Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 38 из 93)

Позже мы разберем это более подробно. Сейчас я хотел бы только упомянуть, что эго-идеал - суперэго - может со временем измениться в соответствие с окружением и социальными условиями, хотя в большинстве случаев бессознательная часть (ядро) не затрагивается. В заключение, я хотел бы подчеркнуть, что существует также «негативное суперэго», которое заставляет человека вдохновляться идеалом, который является противоположностью объекту идентификации (например, потребность быть не таким как отец). Однако, насколько я понимаю, это вторичный идеал, надстроенный поверх первичного, и, как правило, идет рука об руку с более или менее явным расщеплением намерений суперэго (эго-идеала).

Обобщая, можно сказать, что ид представляет собой биологическое наследие; суперэго — традицию или историческое наследие; а эго — настоящую реальность.

Синтетическая функция эго

Фрейд приписывает сексуальным стремлениям ид. Эросу, тенденцию объединяться с объектами с целью создания новой единицы Аналогичную тенденцию можно увидеть в эго, тенденцию, которая выражается в способности связывать,


а в эго

объединять, создавать. Однако у этой тенденции Эроса - сексуальные цели, сексуальное значение отсутствует.

Эго когда-то было частью ид, но, в ходе развития, отделилось от него и обособилось. Ид стремится не только к объединению с объектами , но и к воссоединению с эго. Ид всегда стремится воссоединиться с эго, и наоборот; другими словами, всегда существует тенденция уничтожить обособленность эго от ид, чтобы они могли слиться друг с другом. Эта тенденция заметна в сновидениях, при определенных психотических состояниях и при неврозах, когда подавленные части эго присоединяются к ид.

Когда эго и ид объединяются наступает полное нарциссическое удовлетворение. Судя по всему, это состояние доминирует в течение первого года жизни, когда между ид и эго существует полная гармония, эго выполняет то, что хочет ид. Когда ожидаемое удовлетворение не наступает, гармония нарушается.

Пока нет суперэго, отношения между эго и ид очень просты. С появлением суперэго эти отношения становятся более сложными, потому что эго вынуждено работать в разных направлениях. Во-первых, оно координирует автономные и разнообразные инстинкты ид и собирает их для объединенного действия (Эго не выносит противоречий.). Во-вторых, оно приводит стремления ид в соответствие с требованиями реальности. В-третьих, оно примиряет требования суперэго с требованиями ид и с требованиями реальности. Таким образом, эго играет роль посредника между разными частями личности, а также между личностью и внешним миром.

На основе материала, полученного при психоаналитическом лечении, можно сделать вывод, что первое ощутимое проявление функций эго - это суперэго. Суперэго - наследник эдипова комплекса. Эдипов комплекс состоит из определенных отношений между родителями и ребенком. В результате преодоления эдипова комплекса, суперэго замещает его объекты (отца и мать); то есть отношение к объектам из внешнего мира вызывает перемену в эго. Эго ассимилирует психических представителей этих объектов и удерживает их чувствами и аффектами, связанными с ними. Затем эго создает - из бесконечного количества восприятии, впечатлений, чувств, из эмоциональных образов объектов - новую и, при определенных условиях, независимую структуру, которую мы называем «суперэго». Этот новый психический механизм формируется благодаря ассимиляции и интеграции огромного количества следов, оставленных в эго внешними и внутренними раздражителями. В ходе ассимиляции и интеграции эго приводит в действие функцию, которую мы называем синтетической. Таким образом, синтетическая функция эго проявляется в ассимиляции внутренних и внешних элементов, в примирении конфликтующих идей, в объединении противоположностей и в ментальном творчестве.

Еще одним проявлением синтетической функции эго является потребность объяснять причины, которая, в самом примитивном виде, существует даже до формирования суперэго. Эта потребность - не инстинкт, но она обладает инстинктивной принуждающей силой. Я не собираюсь углубляться в эту проблему, потому что проблема причинности принадлежит к области философии. Мы поговорим о потребности находить причину, о психологической проблеме, о потребности связывать два факта таким образом, чтобы второй определялся первым. Силу этой потребности пожалуй лучше всего можно проиллюстрировать постгипнотическим внушением. Гипнотизируемому был дан приказ пойти в угол комнаты, взять зонтик, который там стоял и открыть его через пять минут после того, как он выйдет из гипнотического транса. Когда он выполнил этот приказ, его спросили, почему он раскрыл зонтик. Он ответил: «Потому что идет дождь.» (На самом деле никакого дождя не было.)


Потребности найти причину настолько сильна, что когда нет никакой причины, ее выдумывают.

