Но Джейсон, похоже, пошел дальше. Он приобрел экземпляр Сатанистской библии и повсюду носил его с собой. Сатанистские образы, такие, как извращенная пентаграмма, извращенные кресты и цифры 666 появились на всех его школьных тетрадях. Он писал небольшие заметки, обрисовывающие философию сатанизма, и начал называть самого себя новым именем. Штат находил особые ножи, свечи, бокалы и другие старые предметы в его комнате. Другие жильцы предположили, что он ритуально убивал маленьких животных. Время от времени можно было слышать, как он монотонно распевает.
Его ровесники были испуганы. Он явно наслаждался их страхом, часто приукрашивая свои рассказы. Он заявил, что у него есть особые силы, чтобы причинять вред своим врагам, это заявление было всерьез воспринято другими жильцами. Напряженность в групповом доме росла. Штат не был невосприимчивым в отношении этой напряженности. Большинство видели двухчасовой экстренный выпуск “Геральдо” о сатанизме и не были уверены в том, как приняться за дело. По мере того, как росли напряженность и страх, поведение Джейсона все более ухудшалось. Несмотря на попытки штата ограничить его интерес к сатанизму, его вовлеченность росла. Он заявил, что время от времени им “владеет” существо, которому он дал имя и неоднократно рисовал. Он чувствовал, что это существо было более могущественным и способным, чем когда-либо мог бы быть он. Он говорил, что приветствует его присутствие.
Начальные психиатрические оценки мало что выяснили. Его поведение в окружающей обстановке оценки было образцовым. Разочарование штата росло из-за общего ощущения, что раньше или позже он причинит серьезный ущерб кому-нибудь. Его яростные эпизоды, хотя и взрывные, имели смысл организации и цели за собой - похоже, он извлекал из них крайнее удовольствие.
Случай #2
Шэрон, с другой стороны, происходила из явно нормального и любящего дома. Она была отличной студенткой, имела много хороших друзей, была в студенческом совете и выглядела счастливой. Ее родители были состоятельными и счастливыми в своих отношениях с Шэрон и друг с другом.
Поведение и внешний вид Шэрон преобразились внезапно. Когда ей было 15 лет, она обычно очень остро отдавала себе отчет в том, как выглядит. Это изменилось. Она бросила своих друзей, одевалась исключительно в черное и носила различные амулеты и ювелирные изделия с сатанистской символикой. Она больше не участовавала в семейной жизни. Ее родители все больше беспокоились, хотя они думали, что это может быть только “фазой”.
Ее тетради в школе, ее спальня дома отражали ее очарование образами ужаса и убийства. Особенно безумно она была увлечена самоубийством.Общение с другими прекратилось. Она казалась похожей на робота и холодной со своими родителями. Временами они чувствовали, что она как бы “не была здесь”, хотя физически присутствовала.
Однажды вечером у нее было “видение”. Видение сказало ей, что ей нужно убить своего учителя, чтобы достичь более высокого состояния сознания и более высших сил вообще. На следующий день она действительно взяла в школу нож и попыталась напасть на своего учителя. Ей это не удалось. После этой попытки она бежала из школы, пришла домой и выпила копировальную жидкость. Ее попытка самоубийства была безуспешной. Ее взяли под опеку и госпитализировали.
Оценка
Оба эти примера являются реальными и оба имели место на территории Торонто. О похожих случаях сообщалось по всей стране. Некоторые являются более крайними, другие - менее. Но, несмотря на крайности, кажется, имеет смысл повнимательнее посмотреть на этот феномен. Изучение оценки и стратегии воздействия является одним из способов это сделать. Это изучение нацелено скорее на профессионалов, сталкивающихся с терапевтическими проблемами, нежели на юридическое принуждение. Надеемся, полицейские чиновники и другие юридические профессионалы также могут извлечь пользу из некоторых вариантов понимания, предложенных здесь; более того,часто существенной является многодисциплинарная командная работа - когда сатанизм действует в полном объеме, и полицейская, и социальная службы имеют тенденцию действовать сообща.
Оценка крайне важна. Могут быть полезными следующие вопросы и стратегия:
Определите биографические данные клиента Это определение следует проводить как любое другое. Могут быть полезными семейная история, психологически/психиатрические обработки и так далее. Особенно важна структура эго клиента до его вовлеченности. Другими словами, убогий собственный воображаемый образ и патологические тенденции до увлеченности сатанизмом могут означать, что вовсе не сатанизм является первейшей проблемой. Станистские образы и темы могут просто быть “обернутыми вокруг” уже деструктивной личности.
