Смекни!
smekni.com

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1 (стр. 131 из 152)

Когда разные атомы составляются в организм – дерево, животное, человека – тогда вселенская прана, присущая каждому атому, становится скоординированной определенным способом, и мы можем называть это специальной (частной) праной, жизненной силой или жизнью. Хотя каждая клетка – нет, каждый атом – человеческого тела имеет элемент праны, все же все элементы всех атомов и клеток управляются одной координирующей праной, называемой специфической праной, или жизненной силой.

Специфическая прана входит в тело с душой (в астральном теле этой души) в момент зачатия. По команде души, специфическая прана постепенно из начальной единой клетки строит тело младенца – в соответствии с индивидуальным кармическим образцом того индивидуума – и продолжает поддерживать ту форму в течение всей его жизни. Эта телесная прана постоянно подкрепляется не только грубыми источниками, как пища и кислород, но в основном вселенской праной, которая входит в тело через медуллу (“уста Бога”) и хранится в резервуаре жизни в мозгу, и в центрах позвоночника, откуда она распределяется усилиями специфической праны.

Специфическая прана пронизывает все тело и имеет разные функции в разных его частях. Это можно классифицировать пятью различными пранами, в соответствии с этими функциями: (1) прана (по преимуществу), или кристализующая сила, приводящая все другие функции к проявлению; (2) апана способность выделения, санитарная энергия тела, которой выбрасываются все отбросы из тела; (3) вьяна, или способность циркуляции; (4) самана, или ассимиляция, пищеварение, которым усваиваются различные виды пищи для вскармливания тела и построения новых клеток; и (5) удана, или способность которой клетки различаются в их функциях (растя волосы, или кожу, или мускулы, и т.д.) бесконечными дифференциациями и интеграциями между собой.

Эти пять пран, хотя и отдельные, взаимосвязаны и действуют в гармонии и взамозависимости. По правде, они суть ничто иное, как одна прана , действующая пятью различными, но нераздельно связанными способами. (В тексте следующей шлоки говорится больше о пяти пранах).

Основное местопребывания телесной праны есть нервная система и клетки цереброспинальной оси и симпатической системы; но она есть также в их бесконечных разветвлениях в формах клеток, тканей, нервов, ганглий и даже в наиудаленнейших уголках тела.Так, прана, преимущественно работает в симпатической и парасимпатической системах; но в дополнение, волевая активность возможна только благодаря пране, работающей в ее пяти составляющих вариантах во всем теле.

Настоящий стих Гиты имеет дело с двумя особыми функциями жизненной силы в ее подразделениях на прану и апану. Как есть “перетягивание каната” на макрокосмической шкале, отражающее проецирующее желание Духа творить и Его противоположное собирающее желание привести многих к Одному, так тот же процесс двойственности имеет место на микрокосмической шкале, в человеческом теле. Одним выражением этой позитивно-негативной двойственности является взаимодействие между праной и апаной.

В теле есть два основных тока. Один, апана ток, течет от точки междубровья к копчику. Этот, текущиий вниз, ток распределяет себя через копчиковый центр к сенсорным и моторным нервам и держит сознание человека иллюзорно привязанным к телу. Апана ток беспокоен и вовлекает человека в чувственные переживания.

Другим основным током является прана, которая течет от копчика к точке междубровья. Природа этого жизненного тока спокойна; он оттягивает внутрь внимание практиканта во время сна и в пробужденном состоянии, а в медитации соединяет душу с Духом в Христовом Центре в мозгу.

Таким образом, имеется противоположная тяга, осуществляемая нисходящим током (апаной) и восходящим током (праной). Человеческое сознание тянется вниз или вверх “перетягиванием каната” между этими двумя токами, чтобы связывать или освобождать душу.

Жизненный ток, текущий вниз от мозга и позвоночника к клеткам, тканям и нервам, становится привязанным к материи и засоренным ею. Он используется, как электричество, во время телесных моторных движений (волевых и неволевых) и умственной активности. Когда жизнь в клетках, тканях и нервах начинает истощаться этой моторной и сенсорной активностью – особенно в результате излишеств и дисгармоничной, неуравновешенной деятельности – прана работает, чтобы перезарядить и держать их в оживленности. В процессе потребления жизненной энергии, они выбрасывают переработанные продукты, “разлагаются”. Одним из таких продуктов является двуокись углерода, выделяемая клетками в кровь; незамедлительная очистительная активность праны становится необходимой, чтобы удалить накопления этого “разложения”, иначе смерть произойдет вскоре. Физиологией этого обмена является дыхание.

