Смекни!
smekni.com

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1 (стр. 80 из 152)

Настойчивый йог преуспевает в возвышении над чувствами тела и направляет свое сознание от поясничного до медулларного центра, пока он не достигнет центра Сознания Христа, между бровей. Иногда йог, свободный от всех чувственных действий, испытывая состояние великой радости, переживает чувство неактивности, недостаток желания дальнейшего прогресса.

Всякий йог, удовлетворенный этим состоянием саттвической радости, не пытается достичь мозгового региона, чтобы воспринять там бесконечное Блаженство окончательного освобождения. Поэтому Гита советует такому йогу продолжать следовать по шоссе медитации, без привязанности к радостям и силам побочных путей. Решительный йог не становится поглощенным никакими малыми состояниями интуитивных радостных восприятий, но продолжает развиваться, пока не достигнет Абсолютного Духа.

Так, даже высоко развитому йогу напоминается, что ему следует медитировать, только чтобы найти Бога и Его божественное одобрение, а не удовлетворять какие-либо подспудные эгоистические желания духовных сил и феноменальных опытов.

Когда личность интересуется частной фазой вечно-изменяющейся кинокартины жизни, даже принадлежащей духовной природе, она остается ограниченной. Но когда она смотрит все кадры кинокартины жизни, чтобы извлечь из них божественный урок, с целью найти Единого за ними, она становится исключительно счастливой и свободной!

Стих 48

О Дхананджайя (Арджуна), оставаясь погруженным в йогу, осуществляй все действия, отбрасывая привязанность (к их плодам), будучи безразличным к успеху и неудаче. Это умственное равновесие называется йогой.

“О Получатель Богатства! Опьяненный радостью божественного единения, исполняй ответственно все свои обязанности, без привязанности к результатам, удачи или неудачи. Как невидимая река под волнистыми песками течет мягко и бесшумно, так и поток уравновешенного ума должен бежать под всеми удачными и неудачными действиями. Оставаться уютно укрытым в умственном равновесии во время всех состояний активности есть йога; тот, кто может сохранять в себе этот ментальный баланс при всех меняющихся обстоятельствах, есть йог.

Слово йога обозначает совершенное равновесие, или ментальную равностность, являющуюся результатом общения ума с Духом. Йога обозначает также духовную технику, благодаря которой человек достигает единства с Духом.

И далее это слово относится к любому действию, ведущему к этому божественному союзу.

Умственная равностность есть сущностное состояние души. Ординарный человек, отождествлением себя с миром, отводит *

свое сознание от союза с Духом. Лекарство от этой, Выполнение действий

слишком-часто катастрофической, диссоциации сос- при внутреннем единении

тоит в выполнении действий при внутреннем единении с радостью Духа

с радостью Духа. Сознание Бога находится

вечно в состоянии йоги, или вечной равностности, остающейся недоступной влиянию непрестанных изменений творения. Человек, сделанный по образу Божьему, также должен учиться выражать то божественное равновесие, посредством которого он может жить и действовать в этом мире, не будучи жертвой двойственностей последнего.

Ученик, не чувствующий привязанности к результатам, ни медитативных, ни мирских, активностей, остается неподверженным воздействию успеха или неудачи. Осуществлять действия так, необеспокоенным их результатами, значит сохранять ментальное равновесие йоги. Это состояние равностности становится алтарем Духу.

Мирской человек вовлекается в действия, полностью концентрируясь на их результатах. В следствие этого он упорно находится под влиянием своих переменных побед и поражений. Работая для себя, а не для Бога, он возвышается приобретением и сбрасывается вниз потерей. Ум, привязанный к скудным плодам действий, происходящих от ограниченных материальных или медитативных усилий, не может чувствовать спокойствие всеведения вездесущего Духа.

Маленькому уму маленького человека, привязанного к маленьким вещам, невозможно отождествлять себя с универсальным сознанием Бога. Как дрожащее зеркало не может правильно отражать объекты, находящиеся перед ним, так и ум, чье спокойствие нарушено мыслями об успехе или неудаче, неспособен отражать неизменный Дух. Человеческое сознание, когда постоянно отождествляется с материальными переменами или ментальными беспокойствами, не может зеркально отражать неизменное Божественное, чей образ присутствует в нем, как его истинное Я, или душа.

