Смекни!
smekni.com

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии сравнительно-правовой анализ (стр. 22 из 43)

Управление компанией как комплекс действий нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют управленческие звенья, которые на своем уровне решают определенные задачи либо в рамках обособленного направления либо комплексно, по ряду таких направлений.

Так в самом деле, для деятельности акционерного общества требуется организация управления, которая существует в форме распределения компетенции между органами.[189] Здесь речь идет о структуре и компетенции органов управления компаниями. Сейчас рассмотрим данный вопрос.

Как отмечают исследователи, последние 150 лет, т.е. со времени появления понятия юридического лица, корпоративное право и правоприменительная практика зарубежных стран перетерпели весьма серьезные изменения.[190] Однако, дискуссия среди ученых по структуре органов управления не прекращается. В период становления корпоративного права во многих странах акты акционерного законодательства по разному устанавливали структуру органов управления акционерными обществами.[191] В Великобритании существует двухзвенная система управления, в Германии – трехзвенная, а во Франции применяются обе модели.

Европейский Союз после многих лет дискуссий, имеющих целью установления единых норм, регулирующих структуру управления акционерным обществом рекомендует введение трехзвенной системы. Вместе с тем государства – члены Европейского союза могут передавать вопрос о структуре управления на усмотрение самих компаний.[192]

Монгольская модель пытаясь подражать американской модели предусматривает возможность создания как двухзвенной так и трехзвенной системы органов управления компанией поскольку при принятии первого правового акта законодательства о компаниях были заимствованы соответствующие положения закона Венгрии «Об экономических обществах» 1988 года. Закон Венгрии 1988 года предусматривал трехзвенную структуру управления (общее собрание, наблюдательный совет, правление). Следовательно, данная структура управления реализована в монгольской модели компании в 1991 году и последующие законы закрепляли ее по прежнему.

Высшим органом управления компании является собрание ее акционеров. В структуру управления компании входят также совет представительного управления и исполнительный орган (единоличный или коллегиальный). Органом финансового управления можно назвать ревизионный совет (комиссию). Число членов ревизионного совета (комиссии), порядок их избрания, сроки их полномочий, права и обязанности определяются уставом компании. Согласно ст. 92 закона «О компаниях» акционерная компания должна иметь ревизионную комиссию, а компания с ограниченной ответственностью может иметь ревизионную комиссию.

Кроме того, в акционерных компаниях создается счетная комиссия. Члены счетной комиссии назначаются советом представительного управления. Однако, собрание акционеров вправе решать вопрос о передаче обязанностей счетной комиссии третьему лицу (п. 1 ст. 68 закона «О компаниях»).

Таким образом, закон «О компаниях» предполагает наличие у компании нескольких органов управления и закрепляет возможность создания как двухзвенной, так и трехзвенной системы органов управления компании.

В рамках отмеченных систем управления компанией допустимы различные модели управления. Модель управления компанией представляет собой конкретную структуру, (т.е. определенный набор органов управления) от которой зависит объем полномочий каждого из этих органов.

В нынедействующем законе «О компаниях» предусмотрены 4 подобные модели.

Первая модель


Вторая модель


Третья модель


Четвертая модель


Однако, как показывает опыт, большинство монгольских преприятий создаются в форме компаний с ограниченной ответственностью. При составлении устава компании с ограниченной ответственностью учредители широко используют примерные уставы, разработанные Регистрационной службой при Главном национальном налоговом управлении Монголии, регистрации в которой подлежат все компании, согласно закону о государственной регистрации юридических лиц.[193]

Примерный устав компании с ограниченной ответственностью с несколькими учредителями предусматривает использование второй модели управления, а компании с ограниченной ответственностью с одним учредителем – четвертой. Учредители совместных компаний (предприятий), как правило, обращаются к примерному уставу предприятий с иностранными инвестициями, разработанному Агентством по иностранным инвестициям и внешней торговле Монголии (именно оно дает разрешение на создание совместных предприятий и филиалов, а также представительств иностранных компаний и акционерных обществ). Данный устав предусматривает четвертую модель управления компанией.[194] Иными словами, вторая и четвертая модели управления получили в стране весьма широкое распространение, поскольку могут эффективно использоваться практически всеми компаниями.

Третья модель применяется для управления такими совместными предприятиями, которые имеют значительный оборот и активы. Первая модель редко встречается на практике, но она может использоваться для управления крупными компаниями с многочисленными акционерами.

Таким образом, учредители монгольских компаний используют не все модели управления, предусмотренные в законе «О компаниях», поскольку в свое время утверждение его положений не сопровождалось принятием соответствующих нормативных документов, регламентирующих компетенции и структуру органов управления компании. Поэтому на практике учредители монгольских компаний при разработке учредительных документов зачастую оставляют без должного внимания вопросы структуры органов управления. В то же время примерные уставы компаний с ограниченной ответственностью и совместных предприятий не предполагают возможности реализации первой модели, поскольку она предусмотрена для управления крупными компаниями с многочисленными акционерами.

В связи с тем, что до сих пор не разработаны нормативные документы, регламентирующие структуру и деятельность органов управления компаниями, возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование данной сферы.

Учитывая многообразие юридических вопросов в отношении корпоративного управления, выявленных практикой применения закона «О компаниях» представляется целесообразным объединить правовые проблемы совершенствования корпоративного управления в группы на достаточно условных основаниях. К первой группе можно отнести вопросы, возникающие в процессе применения закона «О компаниях» и вызванные в значительной степени несовершенством его положений и трудностями правоприменения. Вторую группу составляют вопросы, связанные с необходимостью внедрения определенных стандартов и принципов корпоративного права.

Рассмотрим первую группу проблем. Как изложено выше, закон «О компаниях» для обеих видов компаний предусматривает систему управления, состоящую из трех звеньев. Таким образом, управления компаниями с ограниченной ответственностью включают собрание акционеров, совет представительного управления и исполнительный орган. Но на практике учредители компаний с ограниченной ответственностью используют обычно четвертую модель: собрание акционеров компании и исполнительный орган (директор, исполнительный директор). Такая практика в значительной мере обусловлена несовершенством положений закона «О компаниях» касающихся компаний с ограниченной ответственностью.

Различая акционерные компании и компании с ограниченной ответственностью монгольское право между тем не предоставляет достаточных критериев для такого разграничения. Поэтому необходимо более четко диффенцировать в законе «О компаниях» положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить предложенную в нем структуру органов управления, чтобы помочь монгольским гражданам и юридическим лицам выбрать надлежащую модель управления компанией с ограниченной ответственностью.

С этой целью надо в законодательном порядке установить то количество акционеров, которое должна иметь компания с ограниченной ответственностью, если в ней создается совет представительного управления. Например, по российскому законодательству совет директоров (наблюдательный совет) не может создаваться в акционерных обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее пятидесяти.[195]

В Монголии, в соответствии с законом «О компаниях» число учредителей компании с ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. Однако после ее создания число акционеров не ограничивается (п. 1 ст. 5 Закона). По нашему мнению, закон должен оговаривать предельное количество акционеров компании с ограниченной ответственностью. Следует отметить, что законодательства зарубежных государств уточняют данное количество для обществ закрытого типа (в Монголии – компания с ограниченной ответственностью) и предусматривают последствия несоблюдения этого требования. Например, согласно российскому законодательству число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах», которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то такое общество в течение одного года должно быть преобразованно в открытое, либо, если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.[196]