Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 61 из 93)

Если мы сравним ту роль, которую суперэго играет в защитных процессах обсессивного невротика и истерика, различие станет очевидным. В обоих заболеваниях есть страх перед суперэго. При конверсионной истерии эго, находясь под влиянием суперэго, изымает катексис из представителей генитальных идей; они становятся бессознательными, вытесненными. Однако, в бессознательном генитальная организация остается неизмененной. При обсессивном неврозе, помимо вытеснения, происходит регрессия, посредством которой отвергаются не только психические представители генитальных стремлений, но и гениталии как сексуальный орган. Анально-садистские стремления, которые благодаря регрессии вновь стали итерированными, опять вступают в конфликт с суперэго. Эго компульсивного невротика, раболепствуя перед суперэго, принимает определенные защитные меры против анально-садистических импульсов, которые ранее уже были преодолены, но которые вновь вступили в силу, поднявшись их глубин бессознательного. Этими мерами являются вышеупомянутые формирования реакций.

Таким образом, эго отвергает неприятную, агрессивную и садистскую первоначальную идею. Однако, соответствующий идее аффект лишь до некоторой степени подавляется. Та часть аффекта, которая может быть подавлена при восприятии обсессивной идеи, вновь появляется в другом месте и в другом виде, - в форме как чувства вины; пациент редко осознает его истинное происхождение. Вытесняя (не воспринимая) неприятный импульс, эго исполняет свой долг. Однако, создается впечатление, что суперэго признает в обсессивных идеях замену вытесненных идей, и сообщает об этом эго, вследствие чего последнее чувствует свою вину. Вот какова ситуация благодаря всем средствам защиты, таким как вытеснение, регрессия и формирование реакций, эго способно изолироваться от ид, но не от суперэго. Последнее


связано как с ид, так и с эго, и поэтому может передать информацию от одной системы другой. Однако, бывают случаи, когда эго ухитряется заблокироваться от суперэго, а не от ид; тогда чувство вины не сознательное, а бессознательное.

Таким образом, вполне очевидно, что защитный процесс не заканчивается регрессией или формированием реакции, поскольку запретный импульс невозможно сдержать только этими средствами.

Уничтожение и изоляция

Мы упоминали об анимистической стадии развития человечества, на которой использовались магические средства. Мы относим анимизм к нарциссической стадии развития. На этой стадии каждый импульс, каждое желание, каждая мысль может тотчас, как бы магически, осуществиться, причем в соответствие с желанием может быть трансформирован как внешний, так и внутренний мир. Из наблюдения за поведением обсессивного невротика можно сделать вывод, что на более низкую стадию регрессирует не только либидо, но и эго, которое спускается на анимистическую, магическую стадию. Хорошо известны суеверность и всемогущество мыслей и эмоций обсессивного невротика.

Мы рассмотрели отрицание как предтечу актуального вытеснения и ознакомились с амнезией как дальнейшим шагом в этом направлении. При амнезии, которая характерна для истерии, из специфического события изымается либидозный катексис, в результате чего это событие перестает существовать в сознании, оно вытесняется. При обсессивном неврозе, на определенных стадиях болезни, используется другая техника защиты, а именно уничтожение. Благодаря этой защите посредством магических формул и действий уничтожаются переживание мысль, ситуация, как если бы они и вовсе не существовали. Таким образом обсессивный невротик, чтобы защититься пользуется магией. Определенные непонятные формы молитвы, которые подобны магическим формулам, главным образом обращены к Богу, чтобы он защитил определенного человека от зла.

Последующий анализ вскрывает, что пациент вынужден бороться против собственных яростных садистских импульсов, которые направлены на всех, к кому они сознательно испытывают чувство любви. Сходная защита скрывается за «боязнью прикосновения», которая наблюдается у многих обсессивных невротиков. «Боязнь прикоснуться» к человеку другого пола в эротическом, а также в агрессивном смысле, распространяется и на другие сферы. Основой, на которой развивается боязнь прикосновения является амбивалентность. Бегство от контакта представляет собой негативную магию, средство защиты от сил зла, которое даже сегодня ярко проявляется у первобытных людей. Обсессивный невротик чувствует эти силы зла в себе самом и поэтому отличается от первобытного человека ч шизофреника, которые проецируют свои инстинктивные побуждения на внешний мир, а затем ощущают опасность, исходящую извне.

