Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 52 из 93)

Невротическая тревога


Тревога, в качестве реакции на объективную опасность, возникла в ходе эволюции. У цивилизованного взрослого человека эта реакция до некоторой степени выродилась, и это, вероятно, произошло от того, что в ходе культурного развития, человеку приходилось все меньше бороться с внешними силами и он постепенно научился подчинять себе природу. Ребенок тревожится больше, чем взрослый, первобытном человек тревожится больше, чем цивилизованный. Тревога же, вызванная внутренними причинами, наоборот, усиливается, потому что по мере культурного развития, человек вынужден все сильнее контролировать свои инстинкты. Даже у первобытного человека тревога часто представляет собой страх перед внутренними опасностями, то есть перед опасностями, спроецированными во внешний мир (например, страх перед призраками); следовательно, такая тревога фактически не зависит от внешних условий.

Невротическая тревога, в какой бы форме она не проявлялась, является реакцией на инстинктивную опасность, на внугренний раздражитель. Она может быть вызвана как биологическим, так и психологическим фактором; то есть тревога может быть либо автоматической реакцией, возникшей из экономического состояния инстинктивной ситуации, либо сигналом о боли, который подает эго

В первом случае в ид происходит нечто, аналогичное ситуации рождения, и автоматически включается тревога. В последнем случае в ид происходит нечто опасное для эго и из-за этого эго подает сигнал тревоги. Первый случай типичен для актуального невроза: второй - для психоневроза.

При актуальном неврозе тревога происходит из соматического источника. При травматической ситуации беспомощности она является адекватной реакцией на давление неудовлетворенных инстинктивных потребностей. Такая тревога возникает при нарушениях в сексуальной жизни и является реакций на ненормальное течение либидо, но она вовсе не обязательно возникает прямо из сексуальных инстинктов. Мы узнали, что необходимым условием для возникновения тревоги является эмоциональная реакция на перемещение катектирующей энергии из ид в эго. Эту перемещающуюся внутрипсихическую энергию не следует путать с сексуальным либидо. Однако, если мы все же хотим подчеркнуть сексуальное происхождение тревоги, мы должны делать это только в терминах десексуализированного либидо. Эго может работать только с десексуализированным либидо, поскольку в противном случае его функционирование нарушается. Хотя при актуальных неврозах экономическая ситуация сходна с экономической ситуацией при родовой тревоге, тревога актуального невротика - это еще и результат функционирования эго; хотя она зародилась в ид, силы эго сформировали ее и превратили в аффект тревоги.

Эго может породить тревогу либо под влиянием из внешнего мира, либо под влиянием суперэго, либо под влиянием ид. В первом случае, мы имеем дело с объективной тревогой; во втором - с муками совести; а в третьем - с соматической тревогой. При актуальном неврозе тревога возникает, как мы только что узнали, как реакция на усиление возбуждения в ид. При психоневрозе тревога не возникает автоматически, она представляет собой сигнал об опасности; следовательно, это мотивированная реакция. Это реакция и на процессы, протекающие внутри ид и на процессы, протекающие внутри суперэго. Вот пример, который проиллюстрирует это.

Женщина разочаровалась в своем муже; она полностью отдаляется от него и сильно страдает. Вскоре после этого ей снятся тревожные сны, в которых она совершает половой акт со своим отцом, который при этом ее жестоко избивает. После этого ее поражает тревожная истерия. Либидо, которое прежде было направленно на мужа,


блокируется и не может разрядиться Она находит лазейку и регрессивно направляет на своего отца энергию либидо. Либидо, которое прежде было направленно на мужа, приводит в действие либидозные стремления ид, зафиксированные на отце. Однако эти стремления должны остаться неудовлетворенными. Такая фрустрация, вызванная инстинктивным напряжением, представляет опасность для эго. Чтобы избежать опасности, эго подает сигнал тревоги. Так очевидно, что ожидалось наказание, его требовало суперэго и эго восприняло это наказание мазохистски. Последующий анализ этой пациентки показал, что три фактора вызвали тревогу опасность в лице суперэго, инстинктивная опасность и неразряженное (скопившееся) либидо. В этом психоневрозе, как и во всех остальных, присутствует и актуально-невротический фактор, который и послужил отправной точкой болезни.

Совершенно очевидно, что в психоневрозах, помимо тревоги, которую создает эго, присутствует еще и актуальная тревога. При любом неврозе инстинктивная жизнь до определенной степени ограничена, что приводит к инстинктивным напряжениям, которые отчасти можно разрядить с помощью тревоги.

