Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 76 из 93)

Через некоторое время стало ясно, что он систематически подготовил свою судьбу, правда, бессознательно. Он в реальности осуществил старую фантазию, которая была очень интенсивной в подростковом возрасте, до поступления в военное училище. Эта фантазия содержала идею, что он привязан к дереву и его жестоко избивает мужчина. В армии он провоцировал наказание своим поведением, чтобы трансформировать эту фантазию в реальность, которая, судя по всему, была бессознательной в течении всей воинской службы. У него не было актуального невротического симптома; он не чувствовал себя больным. Однако, его поведение было выражением бессознательной потребности в наказании, которую следовало удовлетворить любым путем. Человек, который трансформирует реальность согласно своим бессознательным желаниям и инстинктивным импульсам в манере, которая наносит ему вред, человек, который трансформирует свою фантазию в реальность, не считаясь с последствиями, определенно не здоров психически. Его состояние, по всей видимости, граничит с психозом. Однако, он не психотик.

Другой пациент иа несколько часов подвешивал себя за крюк в ванной, фантазируя, что он святой Себастьян, в которого вонзаются стрелы. Эта фантазия весьма сходна с фантазией другого пациента. Однако, в то время как первый сохранял либидозные связи с внешним миром, второй полностью от них отказался. Мир существовал для него лишь до тех пор, пока он мог удовлетворять содержащиеся в его фантазии желания. Отвод объектного либидо имел дальнейшие последствия. Его фантазия не оставалась бессознательной, как это было у первого пациента, который, бессознательно отыгрывая, осуществлял соответствующую его фантазии ситуацию, но на сознательном уровне поражался последствиям своего поведения. Второй пациент действительно верил, что он святой, чьей задачей является искупление грехов человечества. Поскольку себя он чувствовал грешником, он считал, что мир полон греха, от которого можно избавиться только искуплением. Будучи евреем, он хотел уйти в монастырь. Он обсуждал эту возможность с настоятелем монастыря, упав перед ним на колени и поклоняясь ему как Богу. К сожалению, коротко невозможно осветить все, что он делал и как настойчиво он пытался осуществить в реальности идею искупления.

Тем не менее, одно уже очевидно: граница его эго была обширна и, следовательно, его внутренний мир отчасти был идентичен его внешнему миру. Он сам стал центром мира. Он чувствовал себя ответственным за весь мир, поскольку внешний мир был отражением его внутреннего мира, и он был твердо убежден, что изменив себя, он сможет трансформировать мир, а через изменение мира он надеялся облегчить обремененное виной эго. Внешняя и внутренняя реальность для него смешались. Поэтому внутренние и внешние восприятия были, для него, эквивалентны. У нашего первого пациента не было расширения границ аго, как не было и спутанности внутренней и внешней реальности. Он, конечно, изменил внешнюю реальность.

Любое психическое заболевание, будь то невроз или психоз, является не только биологическим явлением, вызванным более или менее полным нарушением инстинктивной жизни, но и социальным явлением, которое проявляется в неуспешной


адаптации к внешним условиям жизни. По этой причине концепция болезни во многом зависит от социального окружения, в котором она появляется. Когда социальная и культурная организация требовательна, тогда адаптация затруднена и, поэтому, человек, которого в ином окружении, возможно, восприняли бы как святого или героя, будут рассматривать как больного. С другой стороны, существуют некоторые заболевания, где борьба за существование, то есть реальная адаптация, существенно затруднена, особенно тогда, когда большая часть энергии расходуется на реальную работу, а на невротическую продуктивность уже мало что остается.

Если мы говорим об адаптации к внутренней жизни и внешнему миру в связи с возникновением болезни, мы должны исследовать первичный и вторичный фактор психического заболевания. Первичен ли процесс адаптации, симптомообразования и чего-то еще?

Первичный и вторичный процесс болезни

Блейлер разделил первичные и вторичные симптомы в шизофрении: первичные формируют ядро болезни, а вторичные - это разнообразные реакции на эти первичные нарушения.

Рассматривая шизофрению с точки зрения либидо, мы приходим к тем же выводам. Разница лишь в том, что под термином «первичные симптомы» мы подразумеваем кое-что еще. Клиническая картина шизофреника часто не сопровождается субъективным переживанием страдания. На начальной стадии болезни, если что и переживается как сильное страдание, так это ощущение «конца света», которое мы интерпретируем как огромную потерю либидо. Последующие симптомы мы рассматриваем как попытку восстановления потерянного объектного мира, реальности. Актуальный первичный процесс заболевания, отражение которого мы видим в ощущении «конца света», постепенно входит в свое русло. Проявленные симптомы — это неотложная попытка восстановления потерянного мира и исцеления.

