Смекни!
smekni.com

Богатый пата. Бедный папа (стр. 28 из 40)

Мой сосед работает на ведущую компьютерную компанию. Он в ней уже 25 лет. Проработав еще 5 лет, сосед уйдет из компании, имея 4 миллиона долларов пенсионных сбереже­ний. Эти деньги, преимущественно инвестированы в быстро растущие инвестиционные фонды открытого типа, а затем бу­дут конвертированы соседом в облигации и ценные прави­тельственные бумаги. Соседу будет только 55 к моменту вы­хода на пенсию, а у него будет пассивный денежный пот (пас­сивное движение денежной наличности) в более чем 300000 $ в год. Зарплаты подобного размера он никогда бы не имел. Значит деньги можно заработать, даже если вы ненавидите терять и рисковать.

Но вам надо готовиться заблаговременно и ясно представ­лять, что у вас будет с пенсионными сбережениями к моменту

выхода в отставку. Следовало бы нанять финансового плано­вика, которому вы доверяете, наставлять вас до того, как ста­ли бы вкладывать деньги во что-то.

А что же, если у вас в запасе осталось мало времени, если вы рано уйдете в отставку? Как при таком положении дел управлять страхом потери денег?

Мой бедный отец ничего не делал. Он не забивал себе го­лову, отказываясь обсуждать подобные вопросы.

Мой богатый отец, в то же время, рекомендовал, чтобы я мыслил, как техасец.

— Люблю я Техас и техасцев, — как-то сказал он. — у них все значительнее. Когда техасцы выигрывают, то и выигрывают по-крупному. А когда проигрывают, то делают это эффектно.

— Они любят проигрывать? — спросил я.

— Я не это имел ввиду. Какой дурак любит проигрывать? Покажите мне счастливого неудачника, и я покажу вам не­удачника, — сказал богатый отец. — Я говорю об отношении техасцев к риску, вознаграждению и неудаче. Говорю о том, как они ведут себя в разных жизненных ситуациях. Они жи­вут с вызовом. Когда дело доходит до денег, техасцы не упо­добляются тараканам, подобно большинству людей вокруг. Тараканы страшно бояться, что кто-нибудь направит на них свет. Люди начинают хныкать, когда в магазине им недодали четвертак сдачи. Мне больше всего импонирует отношение техасцев к жизни. Они гордятся, когда выигрывают, и хвас­таются, когда проигрывают. Техасцы говорят: «Если собира­ешься во второй раз разориться, сделай это красиво. Чтобы никому и в голову не пришло, что ты разорился по второму заходу». Большинство людей вокруг так бояться проиграть, что второй раз разориться им не приходится.

Богатый отец постоянно повторял мне и Майку, что главная причина отсутствия финансового успеха заключается в том, что большинство людей уж слишком действуют наверняка.

— Люди потому и проигрывают, что слишком бояться проиг­рывать, — говорил он.

Френ Таркентон, бывший одно время классным защитни­ком в Национальной футбольной лиге, говорит так: «Побеж­дать — означает не бояться проиграть».

В своей собственной жизни я заметил, что победа обычно следует за проигрышем. Прежде, чем я, наконец, научился ездить на велосипеде, я падал с него много раз. Я никогда не встречал игрока в гольф, который бы никогда не терял мяча для гольфа. Я никогда не встречал людей, которые полюбили кого-то, но чьи сердца не разбивались бы никогда прежде. И я никогда не встречал кого-то богатого, кто никогда бы не терял деньги.

Причина, почему большинство людей не имеют финансовых побед, заключается в том, что боль от потери денег для них длится куда дольше, чем радость от становления богатым. Есть такая поговорка в Техасе: «Каждый хочет попасть на Небеса, но никто не хочет умирать». Большинство людей мечтает раз­богатеть, но им страшно потерять деньги. Если они не хотят умирать, то как попадут на Небеса?

Богатый отец много рассказывал нам с Майком о своих поездках в Техас.

— Если вы действительно желаете научиться справляться с риском, с потерей и с поражением, отправляйтесь в Сан-Антонио и посетите Аламо. Аламо — это великая история о мужественных людях, решивших сражаться с превосходящи­ми силами противника, зная, что нет ни малейшей надежды на победу. Они предпочли смерть сдаче в плен. В этой исто­рии есть многое, чему следовало бы поучиться, хотя военное поражение присутствует; есть и неудача, есть и проигрыш. Так как же техасцы справляются с неудачей? Они, чтобы не случилось, кричат: «Помните Аламо!»

Майк и я слышали историю об Аламо много раз. Богатый отец рассказывал нам ее тогда, когда готовился пойти на боль­шую сделку и нервничал. Он рассказывал нам эту историю тогда, когда сделано было все возможное, и сделка состоя­лась или не состоялась.