В принципе, цель любой защиты, за исключением истерического вытеснения, -уничтожить события, импульсы или травмы. Истерик изымает подсознательный катексис из неприятного события. Обсессивный невротик, кроме того, пытается разделаться с неприятным событием символически и магически. Таким образом, он более активен, чем истерик, может быть, из-за своего садизма, при котором моторная система насыщена энергией либидо. Тот факт, что садизм играет такую важную роль при обсессивном неврозе, также объясняет, почему магия, особенно негативная магия, столь ярко выражена. Действительно, мы установили, что негативная магия возникает из


деструктивных инстинктов.

Не только садистское, но и анальное либидо принимает участие в развитии компульсивного ритуала. Каждый ритуал вновь и вновь терпит неудачу и должен в четкой последовательности быть повторен заново, в соответствии с определенными правилами. По мере того, как заболевание прогрессирует, уменьшается способность завершить компульсивное мышление и действие. У меня была возможность наблюдать несколько случаев с так называемым «нормальным» течением компульсии, которое нарушалось анальными стремлениями. Пациент ощущал своего рода загрязнение в компульсивном мышлении и действии; они словно бы никак не могли «очиститься». Таким образом, инстинктивные энергии анальной сферы перемещаются на сферу мышления и действия, а в компульсивном ритуале они отвергаются, способ отвержения похож на «уничтожение» садистских энергий. Вторжение анальных стремлений в высшие сферы сходно с нарушением мышления, переживания и действия садистскими стремлениями. В то время как при истерической амнезии важное травматическое переживание действительно исчезает из сознания, при обсессивном неврозе это не всегда так. Компульсивный невротик часто способен вспомнить важные переживания, даже из очень раннего детства. Однако эти воспоминания лишены сопровождавших их эмоция и потеряли связь со сходными переживаниями (или стремлениями). Они изолированны подобно чужому телу; почти все ассоциативные связи, которые могли бы привести к симптомам, прерваны.

В то время как при истерической амнезии либидозный катексис изымается из самого патогенного переживания, при компульсионном неврозе - только из соединяющих связей. При истерии утрачивается воспоминание о самом переживании, в то время как при компульсивном неврозе теряется воспоминание об обстоятельствах, сопровождавших это переживание. Следовательно, и при обсессивном неврозе, и при истерии отсутствует понимание связи между симптомом и важным событием. Результат обоих заболеваний одинаков: психические стремления, на которых основан симптом, становятся бессознательными. Этот истерический метод защиты делает психический процесс бессознательным, является двойником вытеснения и называется изоляцией.

Изоляцию можно сравнить с концентрацией внимания, которая, согласно Блойеру, представляет собой открытие новых путей для желаемых ассоциаций и торможение нежелательных ассоциаций. Изоляция при обсессивном неврозе не открывает пути новым ассоциациям, а удерживает нежелательные ассоциации вне сознания, тормозит их. Это достигается благодаря специальным ритуальным действиям, моторно подкрепляющим защиту. И ассоциативное торможение, и моторное действие имеют магический характер. Результатом магической изоляции становится разделение ранее связанного.

У обсессивного невротика существует табу на прикосновения; оно проявляется в его склонности изолировать и уничтожать, как в вышеупомянутом примере. Дело не только в том, чтобы избежать физического контакта - вначале, в генитальном смысле (мастурбация), позднее, после регрессии, в деструктивном смысле - необходимо также избежать любого контакта с неприятными идеями, мыслями и символами.

Таким образом, при компульсивном неврозе существуют многочисленные формы защиты. Однако, сейчас мы рассмотрим только формирования реакций. Мы помним, что они служат для блокирования вытесненных идей, которые повторно пробиваются с более глубокого уровня. При истерии процесс защиты в определенной степени завершается после симптомообразования. Однако, это неверно для обсессивного невроза, здесь защита снова и снова терпит неудачу и требуются новые защитные меры. Эго


обсессивного невротика, формируя реакции, усиливает сопротивление против стремящегося вверх натиска вытесненных инстинктов.