Смекни!
smekni.com

Юридические лица в гражданском праве России и Монголии сравнительно-правовой анализ (стр. 33 из 43)

К сожалению в настоящее время у нас не проводится систематическое исследование, направленное на поиск новых магистральных направлений в регулировании основопологающих вопросов деятельности юридических лиц в том числе компаний. По этой же причине автор считает целесообразным кратко рассмотреть вопрос о совершенствовании действующего законодательства о компаниях, регулирующего деятельность компаний с точки зрения корпоративного управления.

Как было изложено в главе 1 данной работы, в Монголии первые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1990 году. В то время у нас не существовало законодательство, посвященное частным коммерческим структурам поскольку в Монголии полностью отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. Поэтому при принятии первых актов законодательства о компаниях Монголия заимствовала во многим положения соответствующих актов Венгрии и других стран с переходной экономикой в целях привлечения иностранных прямых инвестиций и приватизации государственных предприятий. Однако на принятие нынедействующего закона «О компаниях» оказало большое влияние корпоративное право США.

Следствием этого является воспринятая нашим законодательством конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию англо-американских closed corporation. Так прямое взаимствование зарубежного законодательства о компаниях вызывает большое количество и многообразие правовых проблем, связанных с применением и толкованием новых законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компании и других видов хозяйственных единиц.[256]

С другой стороны акты современного законодательства о коммерческих юридических лицах принимаются на рекомендациях зарубежных специалистов. Так был разработан закон «О компаниях», а также ряд проектов нормативных актов, построенных по американскому образцу. А проект нового гражданского кодекса Монголии разработан при активном участии специалистов из ФРГ.[257] Это еще раз свидетельствует о прямом заимствовании зарубежного акционерного права и отсутствие законодательной традиции в данной сфере.

Закон «О компаниях» не сопровождался принятием подзаконных актов, регулирующих деятельность компаний и структуру и деятельность органов управления компании. Кроме этого, практика реализации закона «О компаниях» и ряда других нормативных актов, касающихся деятельности коммерческих юридических лиц выявляет целый ряд существенных недоработак.

В связи с тем, что до сих пор не приняты постановления Верховного суда Монголии, касающиеся применения закона Монголии «О компаниях» и других нормативных актов, регулирующих деятельности компании и других видов юридических лиц, возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование данной сферы.

Учитывая многообразие правовых проблем связанных с применением и толкованием законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц и отсутствие нормативных актов, регулирующих структуру и деятельность органов управления компаний автор считает целесообразным условно объединить проблемы совершенствования правового регулирования управления компаниями по группам.

Первой группе могут быть отнесены проблемы, связанные с совершенствованием законодательства о коммерческих юридических лицах и правовой природой отдельных видов юридических лиц.

Так важной проблемой является совершенствование законодательства о коммерческих юридических лицах.

Как было изложено во главе 2 данной работы согласно ст. 32 ГК Монголии товарищества и компании являются коммерческими юридическими лицами, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

При этом следует отметить, что новый Гражданский кодекс Монголии не содержит определение закрытой или открытой компании. Он содержит только определение компании.

В отличие от ГК Монголии зарубежное законодательтсво не ограничивает перечень постоянных профессиональных участников оборота только компаниями и товариществами. Например, по российскому законодательству к коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.[258] Но в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Таким образом, российский законодатель относит производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия к категории коммерческих организаций.

ГК Монголии содержит только одну классификацию юридических лиц и делит их на коммерческие и некоммерческие.

В отличие от ГК Монголии зарубежное законодательство содержит другие классификации например, ГК РФ дает две классификации юридических лиц. Кроме деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации ГК РФ в качестве основания классификации приводит соотношение в правах учредителей (участников) и непосредственного юридического лица.[259] Следовательно представляется целесообразным внести соответствующие изменения в ГК Монголии, чтобы юридические лица разделились на группы в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество.[260]

Являясь коммерческой организацией компания является юридическим лицом в котором имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное им в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Однако, ГК Монголии не содержит положений, определяющих данную характерную черту компании. А также вследствие отсутствия законодательной традиции в сфере корпоративного права не проводилось исследование по правовым природам отдельных видов юридических лиц в том числе товариществ и компаний.

Во многих странах акционерое общество относится к объединению капиталов. А товарищество представляет собой объединение лиц, которому соответственна солидарная ответственность участников по обязательствам соответствующего юридического лица.[261] В отличие от этого монгольские исследователи не проводят такую классификацию юридических лиц. Кроме этого, до сих пор не исследованы некоторые вопросы правового положения товариществ как количество голосов, которым может обладать каждый участник.

В связи с тем, что существует необходимость проводить критический анализ законодательства о юридических лицах в целях его совершенствования, представляется целесообразным изучать практику зарубежных акционерных обществ (особенно стран с переходной экономикой, принадлежащих к континентальной системе права).

Обобщая вышесказанное следует отметить, что в целях совершенствования законодательства о коммерческих юридических лицах необходимо внести соответствующие положения в ГК Монголии, содержащиеся понятие и характерные черты и виды таких коммерческих организаций как производственные кооперативы, компании и товарищества.

Вторую группу проблем составляют вопросы, возникающие в процессе применения закона «О компаниях». Эти проблемы обусловлены в значительной степени несовершенством положений названного закона.

Важным представляется определение компании и ее характерных черт как коммерческая организация. Поскольку, новый Гражданский кодекс Монголии и закон «О компаниях» не дают единого определения «компания», охватывающего характерные черты компании как коммерческая организация. Следовательно целесообразно определить компанию как коммерческую организацию, собственный капитал который разделен на определенное количество акций и внести соответствующие изменения в ГК Монголии и закон «О компаниях».

Актуальным представляется разделение компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний.

Как изложено в первой главе данной работы, схема управления компании предусмотренная в законе «О компаниях» существенно отличается от системы управления акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью принятой в европейских странах. В первую очередь, это связано с делением монгольских компаний на открытые и закрытые.

У нас такое деление было впервые введено законом «О компаниях» на принятие которого оказало большое влияние корпоравитное право США. По этой причине в монгольском законодательстве появилось чуждое континентальному праву понятие закрытой компании или компании с ограниченной ответственностью хотя американская система не знает деления корпораций на самостоятельные организационно-правовые формы. По моему мнению американский термин «corporation» был ошибочно переведен[262], а конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию closed corporation была воспринята нашим законодательством.

Так вследствие заимствования зарубежного законодательства на практике разделение компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний крайне затруднено. По этой причине представляется, что в законе «О компаниях» необходимо более четко дифференцировать положения о компаниях с ограниченной ответственностью и несколько упростить утвержденную в нем структуру управления.

Для этого рекомендуем законодательно закрепить, какое количество акционеров должно быть в компании с ограниченной ответственностью для создания в ней совета представительного управления, а также четко определить предельно допустимое количество акционеров для данного вида компаний и установить жесткие требования (подобные требованиям, предусмотренным в российском акционером законодательстве) по преобразованию компании с ограниченной ответственностью в акционерную при нарушении данной нормы. Соответствующие изменения следует внести в закон «О компаниях» в целях совершенствования положений о компаниях с ограниченной ответственностью.