Смекни!
smekni.com

Платон - Диалоги (стр. 511 из 511)

[2249] Мысль, не раз высказываемая Сократом в платоновских диалогах, например в «Горгии»: «…если бы оказалось неизбежным либо творить несправедливость, либо переносить ее, я предпочел бы переносить».

[2250] Идеальны , по Платону, государства , основанные на «беспредпосылочном начале»; это начало есть абсолютное благо, которое само себя обосновывает и символически выражено в образе солнца.

[2251] Имя «Платон» происходит от древнегреч. platos – ширина, широта; имя «Феофраст» – от древнегреч. Theophrastos – «богоречивый», отличающийся божественным слогом. Феофраст из Эреса (IV–III вв.) – философ‑перипатетик, ученик Аристотеля, автор ряда сочинений, в том числе «Характеры» и «О слоге, или стиле» (последний трактат до нас не дошел).

[2252] Симмий из Фив, друг Сократа, учился у пифагорейца Филолая.

[2253] Таргелион , одиннадцатый месяц аттического года – от середины мая до середины июня. Седьмой день Таргелнона – 21 мая, когда на о‑ве Делосе, по преданию, родился бог Аполлон .

[2254] Гора Гиметт вблизи Афин славилась душистыми травами и медом.

[2255] Мимы – драматические бытовые сценки. Софрон из Сиракуз (Сицилия) – автор V в.

[2256] Кратил из Афин – последователь Гераклита. Кратилу принадлежит высказывание о том, что нельзя войти в одну и ту же реку даже один раз. См. также «Кратил». Гермипп из Смирны (Малая Азия) – греческий грамматик III в. Ему принадлежат жизнеописания философов. Парменид , греческий философ, глава элейской школы (V в.), учил о едином бытии как истинном предмете мысли, находя в чувственном мире только смутные и нерасчлененные ощущения.

[2257] Дионисий Старший – сиракузский тиран (Сицилия), при дворе которого в 389–387 гг. находился Платон, приглашенный туда своим другом, известным государственным деятелем Дионом.

[2258] Диоген Лаэрций упоминает Аксиофею (а не Дексифею), которая даже одевалась по‑мужски.

[2259] Приводимый оракул засвидетельствован только здесь.

[2260] Имеются в виду философы‑стоики Древней Стои – Зенон, Клеанф, Хрисипп (IV–III вв.).

[2261] Имеются в виду Эпикур (IV–III вв.) и его последователи, развивавшие учение о невмешательстве богов в жизнь мира.

[2262] Перипатетики – последователи Аристотеля, представители философской школы IV в. до н. э. – III в. н. э.

[2263] Новые академики – основатель Новой (3‑й) Академии Карнеад и его ученик Клитомах (III–II вв.) разрабатывали теорию вероятностного знания, т. е. стояли уже на пути к скептицизму.

[2264] Спарты – букв. «посеянные» (от древнегреч. speiro сею), по преданию, люди, появившиеся из земли, когда герой Кадм, убив дракона, посеял в землю его зубы.

[2265] Ср. высказывание в «Пире» о том. что «все люди беременны как телесно, так и духовно».

[2266] Автор «Пролегомен…» пользуется христианской и неоплатонической терминологией.

[2267] Эсхин (IV в.) – афинский оратор и политик, противник Демосфена. настроенный промакедонски.

[2268] Агафон – афинский трагический поэт (V в.), близкий к софистам.

[2269] Фукидид , сын Олора (V в.), – древнегреческий историк, автор сочинения «Описание Пелопоннесской войны», отличающегося сжатым, деловым стилем и стремлением к объективному изложению фактов. Описание доведено до 411 г.

[2270] Прокл (V–VI вв.) Афинский – знаменитый философ‑неоплатоник.

[2271] Cпевсипп , племянник Платона, возглавил после его смерти Академию.

[2272] См. «Горгий», где проводится аналогия между риторикой и поварским искусством .

[2273] Этимологии посвящен диалог «Кратил».