Ученику следует производить действия, с умом, поглащенным Богом. Любой, действующий таким образом, находится в состоянии освобождения, подобно Отцу Небесному, работающему во всем творении, без привязанности, или несвязанным постоянной текучестью последнего. Божье сознание проявляется во всех состояниях сотворения, поддержания и разрушения – и всеже остается неизменным. Также как Господь, вездесущий в космосе, необеспокоен разнообразием последнего, так и человек, который, как душа, есть индивидуализированный Дух, должен учиться участвовать в этой космической драме с совершенно уравновешенным умом.

Одаренный свободным выбором, человек использовал неверно свою независимость и отождествил себя с преходящим телом и космосом. Он должен дисциплинировать свой ум, удаляясь от беспокойства к восприятию неизменности. Обычный индивидуум, через беспокойство, воспринимает лишь мятежную вселенную. Следуя искусству йоги (внутреннего спокойствия), человек воспринимает имманентно-трансцендентный вечно спокойный Дух.

Духовный аспирант должен противопоставить духовную медитацию (производящую спокойствие) материальной активности (производящей беспокойство). Он должен учиться исполнять материальные обязанности, как и медитацию, с умственным равновесием, не ищущим материальной или духовной выгоды и не беспокоемым материальной или духовной неудачей.

Материальная или духовная деятельность, исполняемая с привязанностью (ментальной неравностностью) не может произвести длительное счастье. Бхог, или человек привязанности, пожинает несчастье. Йог, вовлеченный или нет во внешнюю активность, чувствует нескончаемую вечно новую радость Духа.

Человек есть ходячий Бог. Никакое человеческое существо не должно вести себя, как животное, отождествленное со своей низшей природой. Оно должно выражать свое истинное божественное Я. Бог работает во всем творении с нераздельным равновесием; человек, который учится тому же, без привязанности к чему бы то ни было и без раздражения, помнит свое истинное Я и снова подтверждает свое единство с Богом.

Только медитацией человек может навсегда установиться во внутренней равностности йоги. Поэтому слова Кришны к Арджуне особенно значимы для медитирующего ученика. Любой йог, практикующий медитацию, который нетерпелив или легко раздражим кажущейся медлительностью и ничтожностью результатов, действует с эгоистическим мотивом интереса к плодам своих действий. Он должен медитировать только с мыслью об ублажении и любви к Богу; тогда йога, или божественный союз с неизменным Духом, непременно последует.

Стих 49

Обычное действие ( исполняемое с желанием) значительно уступает действию, ведомому мудростью; поэтому, О Дхананджайя (Арджуна), всегда руководствуйся мудостью. Несчастны те, кто всегда действуют только из-за плодов.

Все люди сбиваются с пути в густом тенистом лесу активности, за исключением тех, руководимых их разумом. Поэтому, О ученик, ищи защиты от тьмы ошибки, поддерживая огонь божественного припоминания всегда горящим, чтобы освещать путь! Несчастно потеряны и разочарованны бродящие без света, группирующиеся в поисках фантастических сокровищ продолжительного счастья.

Действия, вызванные материальными желаниями, суть несовершенный способ исполненения жизненных обязанностей; они опутывают делающего крепкой сетью вечно-растущих желаний, которые должны будут вырабатываться в последующих жизнях. Действия, направляемые внутренним интуитивным разумом души (буддхи-йога), предпринимаются только, чтобы удовлетворить космический план, и, потому, не оставляют следов творящей-несчастье кармы.

Ученик не должн никогда трудиться иллюзорным способом, влекомый капризами, настроениями и привычками, или согласно обычаям и модам окружения, или по желаниям из прошлых жизней. Ему следует поместить все свои действия под покров Бого-направляемой мудрости, чувствуемой в медитации.

Любое действие, основанное на вдохновении от Бога, никоем образом не связывает исполняющего путами результатов. Когда ученик действует по вдохновению от Бога, Господь несет ответственность за те действия послушного сына.

Интеллект, направляемый эгоистическими мотивами, подвержен ошибке, но мудрость, ведомая Бого-сознанием, всегда безошибочна. Обычный индивидуум, невежественно действующий с желанием земных результатов, блуждает на протяжении веков в темной пропасти перевоплощений. Йог следует путем действия, освещенного внутренним светом истинной мудрости, к свободе.

Как мул, несущий тяжелый мешок золота, не имеет выгоды от этого, но лишь страдает под его тяжестью, также и богатый скупец страдает от нагрузки и ответственности, без выгоды. Как скупые люди знают лишь тяжесть ответственности от обладания богатствами, так и люди, подстрекаемые своими желаниями, непрестанно работают своими умами, оттянутыми вниз желанием мирских результатов – желая большего и большего – не в состоянии знать настоящую радость.