Смекни!
smekni.com

Маркетинг территорий 3 (стр. 8 из 53)

Исторически первыми элементами официальной государ­ственной символики России можно считать знаки, регалии царской власти как высшей государственной власти России инсигнии. К ним во времена первого русского царя Ивана Грозного относились нагрудный крест на золотой це­пи, святые бармы (особые наплечники из дорогой ткани с драгоценными украшениями), царский венец— широко известная шапка Мономаха, а также костяной посох или ски­петр — жезл, символизирующий государственную власть. Всем этим знакам отводилась важная роль при возведении на престол, настолько важная, что на других официальных госу­дарственных мероприятиях часть коронационных инсигнии не использовалась, а хранилась в казне.

Первоначально в качестве инсигнии в России использова­лись дары византийского императора Константина. В XVIIв.


[*] 50-51


цари Михаил Фёдорович и его сын Алексей Михайлович ве­лели изготовить несколько собственных комплектов инсиг­нии. Новые скипетры и державы внешне похожие на евро­пейские, корона же по форме повторяла древнюю шапку Мономаха,

К XVIв. в европейских государствах уже сложились обряд коронации и набор символов власти, которые громкими названиями и своим видом свидетельствовали о престиже государя, его властных полномочиях. Этот набор традици­онно включал корону, скипетр, державу (круглый шар с крестом), меч; кроме них в каждом государстве утверди­лись и свои собственные инсигнии. В России меч не при­жился, зато большое внимание уделялось таким регалиям, как тронное кресло, царская мантия. При Петре Iодной из императорских регалий стал уменьшенных размеров госу­дарственный флаг— императорский штандарт с черным орлом на золотом фоне. Трон Ивана Грозного — самая дол-гоживушая царская регалия: на него вступали все последую­щие российские государи и императоры. И сейчас это царс­кое место можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля1.

Во время войн и восстаний считалось крайне важным зах­ватить или уничтожить коронационные инсигнии — это оз­начало разбить, унизить само государство, его власть. Отголо­сок этой традиции — известная в истории процедура низвер­жения знамен побежденной Германии к подножию мавзо­лея на Красной площади в 1945 г.

В европейских коронациях монарх произносил клятву, ко­торая обязывала его соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы. Но если ве­щественные символы власти при этом могли не меняться, как и в целом ритуал возведения на престол, то клятвы монархов

1 Правда, во время инаугурации Президента РФ 7 мая 2000 г. трон российских монархов был тщательно задрапирован.

[*] 52-53


могли дополняться новыми обещаниями народу, отражая но­вые этапы развития государства.

В современной процедуре инаугурации— вступления в должность Президента РФ, состоявшееся 7 мая 2000 года, использовались предметы, которые могут быть отнесены к категории инсигнии: удостоверение Президента РФ; пре­зидентский штандарт с золотой скобой, на которой нанесе­на информация о Президенте и сроке его пребывания на посту, поднимаемый над президентской резиденцией в Кремле; церемониальный экземпляр Конституции РФ, на котором Президент приносит присягу; текст присяги: "Кля­нусь при осуществлении полномочий президента уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблю­дать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу"; знак президентской власти — орден "За заслуги перед Отечеством" Iстепени с цепью. Церемо­ния проходила в присутствии Государственного флага и гер­ба России, звучал Государственный Гимн России. В парад­ном строю прошел по главной площади Кремля Президен­тский полк.

Государственные гербовые эмблемы в России, как и во многих странах Европы, появились в эпоху средневековья. Как отметил в "Истории государства Российского" Н.М.Ка-рамзин, первым создателем общегосударственной печати стал великий князь московский Иван III. Ее первый извест­ный оттиск датируется 1497 г. На ней впервые соединены изображения всадника, поражающего копьём дракона, и двуглавого орла с коронами на обеих головах. Существует версия о том, что Иван III, женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Констан­тина XIПалеолога, намеренно соединил образ двуглавого ор­ла— основной элемент классической символики Византийс­кой империи — с уже тогда традиционным для Москвы изоб­ражением всадника. Впрочем, двуглавый орёл был хорошо из-


вестей народам древних цивилизаций Малой Азии — шуме­рам, хеттам (III—IIтыс. до н. э.). Не исключено, что этот сим­вол был нужен московскому князю для заявления своих пре­тензий, демонстрации своей политической силы и самостоя­тельности на языке уже сложившейся к тому времени евро­пейской символики— именно двухглавая птица в Римской империи символизировала не просто королевскую (королев­ства могли входить в состав империи), а императорскую власть. Образ Георгия — воина-"змееборца" — традиция уже в те времена прочно связывала с основателем города Москвы князем Юрием Долгоруким, святым покровителем которого являлся Георгий.

