Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 43 из 93)

Сразу после возвращения со станции его захлестнуло невероятное раскаяние, и он решил исправиться, то есть перестать мастурбировать, покончить с садистскими фантазиями, продать садистские книжки, которых у него было множество, больше не пытаться покончить с собой и сознательно продолжать анализ. Когда я попросил его немедленно отдать мне револьвер, он пошел домой и, без малейших возражений, принес мне револьвер и все патроны. (Обычно он был невероятно скупым, в этот день он даже заплатил за такси.) Некоторое время анализ протекал удовлетворительно; пациент чувствовал себя все лучше и лучше, даже когда вернулись его родители.

Он стал настолько «моральным», что не позволял ни себе, ни другим никаких вольностей. Приехав, отец рассказал сексуальный анекдот. Мать была недовольна, и сын ее поддержал, чего как правило не случалось. В тот же день или на следующий он выпустил газы, выходя из туалета. Он был в отчаянии от мысли, что мать могла это услышать. Постепенно в нем накопился нарастающий гнев на отца. И вот что произошло, он допустил ошибку в офисе своего отца (где он работал) и думал, что отец его отругает. Но отец был настроен дружелюбно и простил его. Его реакцией на это было отчаяние, страстные самоупреки и возобновление мыслей о самоубийстве. Мне он пригрозил, что снова начнет мастурбировать, покупать садистские книги, ходить к проституткам и бить их. И в самом деле, вскоре он встретил проститутку, которая разрешила ему побить ее. Однако удовольствие от этого было не таким сильным, как он ожидал. На следующую ночь он увидел во сне одного из своих одноклассников, у которого была маленькая черная собачка. Во сне собачка напала на него и вцепилась ему в руку. Собачка напомнила ему негра, которого, как писали в газетах, линчевали за то, что он пытался изнасиловать белую женщину. Ему всегда очень нравился этот одноклассник, и он часто мастурбировал с садистскими фантазиями о нем.

Он почти всегда мастурбировал с садистскими фантазиями. Он сомневался, что анализ может это изменить, наоборот, он надеялся, что анализ превратит его в откровенного садиста, ведь, по его мнению, садизм был неотъемлемым атрибутом


мужественности, от которого он не хотел отказываться, кроме тех моментов, корда его мучило чувство вины.

Теперь мы можем понять, почему он так внезапно изменился после попытки самоубийства, почему он стал таким «моральным» и с такой готовностью отдал мне револьвер. Перед попыткой самоубийства он был агрессивен по отношению к отцу, и потом почувствовал себя виноватым. Пытаясь совершть самоубийство, он явно направил агрессию на себя и пытался искупить свою вину, отвергнув любую сексуальную активность и отдав свои гениталии (Отказ от револьвера соответствует символической кастрации.) Он вел себя гипернормально и постепенно стал все больше подчиняться отцу и его чувство вины проявилось в скромности, самоотречении, раболепии, самоистязании, в постоянном ожидании наказания и даже а стремлении к наказанию. В это время у него не было ни сексуальных ощущений, ни эрекции. Он был как бы кастрирован.

Я замечал, что и другие пациенты цепляются за садизм, чтобы отогнать страх кастрации, и садизм является для них доказательством того, что они не утратили свою мужественность. Однако, когда возникает чувство вины, садизм не находит разрядку в объектах и направляется на это, усиливая потребность в наказании; нетрудно понять, что мораль часто ассоциируется с лишением мужественности, то есть с психической кастрацией. Можно сказать, что не только комплекс кастрации развивается из чувства вины, но и чувство вины представляет собой следствие комплекса кастрации.

Отказ от агрессии, который приводит к формированию чувства вины, компенсируется мазохистским удовлетворением. Мы уже выделили три формы мазохизма:

первая, эрогенная форма появляется а) в извращениях, основанных на предрасположенности к мазохизму, б) в душевных болезнях, при которых суперэго отчасти растворяется, например, в шизофрении, и в) в качестве замещения потребности в наказании, например, когда больной наносит себе увечья или фантазирует, что его бьют. Вторая форма мазохизма - женский мазохизм, он является следствием принятия кастрации и бегства в женственность. Он называется «женским», потому что формирует инстинктивные склонности, характерные, главным образом, для женщин * Третья форма мазохизма - это -моральный мазохизм, тесно связанный с женским мазохизмом .Он развивается, как только что было показано, под влиянием суперэго. Садизм отражается от объекта в эго и разряжается там. Активное инстинктивное влечение превращается в пассивное. Пассивное отношение эго заменяет садистское отношение ид к внешнему миру. Меланхолик, например, чрезвычайно амбивалентен. Если он вынужден отказаться от объекта любви, он идентифицируется с ним, и его эго поглощает объект. Его суперэго, в основе своей садистское, теперь получает возможность разрядить агрессию на образ объекта внутри эго. Эго, с другой стороны, идентифицировавшись с объектом любви, мазохистски наслаждается этой агрессией. Таким образом, существует либидозная мазохистская связь между эго и суперэго. У меланхолика очень строгое суперэго его совесть гиперчувствительна, и из-за этого у него очень сильное чувство вины. Если же к чувству вины добавить либидознме стремления, тогда мораль превратится в мазохизм, что и происходит при меланхолии. Чувство вины эротизируется и превращается в моральный мазохизм. В религиозных самоистязаниях, в героических смертях за Бога, за благо народа или человечества и в некоторых формах сострадания этот вид мазохизма удовлетворяется в социально приемлемой форме.

