Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 68 из 93)

Существует еще одна связь между гениталиями отца и грудью матери. Он сосал грудь до трех лет, он отчетливо запомнил, что иногда он кусал ее и грудь кровоточила во время сосания, а также дергал грудь руками. В действительности это была одна из причин, почему она так резко перестала давать ему грудь. Когда он фантазировал о сосании пениса отца, он также представлял как откусывает его, из чего извлекал огромное удовольствие. Таким образом, его фантазии включали в себя и изрядную долю мести.

После того, как он потерял свои сублимированные гомосексуальные отношения с другом, он регрессировал к инфантильным фантазиям, в которых он мог дать выход


своей любви и ненависти к отцу.

После заметного улучшения состояния в процессе анализе, он постепенно обнаружил связь своего состояния с женой. Он вспомнил, что состояние деперсонализации, а также последующая за ним фантазия о плавании с гомосексуальным намерением, появилась после того, как он был сексуально возбужден и не смог вступить в сексуальную связь с женой. Когда он отметил это, он почувствовал тревогу, а в течении этого дня вернулись и симптомы. Таким образом, запруженное либидо активировало старую фантазию, которая, достигнув сознания, вызвала тревогу и. поэтому тот час же была вытеснена. Вместо генитальных импульсов появились ощущения в совершенно другой части тела, в голове. Эти ощущения приобрели характер симптома.

Почему же симптом пациента был заключен в голове? Помимо символического значения головы как пениса, у нашего пациента была еще одна, индивидуальная причина для такого перемещения. Очевидно в связи с многочисленными фантазиями о воде, которые связанны с фантазией о материнской утробе, в детстве в него был сильный интерес к рыбе, особенно к их головам, глазам и ртам. Он воображал, что его пенис подобен рыбе, живущему существу с головой, глазами и плюющим ртом. Он говорил о своем пенисе только как о голове». Вскоре стало ясно, что он имел в виду головку пениса. Его особый интерес также может быть объяснен комплексом кастрации. Во время летних месяцев его отец порой прогуливался по квартире голым. Следовательно, сын имел возможность наблюдать гениталии отца. Он с завистью заметил не только то, что отец имел большие по размеру гениталии, но также и то, что головка его пениса была открытой. После увиденного мальчик пытался натянуть свою собственную крайнюю плоть, чтобы подобно отцу освободить головку. Однако, однажды он не смог вернуть крайнюю плоть на прежнее место, крайняя плоть вздулась и сформировала обруч вокруг головки. После того как была вскрыта связь между головкой и пенисом, не составляло труда проинтерпретировать остальные головные симптомы.

Покалывание, зуд, жжение, которые были связаны с «переживанием чувственного удовольствия» соответствовали ощущениям, которые он испытывал, когда был сексуально возбужден и которые он мог вызывать во время мастурбации. Его болезнь проявлялась в том, что он не чувствовал соответствующих ощущений в гениталиях, но испытывал их в голове. Удовлетворение, которое он извлекал из симптома, потеряло связь с возбуждением гениталии; теперь оно извлекалось из другой, подходящей для этого, части тела. Однако, оставалось неясным, что обуславливало такую пригодность. Одной лишь идентификации головки пениса с рыбьей головой, вероятно, недостаточно для установления символического равенства. С трудом поддающееся описанию жжение, болезненное и тупое ощущение в голове пациент проследил до других, часто повторяющихся детских переживаний. Его отец был учителем и поэтому первым начал его обучать. Среди разного рода вещей, он принуждал его перечислять по памяти дни недели. Мальчик всегда сбивался на слове «среда», которое он не мог запомнить, и за это отец наказывал его подзатыльником. Чем жестче отец наказывал его, тем меньше он был способен вспомнить название этого дня недели. Но, он думал, что отец бьет его не за забытое слово, а за что-то другое. При слове «среда» (на немецком M'tttivoch. то есть середина недели) он всегда представлял «середину», - пупок своей матери, и был убежден, что отец наказывал его именно за это. (В дальнейшем он сохранил эту привычку приписывать непонятным ему словам искажающий их смысла).

Истерический симптом, наряду с другими вещами, также является символическим воспоминанием реального аффективного опыта.