При неврозах, мы сходным образом может провести различие между первичным и вторичным процессом болезни. При шизофрении конфликт с реальностью, приводящий к отводу либидо, представляет собой первичный процесс болезни, а при неврозе бессознательный невротической конфликт формирует ядро всего процесса. Симптоматика - это специфическая для каждого конкретного типа невроза попытка решения конфликта, то есть реакция на первичное нарушение. Таким образом, симптомы являются вторичным явлением, представляющим собой попытку эго принять во внимание и стремления ид, и требования суперэго и реальности, а также попытку адаптации ко всем этим требованиям, по возможности, посредством единственного акта. Такая попытка адаптации является «попыткой самоисцеления». Даже не тревога является первичным симптомом пациента с фобией; тревога - это лишь реакция на инстинктивное требование, защита от затопления инстинктивной жизни, чреватой опасностью.

Такая попытка восстановить, возродить гармоничное сотрудничество психических сил в каждом заболевании приобретает свое собственное направление. При шизофрении первое усилие, которое предпринимается для восстановления сотрудничества психических сил, включает в себя рекатектирование вербальных идей психической энергией. При обсессивном неврозе, где конфликт грозит привести к потере объекта, делается попытка восстановить связи между бессознательными и подсознательными идеями. При конверсионной истерии гармония, по-видимому, достигается при помощи простого удержания неприемлемой идеи вне сознания,


вероятно потому, что бессознательная часть объекта вовсе не подвергается опасности. Это, однако, не полностью описывает патогенетический процесс.

Роль синтетической функции эго в развитии невроза

В пятой главе уже освещалась роль эго как посредника в психических конфликтах. Мы пытались показать как эго осуществляют эту особую задачу -балансируя между противоположностями и разрешая психические конфликты -посредством сублимаций и изменений характера. В дальнейшем мы рассмотрим степень участия синтетической функции эго в решении конфликта, приводящем к неврозу.

Между тем, мы приходим к выводу, что психоневротический симптом возникает после того, как эго ассимилирует актуальный невротический симптом. Неврастенические симптомы, симптомы невроза тревоги, а также ипохондрические симптомы вызываются психически, причем таким образом, что возникает что-то новое, то есть психоневротический симптом. Таким образом, по-видимому, актуальный невротический симптом, который эго воспринимает как нечто незнакомое и опасное, стимулирует эго к увеличению синтеза. Тем не менее, именно невротический конфликт формирует основание психоневрозов. Сначала этот конфликт решается следующим образом: эго хватается за актуальные невротические страдания, посредством которых вытесненные стремления получают возможность, с одной стороны, продолжать свою психическую жизнь, а с другой, утаить их значение от сознания.

В вступительной, первой фазе болезни, где эго сталкивается с проблемой овладения отдаленными от эго инстинктивными требованиями, способность эго к синтезу терпит неудача. Благодаря процессу вытеснения эго временно в той или иной степени лишается собственной функции посредника между стремлениями ид и требованиями суперэго и реальности, эго отвергает запретные импульсы и удерживает их на расстоянии от моторного и воспринимающего эго. Однако, это состояние острого конфликта не продолжительно Иногда оно настолько быстротечно что и вовсе не воспринимается или воспринимается лишь как временное состояние деперсонализации. При дезорганизации гармоничного сотрудничества психических сил эго проявляет повышенную активносчь направленную на восстановление нарушенных психических сил. Поскольку острый психический конфликт угрожает личности дезорганизацией эго вынуждено искать пути его разрешения.

Стремясь разрешить невротический конфликт эго пытается быть посредником между противоположными стремлениями личности. Эти попытки приводят к появлению в психической структуре нового явления - невротического симптома. В пятой главе мы установили, что психическая творческая сила связана с синтетической функцией эго. Именно эта функция определяет симптом, особенно его компромиссный характер.

Причем, однажды возникнув, симптом не остается неизменным он растет и умножается (фобия, обсессивный невроз) и даже может завладеть неповрежденной частью личности как это происходит при шизофрении. Однако по видимому конверсионная истерия, в этом смысле является исключением. Здесь патологический процесс заканчивается возникновением симптома, симптом сохраняет стабильность и неизменность. Например, когда идея вытесняется ее энергия может катектировать орган чувств. Этот орган становится сверхчувствительным (его сверхчувствительность идентична с симптомом) и всегда реагирует на раздражители одинаково, например болью. При обссссивном неврозе он продолжает участвовать в симптомообразовании и после его возникновения. Не останавливаясь на достигнутом, это создает новые симптомы замещая ими старые потерявшими свою первоначальную эффективность