Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 46 из 93)

Кроме того, элементы мастурбации являются составной частью нормального

Обычно мастурбация сопровождается внутренней борьбой. Эта борьба вносит свою лепту в симптоматологию психоневрозов. Похоже, что ритуалы компульсивного невротика являются продолжением мастурбации: с одной стороны, они замещают мастурбацию; с другой стороны, защищают от нее. Мастурбация распространена шире, чем обычно считается. Лишь те пациенты-мужчины, которых крайне сильно запугали в детстве, не мастурбировали в подростковом возрасте. Мастурбация, не выходящая за определенные рамки, не приносит вреда. Но если мастурбация продолжается и после подросткового возраста и практикуется чрезмерно часто, она, с одной стороны, может быть признаком ненормального сексуального развития, а с другой стороны, может причинить некоторый вред, который, однако, обычно преувеличивают. Преувеличение опасности, исходящей от мастурбации скорее всего основывается на отрицании инфантильной сексуальности, то есть на подавлении собственных сексуальных стремлений Лучшим доказательством этого могут служить пациенты, которые почувствовали себя лучше, как только избавились от чувства вины, связанного с мастурбацией.

Однако нельзя отрицать, что чрезмерная мастурбация оставляет вредные следы. Но из чего состоят эти следы? Физические симптомы, скорее всего, отчасти токсичны и отчасти рефлексивны по своей природе, и вызваны чрезмерной стимуляцией сексуального аппарата.

Однако мы знаем, что половой акт (а мастурбация - это половой акт) - это не чисто физический процесс. Гениталии могут быть возбуждены психически, а сексуальные желания и идеи могут достичь разрядки с помощью возбуждения гениталий; короче говоря, психическая энергия играет важную роль в любом половом акте. При мастурбации фантазии, которые, как правило, сопровождают механическую стимуляцию гениталий, насыщены психической энергией. Даже если мастурбация приносит физической удовлетворение, психическое удовлетворение не наступает, поскольку объект фантазий не реален. Неиспользованная психическая энергия вероятнее всего скапливается в наиболее сексуальных органах. Таким образом, мастурбация


наносит психическую и физическую травму; их нельзя рассматривать по отдельности. Человек чрезмерно стимулирующий гениталии и создающий неограниченную возможность для удовлетворения, оказывается не в состоянии выдержать даже малейшее сексуальное напряжение; возникает потребность в стимуляции, ищущая все новые способы, но все же не достигающая полного удовлетворения. Что же касается психического аспекта, то легкий доступ к удовлетворению приводит к чрезмерному развитию фантазии, к независимости от реального сексуального объекта, к отвержению реальности, а иногда даже к отказу от реальности. Но самым важным психическим последствием мастурбации является увеличивающееся чувство вины, которое ее обычно сопровождает, а также внутренняя борьба, которая может продолжаться годами и требовать от человека всей психической энергии. Не совсем ясно, почему при мастурбации возникает чувство вины. Это нельзя объяснить одними только запретами, потому что иногда сильное чувство вины возникает и без всяких запретов. Следующий факт поможет нам это понять: мастурбация в подростковом возрасте - это повторение инфантильной мастурбации. Инфантильная мастурбация сопровождается фантазиями из эдипова комплекса. Поскольку чувство вины уходит корнями в этот комплекс, оно снова возникает вместе с бессознательными фантазиями, сопровождающими мастурбацию в подростковом возрасте. Эти инфантильные фантазии при мастурбации формируют бессознательное ядро будущего невроза.

В главе, посвященной чувству вины, мы узнали, что блокированные и неразряженные агрессивные инстинкты, поворачиваются внутрь и превращаются в чувство вины. При мастурбации никогда не бывает полного сексуального удовлетворения, Во крайней мере в психической сфере, поскольку нет реального объекта. Агрессия, смешанная с либидозным импульсом, теперь превращается в потребность в наказании. Похоже, что это и есть чувство вины, связанное с мастурбацией."

Отказ от мастурбации происходит после тяжелой борьбы, под давлением чувства вины. Часто случается , что тревога и ипохондрические или истерические симптомы замещают мастурбацию. Мы уже подчеркивали, что неврастенические симптомы формируют актуально-невротическую основу для истерических и ипохондрических неврозов. Соматические нарушения, которые некогда реально присутствовали, впитываются, в психику и превращаются в психоневроз. Некоторые отрицают существование неврастении в чистом виде и пытаются продемонстрировать, какие психические механизмы скрываются в ее структуре; мы не возражаем против такой концепции, поскольку эго обладает синтетической функцией и стремится ассимилировать неврастенические симптомы (соматические, актуально-невротические симптомы), вплести их в психическую структуру и затем использовать их при создании психической болезни.