От противоположных тяг праны и апаны в позвоночнике рождаются вдохи и выдохи. Когда ток праны двигается вверх, он втягивает жизненное дыхание, насыщенное кислородом в легкие. Там прана быстро выделяет некоторое количество необходимой жизненной силы из электронного и жизнетронного состава атомов кислорода. (Пране требуется больше времени, чтобы дистилировать жизненную силу из более грубых жидкостей и твердой пищи в желудке). Та очищенная энергия посылается потоком праны к клеткам тела. Без такого воссполнения чистой жизненной силы, клетки были бы бессильны производить свои многие физиологические функции; они бы погибли. Жизненная энергия, извлеченная из кислорода, также помогает усилить центры жизненной силы в позвоночнике и в междубровье, и в основном резервуаре жизненной энергии в мозгу. Избыточный кислород от вдыхаемого воздуха несется кровью по телу, где он используется пятью пранами в различных физиологических процессах.

Как отмечалось, телесная активность производит разложение и последующий продукт выброса - двуокись углерода. Этот продукт выделяется из клеток апаной, или выделительным током, и переносится кровью к легким. Затем текущий вниз по позвоночнику ток апана является причиной выдоха и выталкивает нечистоты через выдыхаемый воздух.

Вдох и выдох, активизируемые двойственным током праны и апаны, осуществляются физиологически посредством серии сложных нервных рефлексов – химических и механических – задействующих в основном медуллу-облангата и симпатическую, или вневолевую, нервную систему. Тонко организованная симпатическая нервная система, в свою очередь, напитывается праной и апаной, работающими через основные ответвления астральных жизненных токов, соответствующих физической симпатической нервной системе – основные ветви их называются ида и пингала. Изучать физиологию дыхания без достаточно основательного понимания подспудных тонких принципов жизни, подобно изучению Шейкспировского Гамлета, оставляя в стороне описания характера главного героя.

Вдыхание и выдыхание происходят, во многом независимо от воли, на протяжении человеческой жизни. До тех пор пока жизненный ток (прана) втягивает вдыхаемый воздух в легкие, человек живет; когда нисходящий ток (апана) в выдыхании становится более сильным, человек умирает. Ток апаны тогда вытягивает астральное тело из физического тела. Когда последнее дыхание покидает тело через деятельность исходящего тока, апаны, астральное тело следует за ним в астральный мир.

Говорится, что человеческое дыхание привязывает душу к телу. Это процес вдоха и выдоха, являющийся результатом двух противоположных позвоночных токов, создает для человека впечатление внешнего мира. Двойственное дыхание есть шторм, создающий формы-волны (ощущения) в озере ума. Эти ощущения также производят телесное сознание и двойственность, и этим уничтожают единое душевное сознание.

Бог сотворил душу Своим сновидением и вложил ее в тело сновидения, оживляющееся дыханием сновидения. Тайна дыхания заключает в себе решение секрета к существованию человека. Имеется даже прямая зависимость между дыханием и физическим долголетием. Собака, например, дышит часто и имеет короткую жизнь. Крокодил дышит очень медленно и может прожить более сотни лет. Толстяки дышат тяжело и умирают преждевременно. Когда из-за болезни, преклонного возраста или какой-то другой физической причины дыхание сна исчезает, следует смерть тела-сновидения. Йоги, поэтому, рассудили, что если бы тело не разлагалось и токсины не накапливались в клетках, дыхание бы не требовалось; что научное овладение дыханием, предотвращением разложения в теле, сделало бы течение дыхания не необходимым и предоставило бы контроль над жизнью и смертью. От этого интуитивного восприятия древних риши произошла наука и искусство пранаямы, контроля жизни.

Пранаяма рекомендуется Бхагавад Гитой, как универсально подходящий человеку метод для освобождения его души от рабства дыханию.

Гита утверждает: “Йог выше дисциплинирующих тело аскетов, выше даже чем последователи пути мудрости или пути действия; будь йогом!” (VI:46). То, что это * говорится о Крийя Йога пранаяме, свидетельствует Крийя Йога: контролирование не только стих IV:29, но также и в V:27-28: “Тот токов праны и апаны эксперт медитации становится вечно свободным, кто, стремясь к Высшей Цели, способен отключиться от внешних феноменов фиксированием взора в междубровье и нейтрализацией уравновешенных токов праны и апаны текущих в ноздрях и легких….”* Древний мудрец Патанджали, выдающийся выразитель Йоги, также превозносит Крийя Йога пранаяму: “Освобождения можно достигнуть пранаямой, которая выполняется разъединением курса вдыхания и выдыхания” (Йога Сутры II:49).