Пациентка, которая страдала от сходных головных болей, ощущала как будто ее


голову сдавливал некий инструмент. Кроме того, она ощущала биение в голове, с которым была связана тревога. В детстве она спала в кроватке рядом с родительской спальней, дверь которой была приоткрыта, и слыша подозрительные шумы, она пыталась хоть мельком увидеть то, что происходило в прилегающей комнате. Поскольку она была еще неспособна вылезти из кроватки она пыталась просунуть голову через перегородку, по застряла между ними и пережила боль и страх. Биение в ее голове соответствует ощущению «пульсации», которое она чувствует в клиторе во время сексуального возбуждения. Таким образом, испытываемая ею боль представляет собой томление и повторение опыта неудовлетворенного сексуального стремления, сходного с детским состоянием.

У нашего первого пациента с извращением возбуждение возникало в гениталиях. Пациент имел эрекции, эякуляции и оргазмы - ясное подтверждение того факта, что, во-первых, существует кооперация между составными инстинктами и гениталиями, а, во-вторых, что сексуальная разрядка происходит в гениталиях, даже если стимуляция проистекает в других эрогенных зонах. У второго нашего пациента с конверсионной истерией в гениталиях не было и следа сексуального возбуждения. Однако, в своей голове он чувствовал боль и различные неприятные ощущения, связанные с «чувственным удовольствием», точно таким же. которое он ранее переживал в гениталиях, когда был сексуально возбужден.

В то время как при извращении инстинктивный импульс сознателен и активен, при истерии он бессознателен и вытеснен. Более того, при конверсионной истерии сексуальная энергия (либидо) изымается из гениталий и перемещается на другой орган. При конверсионной истерии симптом появляется благодаря перемещению гешталъного либидо на несексуалъный орган. Симптом становится заменой возбуждения, полное развитие которого в гениталиях было прервано. К тому же, симптом содержит в себе те фантазии и импульсы, которые не могут быть удовлетворены через гениталии. Сознательно, при исключении гениталий, достигается квазиудовлетворение; однако, бессознательно, затронутая болезнью часть тела приобретает значение гениталий («генитализация»). Тем не менее, такое удовлетворение едва заметно, как в нашем случае или не заметно вовсе, как в большинстве других случаев. Отсутствует реальная сексуальная разрядка. Либидо, сексуальная энергия остается заблокированной, несмотря на попытку выйти через симптом. Поэтому реальное удовлетворение не наступает. Удовлетворение остается неполным, поскольку блокировано течение возбуждения, которое необходимо для реального удовлетворения. Действительно, благодаря симптомообразованию происходит изменение в динамике инстинктивной жизни, но не в

Давайте еще раз рассмотреть развитие симптомов при конверсионной истерии.

Пациент в молодости женился на женщине, которую в то время любил. Брак был неудачным, главным образом по вине жены. Она была придирчивой и подозрительной, с выраженными параноидальными тенденциями. Домашняя жизнь была ему противна; он стремился не бывать дома и искал компании мужчин, однако, не осознавая своих гомосексуальных импульсов. На таких социальных встречах он сублимировался как только мог - он играл музыку и тому подобное. Он сильно привязался к своему последнему партнеру по бизнесу, благодаря которому, в непрямой форме, через проекции, он начал осознавать свои гомосексуальные импульсы. (Он подозревал, что у его друга есть гомосексуально-садистские намерения.). Однако, в сознательной жизни, гомосексуальные намерения не имели для него значения. У него была хорошая способность сублимировать их через преданное сотрудничество в бизнесе. После


расставания со своим другом, он тосковал о нем. и, в конце концов,заболел.

Пожалуй, прежде всего следует заметить, что, по всей видимости, каким бы удивительным это не показалось, судьба человеческих существ состоит в том, чтобы повторять прежний опыт; важные ситуации в жизни отражают предыдущие, давно забытые события, которые сознательно полностью никогда и не постигаются. Вне зависимости от того, первичноли или вторично такое «повторение», результат психической регрессии не всегда можно точно определить. Но обычно, необходимо сочетание обоих факторов, чтобы произвести впечатление неотвратимости судьбы.

Данный пациент в начале болезни также повторял важный период своего детства. В теперешней ситуации, после разочарования в жене и потери ее любви, он отвернулся от нее и обратился к мужчинам, точно также как после болезненной потери матери, которая умерла, когда ему было пять лет, он обратился к отцу. Отец ответив ему незначительной любовью. Точно также и в этот раз он с ограниченным успехом пытался достигнуть расположения своего друга, не осмеливаясь сознаться в своей любви ни ему, ни самому себе. После расставания с другом, точно также, так после смерти отца (когда ему было семь лет), у него появилась тревога и тоска, он чувствовал себя навязчиво привязанным к тем местам, где жил его друг, по которым, словно ища его, он бродил без видимых причин.