Тут возникает очень важный вопрос. Фрейд однажды сказал, что гораздо интереснее выяснять, почему человек любит, чем почему он не любит; другими словами, интересно узнать, как он освобождается от нарциссизма. Нарциссизм - это первичное распределение либидо; объективная любовь развивается позже, путь ее долог и полон опасностей. В связи с этим уместно спросить, почему человек перестает мастурбировать. Нам известны два факта: во-первых, мальчик прекращает мастурбировать не только из-за чувства вина, но и из-за страха кастрации (и, возможно, это главная причина); во-вторых, девочка прекращает мастурбировать из-за разочарования в клиторе и из-за отвращения к своим гениталиям.

Но мы снова и снова видим, что ни мужчины, ни женщины не отказываются от


мастурбации навсегда. Часто мастурбация возобновляется, когда внутренние или

Уже древние евреи понимали, в чем смысл мастурбации. В книге Бытия, глава 38, говорится «И сказал Иуда Онану "Войди к жене брата твоего и исполни долг брата мужа перед ней, и создай семя брату твоему." И Онан знал, что не ему будет семя, и когда пришло время войти ему к жене брата своего, пролил он семя на землю, чтобы не досталось семя брату его. И то, что он сделал было злом в глазах Господа, и Он умертвил его ..» Онан мастурбировав вместо того, чтобы совершить половой акт с женой умершего брата, в соотвествии с законом левирата Земля символически соответствут матери, значит вся эта история обозначает половой акт с матерью и человека, совершившего его, убивает Бог (отец).

внешние условия нарушают любовную жизнь личности, как это бывает в армии, в тюрьме, в концентрационном лагере или при разрыве любовной связи.

Иногда мастурбация является признаком выздоровления, при анализе это особенно заметно. Если пациент был настолько запуган, что не смел мастурбировать, мы считаем, что временное возобновление мастурбации - это признак выздоровления.

Почему одному человеку легче отказаться от мастурбации, чем другому? Почему один человек, попав в отчаянное положение, возвращается к своей инфантильной привычке, а другой не возвращается? Фрейд отвечает на этот вопрос следующим образом: возможно, существует врожденный фактор, определяющий развитие и интегрирующий сексуальные компоненты-влечения в центральный генитальный инстинкт, и мы пока что не в силах понять этот фактор. Мастурбация противоречит любви к объекту Возможно, спонтанное усиление стремления к объекту любви внезапно прекращает мастурбацию.

Ипохондрия

Ипохондрия тесно связана с неврастенией. Она часто сопровождает мастурбацию в подростковом возрасте. Страх наказания, связанный с чувством вины, сливается с неприятными физическими ощущениями, связанными с мастурбацией, с невротическими симптомами, и утилизирует их психически. Но ипохондрия может проявиться и в более позднем периоде жизни, через много лет после отрочества, если сексуальная жизнь не приносит удовлетворения.

Пятидесятилетний мужчина страдал от страха, что его сердце перестанет биться, конечности отпадут и так далее. Он не мог спать, потому что через каждые несколько минут просыпался, чтобы проверить, все ли у него па месте. Он действительно ощущал боль в районе сердца, в конечностях и в носу. Кульминаций всех этих жалоб был страх, что он умрет от «артериосклероза». Он слышал о том, что в его возрасте может развиться артериосклероз и теперь полагал, что его внутренние органы, которые он представлял себе в виде неких трубок, заблокируются и какая-нибудь часть его тела отпадет. Он сам в самом начале лечения, безо всякого влияния со стороны врача, связал свои страдания со своей нерегулярной половой жизнью. Долгие годы он совершал coitus interruptus. Он чувствовал, что это для него вредно, у него болели гениталии и голова и были разные другие неприятные ощущения. Несколько раз он пытался «исцелиться» с помощью крайне агрессивного полового акта, но каждый раз его останавливал страх нарушить морально-религиозные законы. В конце концов его переполнил страх, что семя, которое он удерживал во время полового акта, заблокирует его пенис и причинит ему непоправимый вред.

То, что обычный человек чувствует в гениталиях при сексуальном возбуждении, этот пациент чувствовал во всем своем теле (эту форму идентификации и либидозной


насыщенности эго, мы называем нарциссизмом). Страх потерять часть тела соответствует бессознательному страху потерять гениталии, то есть страху кастрации. Сперма не находила выхода при половом акте, и это вызвало скапливание либидо, которое затем распространилось по всему телу и вызвало состояние напряжения, с котором эго не могло справиться психически. От возникшей боли эго защищалось с помощью старого бессознательного страха кастрации, что и выразилось в ипохондрических ощущениях и страхах.