Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 57 из 93)

Поместив себя на место своего брата, а свой пенис на место материнской груди. он смог нарциссически удовлетворить себя с помощью своего собственного тела. Нет никакого противоречия в том. что здесь имеет место двойная идентификация; это всего лишь усложнение. Обстоятельства никогда не являются такими простыми, какими нам хотелось бы их себе представить. На примере данного пациента можно также отметить, что обращение к своей собственной личности совпадает с трансформацией активности в пассивность.

Отвергнутая скоптофилия означает: «Я не смотрю, это на меня смотрят.» В идентификации с объектом, на которого ему хотелось смотреть, субъект получает удовлетворение через «перевернутую» первичную и активную скоптофилию в форме эксгибиционизма Пока что не все стадии этого процесса достаточно ясны. Гораздо лучше исследован садизм, который, в форме активности и агрессии, в большей или меньшей степени, сопровождает все инстинкты.

Не требуется детальных доказательств того факта, что именно на анально-садистской стадии возникает ситуация, окружающие ограничивают агрессивные импульсы ребенка. Тогда садистский импульс, как бы автоматически, обращается на эго. Наверняка каждый видел детей, которые направляли свой интенсивный гнев на самих себя, чтобы его не выразил кому-нибудь еще. Тоже самое происходит и со взрослыми; они сердятся на себя, поскольку по каким-то внешним или внутренним причинам они не могут направить свой гнев на объект. Одной из моих пациенток я смог показать, что она приготовилась совершить самоубийство исключительно из-за того, что была неспособна отомстить своему мужу. Позднее я узнал, что ее муж позже совершил самоубийство и что после этого она хорошо себя чувствовала и начала получать удовольствие от жизни.


У кататоников обычным явлением являются внезапные вспышки гнева, направленные на самих себя. Естественно, что по мере дифференциации и усовершенствования это садизм отказывается от прямых и грубых форм проявления гнева. Чем более дифференцированным является эго, тем в большей степени обращение садизма приводит к преувеличенной печали, мучениям, самоупрекам и тому подобному. Такие направленные вовнутрь проявления садизма могут возникнуть при всех неврозах. Однако, при истерии они проявляются в более изолированной форме, чем при меланхолии и обсессивном неврозе. Таким образом, при истерии эти процессы относятся к определенным личностям и специфическим ситуациям и не причиняют серьезных мучении, как при обсессивном неврозе и меланхолии, где такие проявления садизма затрагивают всю личность. В двух последних типах болезни они принимают вид реактивных образований. На другой стадии в защите против садизма также сменяется объект.

Пациентка генитально мастурбировала с фантазиями явно аутосадистского характера. Так, в частности, в период между четырьмя и шестью годами, она настолько сильно надавливала на клитор, что причиняла себе этим боль. Затем она произносила про себя «это причиняет боль». В ее фантазии над ней наклонялся мужчина, в котором в ходе анализа она признала своего отца, и утешал ее, доброжелательно говоря ей: «Так и должно быть». Поворачивая садизм против своей собственной личности, который был перенесен с предшествующей стадии развития, она также сменила объект. Она идентифицировалась с отцом и получала удовольствие от боли, которую он ей причинял. Позднее, когда она отказалась от мастурбации, у нее появились фантазии о ребенке, которому врач причиняет боль и которого бьет учитель мужского пола. В фантазиях она сама уже не являлась участником, она была лишь свидетелем этих жестокостей. В угоду сознательной части ее личности она вторично отвратила садомазохизм, переместив его на другие объекты. Первоначально она отвергла садизм, трансформировав его в мазохизм.

Таким образом первой стадией садизма является агрессия, активно направленная против внешнего мира. Вторая стадия, которая может проявиться в виде защиты, включает в себя обращение инстинкта, которое идентично смене объекта (аутосадизм). Если объект полностью поглощен эго, тогда садизм трансформируется во вторичный мазохизм, который сливается с предшествующим садизму первичным мазохизмом и таким образом усиливает его.

Тут я хотел бы проиллюстрировать еще одну форму защиты коротким примером:

Однажды вечером я посетил дом моих друзей, у которых была маленькая дочка, которой тогда было чуть меньше пяти лет. Ей сказали, чтобы она пошла спать, и она в оживленной манере последовала этому. Она с большим наслаждением начала раздеваться и показывать себя. Когда же она заметила меня, она закрыла глаза и воскликнула несколько раз «Я слепая! Я слепая!». Девочка отвергла свой эксгибиционизм с помощью его противоположности, то есть она наказала себя слепотой. Показывая себя, она закрыла глаза, чтобы не видеть себя. Она наказала свой орган зрения.

