Смекни!
smekni.com

Ачарьякальпа пандита Тодармалджи из Джайпура. Светоч на пути к освобождению (стр. 107 из 127)

Ответ: Если бы процессы связывания и созревания кармы находились в вечном равновесии, то ваши слова были бы верны, однако реальность такова, что благодаря трансформациям состояния души ранее накопленная карма подвергается таким явлениям, как увеличение продолжительности [связывания], уменьшение продолжительности [связывания] и переход [из одного состояния в другое], благодаря коим её сила может как увеличиться, так и уменьшиться, а потому и созревание плодов может быть большим или меньшим соответственно. Именно в этом и кроется объяснение того факта, что интеллектуальные способности одних существ в силу созревания определённых видов кармы велики, тогда как у других – малы; у одних страсти незначительны, а у других – весьма даже интенсивны. Так вот карма переходит из одного состояния в другое.

Когда душе, по ходу своих странствий в сансаре, удаётся обрести полноценное обладающее всеми пятью органами чувств тело сознательного живого существа, у неё развивается способность к мышлению. Страсти в этом случае могут быть как весьма интенсивными, так и слабыми. Когда таковые сильны, джива предаётся многообразным чувственным наслаждениям; ну а если достаточно слабы, то, либо при встрече с внешней [инструментальной] причиной в виде наставлений [в дхарме], либо целиком и полностью благодаря собственным усилиям, она начинает направлять своё сознание к размышлению над сутью этих наставлений, прилепляясь тем самым к практике дхармы. Следует также отметить, что когда страсти слабы, но нет ни внешних [инструментальных] причин [для начала практики дхармы], ни личных усилий [в том же направлении], и индивидуум ведёт свою жизнь соответственно, это является весьма благоприятным моментом для того, чтобы поведать ему наставления в дхарме, ибо в данной ситуации они могут оказаться весьма благотворными.

Дживы, обладающие лишь одним чувством, ввиду отсутствия мыслительных способностей заведомо не в состоянии постичь смысла наставлений, а что же до тех, кто подвержен чрезмерно острым формам страстей, то их сознание интереса к наставлениям не испытывает. Таким образом, наставления могут принести счастье лишь тем живым существам, в ком достаточно развита способность к мышлению и чьи страсти достаточно слабы, и именно в такой момент могут оказаться полезными и личные усилия индивидуума.

Если у низших форм живых существ нет вообще никаких способностей к практике дхармы, то о каких личных усилиях может быть речь? Да и люди, подверженные чрезмерным страстям, внешне прилагая усилия к освобождению, на деле ничего, кроме греха, не совершают, ибо неспособны направить своё сознание на подлинную практику дхармы.

А потому благо приходит лишь к тем живым существам, которые наделены способностью к мышлению и чьи страсти слабы, которые, повстречав внешнюю инструментальную причину в виде наставлений в дхарме, направляют своё сознание на установление истинного смысла таттв, и чьё сознание закрепляется в таком созерцании. Если же они, не замечая уникальности момента, не направляют никаких усилий к установлению смысла таттв, предпочитают проматывать время в праздности, пусть и не сопровождаются их мирские дела интенсивными страстями, или же отдают всё время конвенциональной дхарме – увы, уникальный миг уходит, и блуждание в сансаре может продолжаться сколь угодно долго.

Те же дживы, которые, оценив уникальность предоставившегося момента, направляют все свои усилия на установление истинного смысла таттв, твёрдо сосредотачивают своё сознание на анализе этого смысла, получают в награду плод возрастающего очищения; сила кармы, связывающей их, уменьшается, а когда некоторое время спустя естественным образом успокаивается карма, омрачающая восприятие, столь же естественным образом приходит и уверенность в истинном смысле таттв. Итак, основная задача дживы [на пути к освобождению] – непрерывные упражнения по установлению истинного смысла таттв, благодаря коим успокоение и разрушение кармы, омрачающей восприятие, будет достигнуто автоматически, так что никаких особых усилий по её разрушению не требуется.

