Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 24 из 93)

В оральной фазе связь с внешним миром выражается идентификацией, амбивалентным процессом. В анально-садистской фазе амбивалентность становится еще сильнее. Связь с внешним миром выражается, главным образом, в анальных и деструктивных терминах. Деструктивность, истоки которой находятся в оральной фазе, усиливается, когда мускулатура становиться более развитой и ребенок начинает ходить. Почти все, до чего может дотянуться ребенок, уничтожается. Теперь и выделительная функция начинает играть роль в отношениях с объектом. Фекалии либо удерживаются, в качестве выражения своеволия, упрямства и злости, либо выделяются, как знак любви и согласия. Таким образом удержание или выделение фекалий становится средством управления человеком, который заботится о ребенке. Так же как в оральной фазе


неприятное удаляется с помощью рвоты, в анально-садистской неприятное удаляется с помощью акта дефекации. Анальные продукты, экскременты, хоть и являются частью тела ребенка, с которыми ему нравиться играть, в то же время воспринимаются, как чуждый одушевленный объект. «Фекалии - это не труп, это «живое существо»», -сказал один пациент. Некоторые дети боятся фекалий, как будто те содержат в себе некую опасность. От взрослых пациентов и из фольклора мы узнаем, что эта «опасность» - это духи и демоны, угрожающие субъекту. Похоже, что эти страхи являются зародышами мании преследования Если мы вспомним, что деструктивные инстинкты вначале действуют лишь внутри, в виде мазохизма, а потом направляются на внешняя мир в форме садизма, мм можем сделать вывод, что садизм - это спроецированный мазохизм, другими словами, именно в анально-садистской фазе мы впервые замечаем проекцию.

Некоторые дети боятся, что вместе с фекалиями потеряют часть своего тела. Анальными и мышечными действиями ребенок выражает не только агрессию, но и сексуальное удовольствие. Проходя через анус - через эрогенную зону - фекалии принимают либидозную окраску и воспринимаются, как сексуальный орган. Таким образом страх потери фекалий можно рассматривать, как зародыш позднейшего комплекса кастрации. В анально-садистской фазе анальная и моторная активность очень сильно заряжена энергией либидо. Поэтому от процессов, происходящий в этой части тела, дети получают сексуальное, так сказать, догенитальное удовольствие.

По мере того, как агрессивные инстинкты постепенно смешиваются с либидозными, ребенок учится контролировать свой садизм и выделительные функции. В следующей, фаллической фазе ребенок, приспосабливаясь к окружающему миру, еще сильнее подчиняет своей воле деструктивные стремления. Хотя в этой фазе все еще присутствует идентификация, отношение мальчика к объектам характеризуется, главным образом проекцией, поскольку он наделяет пенисом женщину свой либидозный объект во внешнем мире. Гениталии самого мальчика усиленно катектируются либидо и идентифицируются с эго. Отношение девочки к объектам в этой фазе определяется ее завистью к пенису. Она хочет, чтобы у нее был , пенис, как у мальчика, и идентифицируется с ним. В конце этой фазы она отбрасывает эту идентификацию и вместо нее появляется желание родить ребенка.

На этой фазе развития объекты внешнего мира катектируются либидо лишь потому, что у них такие же гениталии, как у субъекта (на гамом деле или в фантазии), лишь потому, что они на него похожи; эта фаза является нарциссической. Объект внешнего мира — это отражение субъекта (анимизм). В связи с этим я хочу упомянуть, что дети любят смотреть в зрачки человека, которого любят и различать там, с удовольствием и изумлением, свое отражение.

Переход от анально-садистской фазы к фаллической облегчается благодаря проекции, и, в результате, либидо постепенно перемещается от фекалий к пенису. Оральные и анально-садистские элементы, оставшиеся от предыдущих фаз, вливаются в гениталии Гениталии становятся определяющей и ведущей эрогенной зоной.

В генитальной (фаллической) фазе производные от всех инстинктивных компонентов - орального, анального, садистского - направлены на объект. Вначале объект сливается с эго с помощью идентификации; после он находится в мире, как отражение эго. Поскольку в фаллической фазе часть эго спроецирована и находится в любимом объекте, этот тип выбора объекта является нарциссическим.

Ближе к концу фаллической фазы нарциссическое отношение к объекту все больше и больше ограничивается. Ребенок воспринимает объект как независимое


существо, наделяет его лишь небольшим количеством нарциссического либидо и желает его таким, какой он есть. Кроме того, позитивным стремлениям к объекту в меньшей степени противостоят негативные стремления. Все мысли и желания вращаются вокруг объекта, стремясь получить от него удовлетворение сексуальных и нежных чувств. Возникает любовь, и только тогда сознание начинает отличать любовь от ненависти. На ранних фазах «любовь» была частичной (термин Абрахама) не только потому, что была смешана с противоположными эмоциями, но и потому, что на объект были направлены только инстинктивные компоненты; поэтому требовался не весь объект, а только его определенная часть. Исследования Бибринга доказывают, что сначала объект воспринимается эрогенными зонами и эмоционально и ассоциативно связывается с ними. (Рот стремиться не к матери, а к материнской груди.) А в фаллической фазе любовь целостна, поскольку ребенок стремится к самому объекту, стремится всей энергией либидо, которая концентрируется в генитальных стремлениях.

