Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 7 из 93)

Мы постулировали, что проявленные сновидения не имеют смысла и обретают смысл только после интерпретации; это утверждение может показаться противоречивым, поскольку некоторые сновидения упорядочены и осмыслены. Эти сновидения содержат вполне логичные и разумные разговоры и размышления. Однако это впечатление обманчиво, и это доказывает анализ подобных сновидений. Сперва ассоциации приводят от размышлений в сновидении к сходным размышлениям в бодрствующем состоянии. На самом деле упорядоченные и осмысленные предложения в сновидении происходят из бодрствования. Обычно это повторение предложений или слов, которые сновидец говорил, слышал или читал. Однако встречаются сновидения, в которых нет размышлений и разговоров, только образы и действия, которые выглядят разумными и упорядоченными; короче говоря, они кажутся реалистичными. Вы чувствуете, что подобное могло случиться и в реальной жизни и это верно, поскольку рациональный элемент таких сновидений принадлежит к бодрствующему мышлению. Мышление, которое управляется принципами логики, устанавливает причинные связи, не смешивает объекты с идеями, а время с пространством, не характерно для сновидения. Оно характерно для состояния бодрствования. Оно не подвержено перемещению и сжатию, присущими первичному процессу. Поскольку такое мышление развивалось после первичного процесса, оно называется вторичным процессом. Первичный процесс является бессознательным, а вторичный - подсознательным.

Вышеприведенный обзор техник искажения ни в коем случае не охватывает все методы сокрытия бессознательного смысла сновидения. Однако здесь мы не будет обсуждать другие методы, поскольку цель этой главы - обозначить основные принципы психологии сновидений. За более исчерпывающей информацией лучше всего обратиться к неисчерпаемому источнику все психоаналитических знаний - к работам Фрейда.

Анализировать сновидение, убирать искажения и трансформировать проявленное сновидение в латентное лучше всего с помощью свободных ассоциаций. Однако не следует считать, что свободные ассоциации и содержание латентного сновидения идентичны. Используя сравнение Фрейда, можно сказать, что содержание латентного сновидения содержится в ассоциациях, как в химическом растворе, из которого его нужно извлечь. Содержание латентного сновидения содержит как подсознательный, так и бессознательный материал. Подсознательный материал должен быть отделен от бессознательного и соотнесен с проявленным сновидением. Эта операция является предварительным условием для толкования сновидения.

Мы показали, что сновидение исполняет бессознательное желание, которое


замаскировано с помощью искажения сновидения. Теперь возникает вопрос: почему сновидение маскируется?

Во всех снах содержится желание, уходящее корнями в детство; оно либо остается бессознательным, либо достигает сознания и тут же забывается. В обоих случаях результат одинаков: желание не допускается в сознание, то есть, в психоаналитической терминологии, подавляется. Какие силы вызывают подавление мыслей и желаний?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предвосхитить содержание следующей главы и постулировать, что личность обладает структурой, состоящей из трех частей: эго, суперэго и ид Поскольку другие качества этих частей будут обсуждаться позже, мы рассмотрим их лишь поверхностно. Эго относится к подсознанию; суперго содержит бессознательные и подсознательные элементы. Оно контролирует совесть и, используя критику, накладывает ограничения на эго. Ид относится к бессознательному и содержит в себе наши инстинкты.

Если в процессе анализа обращать пристальное внимание на то, как рассказываются мысли и ассоциации, связанные со сновидением, то можно заметить, что сновидец не всегда способен удержаться от самокритики, несмотря на свои лучшие намерения. Он опускает связующие звенья, рассказывает не все, не говорит о том, как впервые ему пришла в голову такая ассоциация; короче, в последний момент он пытается изложить свои мысли таким образом, чтобы невозможно было понять, что они на самом деле значат. Иногда самокритика пациента достигает таких масштабов, что толкование сновидения становится невозможным.

Однако эта самокритика не возникает непосредственно во время анализа сна; она присутствует всегда и просто становится более активной, когда возникает опасность, что будут выявлены идеи, скрытые в сновидении. Причину понять не трудно. Человек всегда борется с мыслями, импульсами и желаниями, которые ему не нравятся. Как правило, эти мысли и желания можно контролировать. Но если по какой-то причине их мощность усиливается, и их уже невозможно контролировать обычным образом, тогда самокритика становится такой невыносимой, что эго вынуждено подавлять эти мысли и желания, чтобы они не попадали в сознание. Это подавление всегда активно присутствует в состоянии бодрствования, хотя мы не всегда его замечаем. Подавление формирует эго под влиянием суперэго.