У взрослых мы также видим, что инстинктивные импульсы отвергаются блокированием соответствующих составных инстинктов (эксгибиционизм - это подвергнутая торможению скоптофилия, истерическая слепота).

Исходя из всего выше сказанного, мы заключаем, что довольно трудно четко разграничить различные формы защиты, поскольку все они переплетены друг с другом.


Защита как нарциссическое прикрытие и компульсивное повторение

Я несомненно не смогу перечислить все формы защиты, появляющиеся на различных стадиях развития. Пока мы должны довольствоваться тем, что уже сумели охватить, и попытаться внести в это ясность. Мы обнаружили, что наиболее общим условием для всех защитных механизмов является беспомощность, которую порождает состояние возбуждения, то есть травматическая ситуация. Опасность порождает чувство неудовольствия, из-за которого возникает сигнал тревоги, а потом и защитные меры. Благодаря тревоге, точнее благодаря дискомфорту, который скрывается за ней, активируется защитный механизм, цель которого - восстановление равновесия инстинктивной энергии и овладение ею. Происходящее подобно опасной, травматической ситуации, в которой активируются процессы исцеления, восстанавливающие силы. Если мы рассмотрим исходную точку процессов защиты, то мы заметим одну характерную для всех форм защиты особенность: либидо отворачивается от внешнего мира и катектирует эго, объектное либидо изменяется на нарциссическое либидо. Это подлинная идентификация, обращение к себе, трансформация активности в пассивность и покой. Хотя создается впечатление, что при простой форме перемещения инстинкт не обращается на самого себя, однако такое перемещение сопровождается другими формами защиты (идентификация, проекция и тому подобное), которые, очевидно, служат нарциссическим защитным механизмам эго. В целом же ситуация такова если удовлетворение инстинктивного влечения блокируется, оно возвращается в эго, где, изначально можно удовлетворялись любые влечения.

Остается почти без внимания тот факт, что при первом же отказе, который либидо встречает во внешнем мире, оно отступает к своей нарциссической исходной точке и начинает действовать уже в эго. Либидо всегда возвращается к нарциссизму, если ему трудно получить удовлетворение; это верно для неврозов L психозов, а также и для повседневной жизни.

Последствия такого отхода либидо разнообразны, они зависят от его характерных особенностей и от возникшего инстинктивного разделения. При серьезных психозах происходит более или менее полное изъятие либидо, следовательно, разделение инстинктов также достигает большей величины. С другой стороны, при неврозах либидо изымается частично, а при истерии этот фактор вообще не имеет значения. Таким образом, когда фрустрируется удовлетворение или разрядка инстинктов, либидо отступает к более защищенной нарциссической позиции, возникает вопрос: какие факторы вызывают фрустрацию? Зависит ли она от внешнего мира или от интенсивности инстинктивных требований? Фрустрация может быть вызвана обоими причинами. Если, например, младенец не получает удовлетворения, тогда фрустрация обусловлена внешним фактором. Поскольку импульс, катектирующий образ материнской, не исчезает без адекватного удовлетворения, младенец, возможно, галлюцинирует сосание и таким образом удовлетворяет себя с помощью эго, а не через объект. Такое же удовлетворение через эго путем возбуждения органов чувств может также произойти и при истерических галлюцинациях, когда отсутствует объект удовлетворения. Следовательно, защитой против непереносимого состояния возбуждения также может стать галлюцинация (иллюзия удовлетворения желаемым объектом), то есть осуществление желания (объект и удовлетворение не настоящие, однако они воспринимаются как настоящие).

Тем не менее существуют фрустрации, которые совершенно не зависят от внешнего удовлетворения, поскольку состояние возбуждение не может быть полностью снято посредством внешнего удовлетворения из-за необычной интенсивности инстинктов. В таком случае инстинктивное влечение также обращается d эго и ищет


удовлетворения здесь. Таким образом создается впечатление, что либидо обращается всякий раз, когда возникает нечто, препятствующее удовлетворению. Либидо возвращается к ранней нарциссической позиции. Можно сказать, что инстинкты подвластны принципу инерции, сталкиваясь с трудностями при удовлетворении, всякий раз возвращаются к более раннему состоянию. Поскольку в психической области принцип инерции выражается в компульсивном повторении, импульс, который необходимо отвратить, прежде всего будет стремиться к повторению. Благодаря повторению более раннего способа удовлетворения инстинкта осуществляется защита против инстинктивной потребности, то есть механизм защиты фиксируется и сопротивляется любым попыткам его подрыва. Именно компульсивное повторение, как мы уже обсудили, создает предрасположенность к фиксации инстинкта. Компульсивное повторение требует наиболее примитивной формы защиты, которая называется первичным вытеснением. Из-за первичного вытеснения импульс может проявиться лишь с большим трудом или не проявиться вовсе.