Наблюдая за развитием выбора объекта, легко заметить, что деструктивные инстинкты и ненависть постепенно теряют силу, в то время как любовь набирает силу. Амбивалентность, проявление одновременного отвержения и принятия объектов из внешнего мира, постепенно уступает дорогу более-менее сбалансированному, позитивному отношению к любимому объекту.

В течении ранних стадий организации либидо сексуальные инстинкты еще не были смешаны с деструктивными инстинктами; и деструктивные инстинкты доминировали; поэтому настоящий выбор объекта не мог состояться. На генитальной стадии эти инстинкты смешиваются друг с другом, открывая путь любви и выбору объекта. Любовь развивается из трансформированных сексуальных инстинктов; ненависть развивается из садизма. Истоки ненависти лежат в более ранней фазе инстинктивной жизни; истоки любви лежат в более поздней фазе. Любовь - это преодоление садизма. Очевидно, что эти две группы инстинктов, которые возникают по отдельности и вначале противостоят друг другу, в ходе развития постепенно примиряются и даже заключают союз. Фрейд называет этот процесс смешением инстинктов.

В результате этого процесса, природа которого нам совершенно неизвестна сексуальные инстинкты не парализуют деструктивные инстинкты полностью, но удерживают их в определенных рамках.

Но и после того, как Эрос обуздал деструктивные инстинкты, предстоит преодолеть еще множество проблем в любовной жизни. Необходимо проработать или ассимилировать эдипов комплекс и комплекс кастрации. И в том и в другом комплексе присутствуют и инстинкты жизни, и инстинкты смерти.

В оральной фазе «объект любви» мальчика - это материнская грудь; в анально-садистской и в генитальной фазах — это сама мать. Но в каждой из этих фаз на нее направленны различные инстинктивные компоненты, и чем выше развита сексуальность, тем более многогранным становится объект. Объектом любви мальчика всегда остается мать; он как бы заново открывает ее на каждой стадии развития. В фаллической фазе все чувственные стремления концентрируются в гениталиях и, с помощью мастурбации, связываются с матерью. Однако инцестуозное отношение к матери осложняется бисексуальностью и отношением к отцу.

Как же упоминалось, бисексуальность является наследственной чертой. Мальчика тянет к отцу также как и к матери. Однако отношение к отцу амбивалентно: любовь смешана с ненавистью. В дальнейшем амбивалентность усиливается из-за ревности, поскольку отец воспринимается как соперник. Когда инфантильно-генитальная фаза


достигает своего пика, эдипов комплекс проявляется полностью: мальчик безудержно любит мать и амбивалентно относится к отцу. Таким образом, в эдиповом комплексе встречаются любовь и ненависть; инстинкты любви сталкиваются с инстинктами смерти. Примерно в это время появляется комплекс кастрации и усиливает эдипов конфликт. Как я уже подчеркивал, комплекс кастрации является наследственным и внезапно вспыхивает в тот момент, когда генитальные стремления начинают угрожать существованию семьи. Последствия комплекса кастрации очень важны для дальнейшего развития мальчика. Опасность, грозящая гениталиям, воспринимается как опасность, грозящая всей личности, поскольку мальчик нарциссически ценит гениталии и отождествляет их с эго. Отрекаясь от функции гениталий, мальчик спасает и гениталии, и идентифицированное с ними эго.

Однако, он отрекается от генитальных стремлений еще по одной причине; это происходит из-за двойственной природы эдипова комплекса, которая одновременно активна и пассивна. Подчиняясь гетеросексуальному импульсу, мальчик желает занять место отца, чтобы завладеть своей матерью; а подчиняясь гомосексуальной склонности, он хочет занять место матери, чтобы отец его любил. Но, в любом случае, сексуальному удовлетворению мешает нарциссическое обожание гениталий. В первом случае мальчик боится, что соперник кастрирует его; во втором случае, ему придется принять женскую роль и самому отказаться от пениса. Чтобы не подвергать гениталии опасности, он предпочитает отказаться от своего иниестуозного стремления к матери. Гетеросексуальные стремления подавляются и либидо блокируется. Однако, анализируя взрослых, мы узнали, что либидо невозможно заблокировать полностью: оно стремится вырваться наружу, невзирая на препятствия на своем пути. Либидо отказывается от своей первоначальной цели и ищет новые способы разрядки. Как только мальчик отказывается от стремления к матери, либидо избирает другой путь. Оно устремляется к отцу, потому что мальчик не только ненавидит отца, но и любит его. Так появляется тенденция удовлетворить гомосексуальную любовь с помощью отца. Однако последствия такого удовлетворения будут крайне серьезными, ведь если отец примет его как сексуальный объект, мальчик должен стать таким же как мать, - он должен быть кастрирован и превращен в женщину.