Смекни!
smekni.com

Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов, Нюнберг Герберт (стр. 36 из 93)

Как суперэго стало таким строгим? Мы знаем, что оно сформировалось в ходе идентификации. Мы уже обсуждали, что идентификация является психическим эквивалентом оральной фазы и амбивалентна, то есть может одновременно выражать и любовь и ненависть. В эдиповой ситуации мальчику легче всего защититься, идентифицировавшись с отцом, которого он одновременно и ненавидит и любит. Когда эго поглощает отца, либидо от него отходит. Мы уже указывали на то, что когда либидо отходит, наступает разделение инстинктов, и деструктивные инстинкты вырываются на свободу. В результате этого, либидо десексуализируется. Затем деструктивные инстинкты направляются к эго и размещаются в нем. Идеи об отце, поглощенном эго, не распадаются на части благодаря садизму, который первоначально был направлен во внешний мир, на отца, а теперь находится в эго. Развившаяся таким образом психическая структура отделяется от эго, становится более или менее независимой и превращается в суперэго. Таким образом, садизм ид, направленный на объекты помогает формированию суперэго. А садизм суперэго, чья мощность зависит от конкретной личности, избирает своим объектом эго. Эго впитало в себя реальную или предполагаемую строгость авторитетов, и эта строгость продолжает существовать, но из внешней она превращается но внутреннюю.

В эдиповой ситуации настоящего суперэго еще нет. Оно развивается в качестве ответа на импульсы, которые возникают из этой ситуации и у которых нет шансов на успех. Эго приспосабливается к требованиям реальной жизни и, вместо бесполезного катексиса объектов, происходит полезное изменение в самом эго. Суперэго является следствием успешного преодоления эдипова комплекса. Стремления ид, которые могли бы представлять опасность, если бы оставались неизменными, были подчинены, втянуты в эго и десексуализированны. Их энергия, свободно протекавшая в ид, теперь сконцентрировалась в суперэго, которое помогает эго в его борьбе против запретных импульсов. Следовательно, суперэго возникло в ходе идентификации и, после отхода либидо, к нему перешла энергия, прежде принадлежавшая объектам. Но, поскольку источник этой энергии находится в ид, суперэго окольным путем черпает свои силы из ид. Вследствие этого, оно связано и с ид, и с эго. И ид, и эго могут влиять на него, так же как и оно может влиять на возбуждения, возникающие в них. В соответствии со своим происхождением, суперэго одновременно является представителем и внешнего мира, и ид. Из-за того, что оно находится между двумя мирами, ему приходится исполнять роль посредника, то есть координировать стремления эго и ид таким образом, чтобы не было ни внутренних, психических, конфликтов, ни внешних, реальных.


Но такое идеальное соотношение едва возможно даже у здорового человека, не говоря уже о больном. Суперэго душевнобольных часто требует от это невозможного. Меланхолия является ярким примером реакции на такие требования суперэго. При этом заболевании совесть, функция суперэго, играет особую роль. Пациент, страдающий меланхолией, постоянно упрекает себя; он чувствует себя жалким, недостойным, подвергает себя всевозможным наказаниям, иногда дело доходит даже до самоубийства. Создается впечатление, что меланхоликом правит сила, цель которой - уничтожить его. Меланхолик отказывается от пищи, становиться скупым и жадным и боится, что погубит свою семью. Если не считать изредка появляющихся галлюцинаций, меланхолия похожа на траур.

Но, в отличии от траура нормального человека, оплакивающего потерю любимых, которому через какое-то время удается оторвать либидо от потерянного объекта и вернуться в нормальное состояние, для патологического траура при меланхолии характерна крайняя жестокость. Эта жестокость направлена главным образом на самого меланхолика, хотя можно без труда заметить замаскированные следы жестокости по отношению к окружающим. И в самом деле, человек в состоянии сильнейшей депрессии может совершить преступление, и оно будет для него освобождением и искуплением. И при трауре, и при меланхолии объект, насыщенный либидо, был потерян. Но при нормальном оплакивании либидо отходит от объекта и используется где-то еще и при этом не происходит разделение инстинктов (то есть либидо просто перемещается на другой объект), а при меланхолии это невозможно, так как суперэго меланхолика требует слишком многого. Болезнь начинается после разочарования в любви в самом широком смысле этого слова.