По мере укрепления царской власти к двуглавому орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты — инсигнии. К XVIIв. орлу в лапы были "вложены" скипетр и держава, а в 1625 г., при царе Михаиле Фёдоровиче, появилась третья корона над обеими головами орла. Его указом было объяснено, что три короны "знаменуют" три "великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства", а скипетр и яблоко (держава) "являют" государя.

С принятием Петром Iтитула императора в 1721 г. появ­ляются новые символы власти — императорские, устанавли­ваются государственные гербовые цвета: императорский чёр­ный орёл на золотом (жёлтом) фоне.

При Александре IIпоявились, а Александром IIIв 1882-1883 гг. были утверждены большой, средний и малый госуда­рственные гербы, различавшиеся степенью сложности рисун­ка Дополненный новыми элементами, герб стал богаче, пыш­нее. Изменения коснулись и центральной фигуры на груди орла: святой Георгий в рыцарском шлеме, повёрнутый в ле­вую от зрителя сторону, уже нисколько не напоминал русско­го воина.

Современный Государственный герб Российской Федера­ции, введенный Указом Президента России 30 ноября 1993 г., выполнен по мотивам малого герба Российской импе-

[*] 54-55


рии. По Положению, прилагающемуся к Указу, герб России "представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними - одна большего размера); в лапах ор­ла— скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона".

Из всех визуальных элементов официальной государствен­ной символики позднее всех появились государственные флаги: в большинстве стран мира— в XVIIIи XIXвв., хотя стяги и знамена военачальников и отдельных отрядов извест­ны с глубокой древности. При торжественном подъёме или выносе государственному флагу, как символу достоинства на­ции, отдаются воинские почести.

Самый "древний", традиционный цвет русского флага — красный: строй "червлёных" русских щитов на поле брани современники сравнивали с зарей. Тысячу лет назад» с приня­тием на Руси христианства, наши предки стали размещать на багряных стягах лик Спасителя — Иисуса Христа и другие символы христианства.

Основными цветами власти великих князей московских и царей были красный, золотой и белый. На белых или алых "гербовых" знаменах в XVIIв. изображался герб— золотой или чёрным двуглавый орел.

Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. Само слово "красный" на Руси издревле был синонимом "красивого" (вспомним: "красна девица", "красно солныш­ко"), соотносился с храбростью, удалью. Русские казаки оде­вались в синие кафтаны и рубахи, подпоясывались красными кушаками. Белыми называл народ свою веру и царя. Красный цвет символизировал материальное начало, синий (голубой, лазоревый) — духовное, белый — божественное, царское. Са­ма последовательность их размещения на современном фла­ге России отражает степень возвышенности символизируе­мых ими начал.


Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и ар­мии Пётр I, очень неравнодушный к символике государь, во время походов на Азов в 1695 и 1696 гг. С возникновением Андреевского флага (синий косой крест на белом поле) как символа русского флота бело-сине-красный флаг (как мнемони­ческий инструмент для нижних чинов в российской армии — "бесикр") был передан торговым судам. Вместе с тем бело-сине-красная расцветка русского флага стала основой для националь­ных флагов славянских народов Австро-Венгрии и Османской империи: сербов, хорватов, словенцев, словаков и чехов (только болгары синюю полосу на своём знамени заменили зеленой).

Четверть века, с 1858 по 1883 г., Государственным флагом Российской империи был чёрно-жёлто-белый. Затем бело-си­не-красные цвета были вновь признаны государственными. В августе 1914 г. произошла последняя реформа Государ­ственного флага старой России: в верхнем углу бело-сине-красного флага появился императорский штандарт.

После Октябрьской революции флагом России становится красное полотнище с буквами "РСФСР" в верхнем углу у древка. Затем надпись была заменена эмблемой союза рабо­чих и крестьян — золотыми серпом и молотом. В 1954 г. вдоль древка флага РСФСР было решено поместить синюю полосу.

21 августа 1991 г. Верховный Совет России постановил считать "исторический флаг— полотнище из равновеликих горизонтальных... белой, лазоревой и алой полос... официаль­ным национальным флагом Российской Федерации". Ука­зом Президента России от 20 августа 1994 г., "в связи с вос­становлением 22 августа 1991 г. исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынеш­него и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам" в нашей стране установлен День Государственного флага, отмечаемый 22 августа.