Даже когда существует либидозная связь с объектом, она может поддерживаться с помощью стремления к страданию, выраженному в форме потребности в наказании, особенно когда объект недостижим по внешним или внутренним причинам. Иногда


пациент принимает на себя чужое чувство вины и страдание становится единственным связующим звеном между ним и человеком, которого он прежде любил «Мы берем на себя чужие грехи».

Хотя на практике не всегда можно отделить чувство вины от потребности в наказании, однако можно сказать, что чувство вины - это тоска по потерянному

- Как это ни парадоксально даже женский мазохизм иногда представляет собой отрицание страха кастрации и заканчивается агрессией. Пациент-мазохист просил проституток бить его хлыстом. Когда он возбуждался в достаточной степени, он забирал хлыст у проститутки, ставил его в угол, а затем агрессивно и яростно совокуплялся с ней. Когда я сумел объяснить пациенту что он пытается доказать женщине, что не у нее а у него есть пенис, он осознал, что все это напоминает ему цирковое представление, в котором девушка бьет хлыстом лошадей, но все равно остается прекрасной и желанной женщиной. Часто ему вспоминалась его мать, угрожающая ребенку вытянутым указательным пальцем. Этот образ всегда сопровождался ненавистью к ней (уничтоженному) объекту, а потребность в наказании представляет собой желание снова проявить агрессивность по отношению к эго субъекта, а искупление - это исполнение этого желания. Таким образом, чувство вины находится на службе у неудовлетворенного объективного либидо, а потребность в наказании - в эротизированных деструктивных инстинктов, направленных против эго субъекта. В чувстве вины доминирует желание уничтожить запретную мысль или действие. В потребности в наказании эти мысли и намерения реализуются, и эти действия повторяются, однако направленны они не на объекты во внешнем мире, а на само эго. Вина и искупление тесно взаимосвязаны. Нельзя сказать, что потребность в наказании - это результат чувства вины, поскольку нельзя представить себе одно без другого, у них общие истоки в истории развития. Только при одном заболевании доминирует чувство вины, а при другом - потребность в наказании. При истерии поддерживается генитальная организация и присутствует стремление к объекту, хотя оно и подавлено, и чувство вины доминирует в форме раскаяния, тоски и страха потерять любовь. При обсессивном неврозе генитальную организацию заменяет анально-садистская, однако человек все еще стремится к объекту, и тут доминирует саморазрушительная потребность в наказании. При меланхолии же объект либидо потерян и деструктивные инстинкты направляются на эго. При шизофрении чувство вины проявляется в мыслях об исправлении мира, а потребность в наказании - в том, что деструктивные влечения реализуются в форме мазохистских страданий (мания преследования, ипохондрия).

Чувство вины не только вмешивается в удовлетворение инстинктов, оно также может увеличить инстинктивное напряжение и создать мазохистские удовлетворение. Большинство запретов усиливают инстинктивное напряжение.

Подведем итог, чувство вины проявляется в двух формах, одна внешняя, то есть социальная тревога, а другая внутренняя, или подлинное чувство вины. Чувство вины возникает на почве амбивалентности. Чем сильнее ребенок любит человека, который растил его, тем сильнее чувство вины, то есть, тем сильнее страх потерять любовь этого человека Если ребенок, прячась от родителей или няни, еще способен удовлетворять запретное желание, не ожидая, что за это его накажут, то, когда в игру вступает страх перед суперэго (внутреннее чувство вины), это уже становится невозможным. Благодаря совести суперэго всегда знает о том, какие ментальные процессы протекают в эго. Суперэго контролирует любую мысль, любое желание, любое намерение (хотя этот процесс по большей части остается в бессознательном) и блокирует их, если они противоречат его требованиям. По мере того, как родители теряют свое влияние,