Стремление связать цепь событий так, что последнее звено определялось первым, - это корень причинно-следственного мышления. Этот процесс несомненно относится к подсознательной психической деятельности. Если «причинно-следственная» связь оказывается иллюзией и не соответствует реальности, тогда этот процесс называется рационализацией. Похоже, что рационализация в состоянии бодрствования соответствует вторичному усложнению сновидения. Вторичное усложнение сглаживает слишком яркие конфликты, заполняет пустоты и придает нелогичным ментальным процессам сновидения приемлемый вид. Если работа сновидений не сумела замаскировать латентные мысли сновидения, это делает вторичное усложнение и оно же придает проявленному сновидению относительно логичный вид. Когда подавление не дает результатов (например, при шизофрении), когда подавленный материал входит прямо в сознание, сразу же возникает рационализация. Поскольку это, в соответствие со своей тенденцией объединять и связывать, не выносит противоречий, оно немедленно выстраивает «причинно-следственную» связь между вещами или идеями, которые не имеют друг к другу никакого отношения. Рационализация, которая при психозах принимает форму галлюцинаций, заполняет провал в мыслительной деятельностью, вызванный расщеплением эго. (Эго не может допустить, чтобы в сознании существовали пустоты.). Чем моложе человек, чем менее он логичен, чем он примитивнее или чем больше он болен, тем скорее он находит «причины».

Как уже отмечалось, потребность найти причину так сильна, словно является производной от инстинктов. Она проявляется в детстве в форме любопытства. Вначале ребенок спрашивает о том, откуда берутся предметы и больше всего о том, откуда берутся люди. Позднее, если ребенок не запуган, он начинает спрашивать о различиях полов. Любопытством ребенка, на самом деле, движет сексуальный инстинкт. Возникает искушение рассматривать инфантильное любопытство как инстинктивный компонент. Сексуальные инстинкты - это проявления Эроса, который представляет собой все инстинкты жизни. Их цель - объединение двух существ для создания нового существа. Необходимость искать причины в физическом мире, потребность найти причину, скорее всего, аналогична творческой функции Эроса. (Когда люди соединяются, создается новое существо; когда исследователь находит причину явления, он часто может открыть заново само явление.)

И созидательность Эроса, и потребность эго найти причину стремятся соединить два звена, чтобы создать нечто новое; однако, один процесс является проявлением ид, а другой - эго. Можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что потребность найти причину - это Эрос, сублимированный в эго. То, что проявляется в ид как тенденция к объединению двух существ, в эго тоже проявляется как тенденция к объединению, но не объектов, а идей, мыслей и воспоминаний. Пока тенденция к синтезу остается в ид, она носит сексуальную окраску; входя в эго, она сублимируется, и одним из ее проявлений становится потребность найти причину. В общем и целом, синтетическая функция эго представляет собой принцип высшей ментальной жизни.

Тенденция эго к объединению, связыванию и творчеству, включает в себя также тенденцию к упрощению, обобщению, интерпретации и, в конце концов, к пониманию. При шизофрении бессвязные, даже противоречивые идеи связаны между собой, и именно поэтому мышление пациентов-шизофреников кажется таким пестрым. Пациенты пытаются избегнуть хаоса, в которым они находятся, формируя единую картину жизни, в которой нет противоречий. Обобщая, они пытаются сгладить противоречия; они


смешивают следы-воспоминания с реальным восприятием и создают новую Weltanshauung (философию жизни), приспособленную к их специфическим психологическим потребностям. На самом деле, это философия отстраненного ума: отстраненного от реальности. Они истолковывают мир по-своему и удовлетворяют свою потребность «понять» мир, которое дает им определенное удовлетворение и иногда заметно снижает уровень тревоги, как правило, их философия жизни, в сущности, космологична, основана на проблеме происхождения человека; мир, который они потеряли, возрождается, воссоздается в уме с помощью синтеза. Проблема происхождения человека, таким образом, обобщается и сводится к простой формуле, к идее создания целого мира.

Тенденция к упрощению и обобщению, к интеграции и тому подобному. показывает, что синтетическая функция эго подчиняется экономическому принципу, который заставляет эго экономить усилия. В ид психическая энергия течет свободно, там царит хаос; попадая в эго, эта энергия превращается в направленную энергию, так что содержания эго становятся стабильными и последовательными. В ид царит хаос, а в эго - порядок: первичный процесс ид заменятся вторичным процессом эго, бессознательные идеи ид в эго отчасти становятся подсознательным, и теперь синтетическая функция может их обуздать. Таким образом синтез не только объединяет все части личности, но и привносит в функционирование эго упрощение и экономию.