Каждый раз, когда он боялся допустить ошибку или поте­рять деньги, он рассказывал нам эту историю. Она придавала ему силы, так как напоминала ему, что он мог всегда превра­тить финансовую потерю в финансовую победу. Богатый отец знал, что неудача лишь делала его сильнее и сообразитель­нее. Он никогда не желал проигрывать, он просто знал, кем он был и как бы поступил в случае неудачи. Он знал, как неудачу превратить в победу. Вот что делало его победите­лем, в то время, как другие проигрывали. Знание, как из­влечь выгоду из неудачи, давало богатому отцу мужество предпринимать шаги, на которые другие были не способны. Он говорил: «Мне здорово нравятся техасцы. Они взяли ве­ликую неудачу (Аламо) и превратили ее в достопримечатель­ность для туристов, что приносит им миллионы».

Но вероятно сегодня для меня наиболее значимы следую­щие слова богатого отца: «Техасцы не хоронят свои неудачи. Они вдохновляются ими. Они берут свои неудачи и превраща­ют их в призывы к действию. Неудача вдохновляет техасцев становиться победителями. Но эта формула не принадлежит исключительно техасцам. Эта формула для всех победителей». Как я уже говорил, падение с велосипеда для меня было час­тью обучения ездить на нем. Я помню, что падение лишь еще больше побуждало меня научиться ездить на велосипеде. Я также сказал, что никогда не встречал игрока в гольф, кото­рый бы никогда не терял мяча. Потеря мяча, проигрыш в тур­нире лишь вдохновляют игроков в гольф совершенствовать спортивные навыки, больше тренироваться, изучать тонкости игры. Иначе нельзя стать профессионалом высшего класса в игре в гольф. Для победителей проигрыш — вдохновляющий допинг. Для тех, кто проигрывает, не извлекая пользы из по­ражения, проигрыш означает полное крушение надежд.

Джон Д. Рокфеллер говорил: «Я всегда старался превра­тить каждую бедственную ситуацию в какую-то возможность». Будучи американцем с японскими корнями, я могу сказать следующее. Многие люди говорят, что Пирл-Харбор был аме­риканской ошибкой. Я говорю, что Пирл-Харбор был японс­кой ошибкой. В кинофильме «Тора, Тора, Тора» мрачный японский адмирал говорит своим радующимся подчиненным: «Боюсь, что мы разбудили спящего гиганта».

«Помните Пирл-Харбор» — эти слова стали призывом к действию. Эти слова стали лозунгом, превратившим одну из крупнейших потерь Америки в причину победить. Это круп­нейшее поражение придало Америке силы, и Америка вскоре заявила о себе, как мировая держава.

Неудача вдохновляет победителей. И неудача сокрушает не извлекающих пользу из поражения проигрывающих. Самый большой секрет победителей, секрет, о котором не знаю те, кто проигрывает, заключается именно в том, что неудача вдохнов­ляет победителей побеждать. Победители не бояться проиграть. Я повторю цитату Фрэна Таркентона: «Побеждать — означает не бояться проиграть». Люди, подобные Фрэну Таркентону, не бояться проигрывать, потому что они знают, кто они. Они нена­видят проигрывать, и они знают, что проигрыш лишь станет вдохновлять их становиться лучше. Есть большая разница меж­ду теми, кто ненавидит проигрывать, и теми, кто боится проиг­рывать. Большинство людей так бояться потери денег, что теря­ют их. Они разоряются вдвойне. В финансовом отношении они в своей жизни стараются действовать исключительно наверняка и делать маленькие шажки. Люди эти покупают большие дома и большие машины, но не делают больших инвестиций. Главная причина того, что более 90 % американцев ведут финансовую борьбу, заключается в том, что действуют они так, чтобы ничего не потерять. Они не действуют, как победители.

Они идут к своим финансовым плановикам, или бухгалте­рам, или биржевым брокерам и приобретают сбалансирован­ный портфолио. Люди вкладывают деньги в депозитные серти­фикаты, в облигации с незначительным процентным доходом, в ценные бумаги в инвестиционных фондах открытого типа, в небольшое количество акций. Это безопасный и благоразум­ный портфолио. Но это — не портфолио победителя. Это пор­тфолио того, кто действует так, чтобы не проиграть.

Поймите меня правильно. Безопасный портфолио — это лучше того, что имеют 70 % американского населения, того, что просто пугает. Безопасный портфолио — это значительно лучше, чем полное отсутствие портфолио. Это отличный пор­тфолио для тех, кто любит безопасность. Но действовать на­верняка, опираясь на сбалансированный портфолио — это не тот путь, по которому идут успешные инвесторы. Если у вас мало денег, а вы хотите стать богатым, вы должны прежде всего быть «нацеленным», а не «уравновешенным». Если вы взглянете на успешного человека, то заметите, что в начале своей деятельности этот человек не был уравновешенным. Уравновешенные люди никуда не пойдут. Они не сдвинутся с места, чтобы что-то добиться, двинуться вперед; вы должны сначала стать неуравновешенными. И тогда вы увидите, как начнете продвигаться вперед.

Томас Эдисон не был уравновешенным, спокойным. Он был нацеленным. Билл Гейтс не был уравновешенным. Он был нацеленным, целеустремленным. Дональд Трамп — нацелен­ный человек. Джордж Сорос — нацеленный человек. Джордж Паттон не растягивал танки по фронту, наступая на немцев. Он нацелил танки на прорыв в слабых местах немецкой обо­роны. Французы растянули по ширине свои войска на линии Мажино, и вы знаете, что с ними произошло.