психологического просвещения.
Ниже следуют вопросы, относительно которых следует подумать, не стоит ли их задать во время первого занятия с терапистом. Помните, вы не должны выбирать первого же тераписта, с которым вы заговорили. Не бойтесь “интервьюировать” тераписта, чтобы убедиться, что он будет в состоянии удовлетворить ваши потребности. (Вопросы в этом разделе были переделаны для экс-культистов культа из вопросов книги: Judith Bentley How to Choose a Therapist, copyright 1985 by VOICES in Action, Inc., P.O. Box 148309, Chicago, IL 60614.)
1. Какова ваша образовательная квалификация? Имеете ли вы лицензию или облечены ли вы полномочиями?
2. Каков ваш опыт по консультированию и ваша подготовка по культам и контролю сознания?
3. Являетесь ли вы экс-культистом деструктивного культа? Какой вид послекультового консульитрования вы проходили?
4. Каким видом терапии вы занимаетесь (например, познавательным, фрейдистским) и что он будет в себя включать?
5. Верите ли вы в “терапевтическое” прикосновение к клиентам? Какое прикосновение является позволительным?
6. Полагаете ли вы, что приемлемо заниматься сексом с клиентами или с бывшими клиентами? (Бегите, не прогуливайтесь, вон из офиса, если ответ какой-либо иной, нежели никогда!)
7. Достижимы ли вы в случае острой необходимости?
8. Каков ваш гонорар?
9. Как вы относитесь к Новому Веку? Включаете ли вы каки-либо методики Нового Века в свою терапию (например, кристаллы, возвращения к прошлой жизни)?
10. Не расскажете ли вы мне немного о вашей философии жизни?
Предполагаемые вопросы, которые следует задать самому себе после начального интервью:
1. Чувствуете ли вы, что вас приняли, уважают и вам удобно с данным терапевтом? Нравитесь ли вы теперь себе немного больше?
2. Сделал ли терапевт так, что вы почувстовали себя удобно, или вы заметили нечто такое, что заставило вас ощущать себя беспокойно? Вы не являетесь странным только потому, что обращаете внимание на мебель, картины или книги в офисе.
3. Был ли терапевт прямым и открытым в ответах на все ваши вопросы или он уклонялся от некоторых из них?
4. Нет ли у вас впечатления, что этот человек чувствует себя так, словно у него есть ответы на все вопросы (если так, бегите, как сумасшедший), или вы ощутили, что он заинтересован в изучении совместно с вами без каких-либо предвзятых ожиданий в отношении того, куда вам следует направляться в вашей терапии?
5. Получили ли вы ощущение, что этот человек является чувствительным, мудрым, зрелой личностью, с которым вы чувствуете себя безопасно?
6. Не убеждал ли вас слишком настойчиво данный терапевт, что теперь у вас есть правильный советник для того, чтобы заботиться о вас? Другими словами, не заставляли ли вас идеализировать его как великолепного терапевта для вас, единственого, кто смог бы вас исцелить?
Вот некоторые общие вопросы, которые следует иметь в виду, когда вы выбираете тераписта:
1. Доверяйте своей собственной рассудительности! Вы имеете право не доверять немедленно. Доверие должно быть завоевано; не существует никаких кратких путей.