Когда эти блоки переносятся из бодрствующего состояния в сновидение, они называются цензорами сновидений. Однако, поскольку интенсивность всех психических функций во сне уменьшается, цензор сновидения обладает меньшей властью, чем подавление в состоянии бодрствования. Благодаря этому, в сновидении элементы бессознательного ид могут достигнуть сознательного эго, хотя в состоянии бодрствования им обычно запрещен доступ к эго. Другая причина, по которой сновидение допускает импульсы, которые в другое время не попадают в сознание, -отсутствие движения во сне, то есть отсутствие способности трансформировать мысли и желания в действия. Соответственно, в нормальном сне нет опасности, что будет совершено опасное действие.

Но, хотя ослабевший цензор не способен воспрепятствовать проникновению в сновидение бессознательных мыслей и желаний, он может пригладить и замаскировать их, прежде чем они дойдут до сознания. Сновидец как бы говорит: «Я ничего не хочу знать об этих импульсах. Но, поскольку я слишком слаб, чтобы успешно с ними сражаться, я хочу, чтобы они, по меньшей мере, предстали передо мной в неузнаваемом виде.» И в самом деле, эти идеи выражаются в невразумительной для сновидца форме:


это комбинации образов, объектов и символов, примитивный, архаичный, позабытый язык. Поскольку сновидец не понимает этот язык, он не чувствует своей ответственности. И, таким образом, запретные импульсы и желания могут быть удовлетворены в сновидении. Итак, искажение сновидения объясняется тем, что это должно замаскировать содержание сна, и эту необходимость навязывает суперэго, которое во время сна играет роль цензора сновидений.

Желание в сновидение является психическим эквивалентом инстинктивного влечения; в результате его удовлетворения возникает удовольствие. Поскольку влечение и, соответственно, желание в сновидении, берут свое начало в ид, недифференцированной и полностью бессознательной части личности, то удовольствие, которое возникает после удовлетворения этого желания, - это, главным образом, удовольствие ид. Но, поскольку удовлетворение инстинкта иногда встречает сопротивление суперэго, как мы только что выяснили, то это же удовлетворение может послужить причиной неудовольствия для эго. Таким образом, удовольствие одной части личности может вызвать неудовольствие или боль у другой части личности, что приведет к бесконечному конфликту В состоянии бодрствования, как правило, этого конфликта удается избежать благодаря подавлению инстинктивных потребностей. Во сне решение достигается следующим образом: с одной стороны, инстинктивное желание исполняется и ид получает удовлетворение, а, с другой стороны, желание маскируется так, что его невозможно узнать, и эго тоже получает удовлетворение. В сновидении достигается компромисс между двумя частями личности, который удовлетворяет обе стороны.

Однако не во всех снах такой компромисс возможен. Если критика цензора сновидения слишком сильна или слишком сильна инстинктивная потребность, тогда человек просыпается в тревоге. Такому сновидению не удалось исполнить ни одной из своих функций: поскольку тревога прервала сон, невыполнена функция хранителя сна; поскольку человек проснулся прежде, чем было удовлетворено желание, исполнение желания было фрустрировано. Таким образом в утверждение о том, что любое сновидение содержит в себе исполнение фрустрированного желания, необходимо внести изменение: любое сновидение представляет собой попытку выполнить желание; обычно это успешная попытка, но иногда - нет.

Давайте вернемся к проявленному сновидению, в качестве примера взяв сновидение про будильник. Сновидица видела часы, как предмет из внешнего мира, хотя на самом деле это был внутренний образ. Она видела воспоминание о будильнике, а не сам будильник. В проявленном сновидении это был осознанный образ. Сознание в сновидении - эго понимание. В состоянии бодрствования сознание тоже является пониманием, но это понимание и внешних и внутренних раздражителей. Восприятие в сновидении отличается от восприятия в состоянии бодрствования тем, что во время сна воспринимающие структуры эго отрезаны от внешних раздражителей и имеют доступ лишь к внутренним. Таким образом, в сновидении внутренние раздражители проецируются во внешний мир и воспринимаются как квазиреальность.