В связи с этим вспоминается ранняя теория Фрейда, состоявшая в том, тревога -это результат вытеснения. Фактически, тревога является чрезвычайно чувствительным индикатором нарушений в инстинктивной жизни. С одной стороны, это процесс разрядки; с другой стороны, это сигнал о помощи при появлении опасности. Начинается защитная борьба с этой опасностью, в том числе я вытеснение. Тревога порождает подавление. Однако, теория о том, что тревога возникает из вытеснения, тоже верна, поскольку при подавлении инстинктивное требование отвергается и либидо частично не может разрядиться. Отсутствие удовлетворения создает напряжения в ид, которые, как и тревога, могут стать причиной вытеснения. Возникает опасность для эго, на которую эго, в свою очередь, реагирует тревогой. Поскольку вытеснение не обязательно немедленно приводит к формированию симптомов, тревога может возникнуть в промежутке между вытеснением и формированием симптомов. С другой стороны, невротическая тревога ~ это индикатор психического конфликта. Таким образом, тревога, в сущности, не зависит от вытеснении и может появиться до того, как возникнет вытеснение, или после; ее задача - просто привлечь внимание эго к опасности и заставить его предпринять соответствующие защитные действия.

Условия для возникновения тревоги

Самые разные опасности принуждают эго создавать тревогу. Процессы, протекающие в ид, могут привести к опасности потерять объект, любовь или гениталии Потеря любви и разлука с объектом - это основной элемент опасности для женщин; кастрация и разлука с высокоценимым объектом ~ основной элемент опасности для мужчин. Страх перед суперэго появляется позже, обычно в форме мук совести. Последняя стадия трансформации страха перед суперэю - это страх смерти, страх судьбы, который является проекцией суперэго.

На каждой стадии развития существуют свои условия для возникновения тревоги. Первое условие - биологическая беспомощность младенца. Бернфельд указал на то, что из-за этой беспомощности во многих первобытных племенах матери, заботясь о новорожденном, имитирует внутриутробную ситуацию. Именно своей беспомощностью после рождения человек отличается от большинства животных. Без защиты он погибнет. Его психологическая беспомощность соответствует биологической. Эго неразвито, беззащитно перед натиском возбуждений. Следовательно, психологическая беспомощность младенца тоже является источником опасности. В раннем детстве


человек неспособен сам о себе позаботиться и полностью зависит от тех, кто ухаживает за ним и удовлетворяет все его потребности. На этой стадии потеря объекта является опасностью.

Опасность кастрации характерна для фаллической фазы. Опасность, являющаяся результатом требований суперэго, характерна для периода латентности. Часто можно наблюдать, как одни условия для возникновения тревоги развиваются из других, более ранних условий. На примере компульсивного невроза можно заметить, как интенсивный детский страх кастрации постепенно изменяется и, в подростковом возрасте, превращается в страх перед суперэго. У женщин часто, вместо страха кастрации, появляется страх наказания, либо представленный символически, как страх родов, либо прямо - как мазохистский компонент сексуального инстинкта. Однако, если мы вспомним, что часто за страхом кастрации скрывается желание кастрации, а тревога часто представляет собой тревогу ожидания, мы можем сделать вывод, что страх кастрации содержит мазохистские элементы. Все эти условия для возникновения тревоги редко появляются по одиночке; чаще всего они сосуществуют бок о бок, не влияя друг на друга. Видимо, именно из-за этого сосуществования различных условий для возникновения тревоги мы до сих пор не можем разобраться в проблеме тревоги.

Каждой стадии развития либидо и эго соответствуют свои условия для возникновения тревоги и формы тревоги. Так, например, на прегенитальной стадии, где деструктивные инстинкты играют более важную роль, чем на следующей фазе, тревога может содержать больше садомазохистских элементов и оказывать более сильный парализующий эффект, чем тревога на генитальной стадии. В фаллической фазе инстинктивная опасность носит генитальный характер, а тревога является страхом кастрации. У женщин тревога, появляющаяся на объективной стадии в результате потери объекта любви, часто относится к опасности, которая появляется с исчезновением защиты, заботы, короче говоря, удовлетворения, которое дает любимый человек Содержание тревоги зависит от стадии развития либидо, то есть от той стадии, на которой произошла фиксация.