Такой человек очень нарциссичен, он не может вынести удара по своей самооценке и отводит либидо от объекта. Если человек крайне амбивалентен - а мы знаем, что меланхолик амбивалентен - отход либидо сопровождается разделением инстинктов и деструктивные инстинкты вырываются на свободу. Хотя амбивалентность заставляет его в ответ На разочарование в объекте, отказаться от него, он, в то же время идентифицируется с объектом. Поскольку эго поглощает объект, исчезает расстояние между образом объекта и суперэго, и объект становится доступным агрессии эго. Садизм чрезмерно сурового суперэго теперь направлен исключительно на человека, которого меланхолик любил, и с которым, благодаря идентификации, объединилось его эго. Стремясь к самоубийству, меланхолик хочет смерти кого-то другого, но идентификация с объектом приводит его к самоуничтожению. Конечно же, чрезмерно суровое -суперэго встречается не только при меланхолии; мы выбрали меланхолию только для того, чтобы показать, насколько серьезными могут быть последствия чрезмерного садизма суперэго.

Меланхолия не всегда появляется после настоящей потери любви. Я наблюдал случаи, при которых меланхолия возникала после профессиональных разочарований или после того, как пациент отказался от цели, которой посвятил всю свою жизнь. В целом, у этого типа пациентов слабые связи с объектами, а требования и идеалы - чрезмерные, и если он теряет единственную цель, которая была у него в жизни, немедленно пробуждаются постоянная готовность к идентификации и изначально сильный садизм суперэго. Крайне острая и требовательная совесть определенного типа людей коренится в этом садизме, а не в подлинных либидозных отношениях с объектами. Существуют, например, фанатичные реформаторы, моралисты и аскеты, которые, прежде всего, не являются «хорошими» людьми. В качестве примеров можно упомянуть истории жизни Св. ИгнатиусаЛойолы и Толстого.

Чрезмерно критичное суперэго влияет на отношение эго и при других формах


душевных заболеваний. Например, при компульсивном неврозе либидо регрессирует до анально-садистской стадии. Но компульсивные невротики не демонстрируют в своем поведении анальные и садистские черты. Наоборот, они крайне чистые, совестливые и внимательные к другим, они мучают себя всевозможными обвинениями и упреками. Создается впечатление, что эго, на которое влияет критика суперэго, формирует реакции, чтобы защититься от стремлений ид. Эти пациенты делают совсем не то, что сделало бы эго под влиянием ид, они наказывают себя, мучают и отказываются от удовольствий. Повинуясь требованиям суперэго, эго отказывается от стремлений ид, изменяя себя с помощью формирования реакции. Суперэго воюет на два фронта: во-первых, оно пытается сдержать стремления ид (с помощью эго); во-вторых, оно заставляет эго служить себе.

Несмотря на сходство структуры суперэго меланхолика и компульсивного невротика, картины заболевания у них совершенно различные, и тому есть две причины. Меланхолик склонен к нарциссической идентификации (эго поглощает объект и объект исчезает); компульсивный невротик, с другой стороны, несмотря на свою явную амбивалентность, никогда полностью не отказывается от объекта. Во-вторых, у меланхолика регрессия и разделение инстинктов глубже, чем у компульсивного невротика, поэтому у меланхолика большее количество деструктивных инстинктов вырывается на свободу; эти деструктивные инстинкты затем попадают на службу к суперэго и укрепляют его садизм.

Мания, чередующаяся с меланхолией или следующая за ней, является самым ярким доказательством ограничивающего и подавляющего влияния суперэго, поскольку она демонстрирует личность, свободную от этого влияния. Мания - это эйфорическое состояние, в котором не существует социальных ограничений, или, используя нашу терминологию, можно сказать, что все идентификации растворились. Освободившись от необходимости считаться с окружающими, пациент постоянно стремится удовлетворить свои инстинктивные желания. Маньяк не подчиняется никаким приказам, запретам и ограничениям. Он чувствует себя свободным во всех отношениях. В нем ничто не сопротивляется стремлениям ид, эго реализует эти стремления безо всяких ограничений. Маниакальное состояние - это настоящая противоположность меланхолическому состоянию. При чисто маниакальном состоянии нет и следа влияния суперэго. Поскольку очень часто мания возникает после меланхолии, создается впечатление, что мания представляет собой протест против того, как суперэго обращается с эго при меланхолии. Мания показывает, что отказ от идентификаций, в результате которых сформировалось суперэго, сопровождается разрушением социальных ограничений и запретов.

При обссесивном неврозе влияние суперэго сдерживает анально-садистские стремления и вызывает формирование реакции, в то время как при истерии они проявляется в отрицании генитального либидо.

Было бы несправедливо утверждать, что суперэго присущи лишь анально-садистские намерения. Изучив его развитие, нетрудно заметить, что в его формировании участвуют и либидозные силы. Маленький ребенок не сам учится контролировать вегетативные функции, его этому учат. Чужой человек не может заставить его контролировать сфинктер. Лишь ради знакомого и любимого человека он будет стараться испражняться в определенное время. Он так делает, потому что этого хочет любимый человек. Желание объекта, на которого направлено либидо, он принимает так же близко к сердцу, как и свое собственное желание; он идентифицируется с объектом и действует в соответствии с этим. Его за это хвалят и, кроме того, он чувствует