Определите поведенческие проблемы Являются ли данные проблемы поведенческими? Если это так, каковы они? Имеет ли к этому отношение преступная деятельность? Не прикидывается ли клиент? Если это так, то как и в каких обстоятельствах? Как другие видят клиента? Если они подозревают, что к этому имеет отношение сатанизм, что именно они имеют в виду? Следует собирать любые подкрепляющие данные (такие, как тетради, истории, рисунки). Только то, что клиент занимается сатанизмом, вовсе не означает, что присутствуют другие поведенческие проблемы. Они почти всегда есть, но их следует сначала определить.
Определите участие группы До сих пор оценка была обычной. Однако, на этом этапе должны быть изучены тип и глубина вовлеченности. Напоминаю, что доступны три основных приманки:
· Сама система верований (то есть, тяготение к темам анархии/бунтарства, освобожденным инстинктам, ненависть к ощущаемому лицемерию, празднование побуждения к власти в духе Макиавелли/Ницше)
· Присутствие группы (предлагающей принадлежность, идентичность, даже “семью”)
· Различные переживания (паранормальные и “возбуждающий подъем”)
Если в это вовлечена группа, тогда проблема является более трудной. В основном, информация может быть получена множеством способов , включая прямые вопросы к клиенту. Добытая любым способом, информация будет иметь тенденцию разоблачать одну из трех известных форм организаций:
“Любительские” группы, образуемые харизматическим подростком и обычно не связанные с другими группами. Эти группы могут быть хорошо известными в местной общине, а также могут быть известны полиции. Такие группы часто практикуют различные ритуалы, найденные в коммерчески доступных книгах, хотя эти ритуалы обычно меняются, чтобы удовлетворять вкус группы. Любительские группы могут быть ответственными за расчленение животных и сатанистские рисунки, появляющиеся на данной территории. Часто у этих групп имеется тайное местонахождение. Когда эти места обнаруживаются аутсайдерами, они склонны причинять крайнюю публичную тревогу. Будут распространяться слухи о “сатанистском культе”; согласно более раннему определению, любительские группы вовсе не являются “культами”.
Преступные группы, обычно руководимые взрослыми. Эти группы образуются из подростков, но управляются для получения выгоды более старшими взрослыми. Преступная деятельность часто включает наркотики, проституцию, воровство и порнографию. Увлеченность подростков сатанизмом используется как контрольный механизм. Одна молодая девушка в Торонто, например, думала, что она нашла настоящего сатанистского “священника”. Фактически она нашла сводника, который затем заставлял ее заниматься проституцией на улицах. Более старшие взрослые сами могут быть вовлеченными в сатанизм, но склонны цинично использовать его для того, чтобы поддерживать контроль над подростками в группе.
Подростковые банды, которые присоединяют различные расистские, нацистские и идеологические интересы к сатанизму или сатанистской практике. Похоже, что банды становятся растущей городской проблемой по всему миру. Бритоголовые банды, в частности, могут быть здесь одной из забот. Нацистские темы чрезвычайно хорошо гармонируют с более темной стороной оккультизма вообще. (О связях между деструктивным оккультизмом, нацизмом и расизмом читайте книгу Гудрика-Кларка [Goodrick-Clark, 1992] Оккультные корни нацизма). Определенные банды, похоже, используют различные сатанистские ритуалы как обряды посвящения.
Важно правильно оценить наличие и тип группы.
Определите преданность системе верований Это явно требует знания самой системы верований. Например, если клиент знает о работах Алейстера Кроули, тогда велики шансы, что преданность является сильной. Если клиент не способен установить значение различных символов и зников, тогда, вероятно, вовлеченность является поверхностной и/или сильно связанной с другими привязанностями (групповыми или связанными с переживаниями). Внешняя экспертиза может быть призвана на этом этапе, но основная информация доступна для тех, кто стремится самостоятельно провести экспертизу.
Определите привязанности к различным переживаниям Это даже более трудно, чем пункт 4. Клиенты должны безоговорочно доверять исследователю. Это доверие обычно основывается на их понимании того, что (а) их не высмеют, (b) их не будут считать “душевнобольными”, и (c) исследователь или терапевт имеет некоторое личное знание о силе и привлекательности подобного рода переживаний. Во многих случаях эти дети пропутешествовали в дальние концы человеческого опыта, иногда с помощью различных психически активных наркотиков.Легкие объяснения просто не работают в этой сфере. Силу этих переживаний в формировании и определении поведения клиента не следует недооценивать - подросток, который “столкнулся” с демоническим существом, которое угрожало его убить, будет действовать, исходя из этой ощущаемой реальности, несмотря на то, что может подумать внешний мир.