Ну а по разрушении таковой правильное восприятие возникает само по себе, естественным образом. С зарождением же правильного восприятия формируется и несомненная вера в то, что «Я – сам Атман, и с влечением и отвращением мне делать нечего», хотя до некоторых пор, в связи с созреванием плодов кармы, омрачающей поведение, рецидивы этих влечения и отвращения будут иметь место. В случаях, когда процесс этого плодоношения будет носить интенсивный характер, джива будет предаваться чувственным наслаждениям; ну а когда слабый – будет направлять своё сознание на бесстрастные формы медитации и иные дела дхармы, благодаря чему со временем смягчится и связанность кармой, омрачающей поведение. С появлением признаков достижения указанного этапа джива сможет по собственной доброй воле принять принципы ограниченного или полного правильного поведения и, при условии тщательного соблюдения оных, чистота её аспекта модификации будет прогрессивно возрастать, тогда как сила связанности кармой соответственно уменьшаться. Наконец, когда благодаря такому последовательному устранению кармы, вводящей в заблуждение, душа в её аспекте модификации очистится, исчезнет и карма, омрачающая знание, после чего во всей своей полноте проявит себя качество всеведения. Что же до неомрачающих разновидностей кармы, то они испепеляются и без применения каких-либо специфических средств, и очищенная душа достигает состояния сиддхи.

Таким образом, разрушение кармы достигается лишь при наличии двух причин – внешней в виде наставлений [в дхарме] и внутренней в виде собственных усилий индивидуума.

Следует, однако, заметить, что в случаях, когда процесс принесения плодов кармы обостряется, личные усилия могут стать невозможными; более того, существует определённая вероятность падения даже с высоких гунастхан: в данной ситуации как предназначено кармой, так и будет. Если же процесс такого созревания особой интенсивностью не отличается, то никаких препятствий к проявлению личных усилий быть не может и, следовательно, не возникает и небрежности, и джива, развив способность к сосредоточению, достигает своей цели.

Это можно сравнить с человеком, упавшим в речной поток такой огромной силы, что всякое сопротивление движению оного оказывается бесполезным: та же ситуация может возникнуть и здесь, в случае с наставлениями в дхарме. И совсем другое дело, когда поток, в который случилось упасть человеку, оказывается не слишком мощным: здесь, применив кое-какие личные усилия, он может выбраться на берег. Вот для такой «переправы [на другой берег»] и даются все наставления. Тот же, кто оказывается не в состоянии выбраться на сушу, понемногу сносится вниз по течению и, с нарастанием силы потока, теряется где-то в его пучинах. Именно к дживе, блуждающей в сансаре, и относится сей пример: стоит только начать нарастать силе созревания плодов кармы, как всякие наставления лишаются смысла, а любые приложенные усилия не оправдывают себя; но как только созревание плодов кармы начинает ослабевать, джива, опираясь на свои собственные силы, вступает на путь к освобождению и, спустя некоторое время, достигает оного. Такого рода живые существа и являются основным объектом наставлений [в дхарме]. Что же до тех, кто, достигнув какой-то ничтожной степени очищения, более не проявляет желания двигаться по пути к освобождению, то, увы, с началом интенсивного созревания плодов кармы, им придётся вновь пойти в состояние нигоды.

Так что не стоит упускать благоприятного момента. Сейчас, как вы сами видите, этот момент наступил, причём во всех отношениях. Отдавая себе отчёт в том, что обрести его вновь будет невероятно трудно, совершенные гуру, исполнившись сострадания, дают нам наставления в дхарме, а посему, о бхавья-дживы, воплотите же это учение в своей жизни!

9.4 Природа пути к освобождению.

Далее мы коснёмся самой природы пути к освобождению.

Полное и окончательное уничтожение всех тех факторов, которые, удерживая душу в нечистом состоянии, заставляют её испытывать страдание, а именно вводящей в заблуждение и прочих видов кармы, называется освобождением. Причины же и средства достижения оного известны как путь к освобождению.

Говоря о причинах, сразу же отметим, что характер их весьма разнится: так, существуют определённые причины, в отсутствие которых достижение результата не представляется возможным в самом принципе, но есть и такие, при наличии которых результат не гарантирован, ибо он может быть, а может и не быть. В частности, известно, что без принятия монашества достижение освобождения невозможно, однако на практике принятие такого статуса не гарантирует достижения последнего ни в коей мере. Кроме того, существует также и группа причин, наличие которых, как правило, приводит к достижению результата, однако в истории зафиксирован ряд прецедентов, когда некоторые индивидуумы обрели этот плод и без таких причин. Так, пост считается эффективным средством осуществления вешней аскезы, ведущим к освобождению, однако известно, что махараджа Бхарата достиг нирваны без какой-либо внешней аскезы вообще. Однако имеется и некая категория причин, выступающих в качестве неизбежного условия достижения освобождения, в отсутствие коих на какой-либо результат не приходится рассчитывать вообще, и к этим, безусловно, следует в первую очередь отнести те три [Драгоценности], единение которых составляет сам практический путь к освобождению – правильную веру, знание и поведение. Если единство этих трёх не достигнуто, то ни о каком [подлинном] пути к освобождению не может быть и речи.