Смекни!
smekni.com

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1 (стр. 38 из 152)

Когда эго беспокоит дыхание во время глубокой медитации, душа снова пытается оживить интуитивное сознание в настойчивом ученике, производя серию астральных вибраций, и просвещая внутренний взор божественным светом.

Пандава, или поклоняющийся Арджуна, сидя в колеснице медитативной интуиции, со вниманием, сосредоточенном на Духе, в форме Кришны, или божественом Сознании Христа в Кутастха центре междубровья, видит свет духовного глаза и слышит священный звук Пранавы, творческую вибрацию Аум с ее различными космическими звуками, вибрирующими из позвоночных центров в астральном теле.

Ученик, слушая сначала внутри, слышит только грубые звуки дыхания, сердца, кровообращения и т.д. – и за этими, возможно, астральные вибраторные звуки – готовые вернуть его к материи. По мере углубления своего внимания, он слышит астральную музыку божественного сознания внутри. Если его концентрация упорна, он также может видеть свет духовного глаза, интуитивного всевидящего глаза души.

Смотри, колесница интуиции влекомая жеребцами белого света, бегущими во всех направлениях от темно-синего центра (дома души)!

О Кришне в этом стихе говорится как о Мадхаве (Ма, Пракрити*, или Изначальная Природа; Дхава, муж – синее сияние телескопического духовного глаза – единственная “дверь”, через которую ученик может войти в состояние Кришны, или Кутастха Чайтанья, Универсальное Сознание Христа).

Вокруг этого синего света присутствует яркий белый или золотой свет –телескопический астральный глаз, через который воспринимается вся Природа. В центре синего света находится белый, подобный звезде, свет, проход к Бесконечному Духу, или Космическому Сознанию.

_______________________________________________________________________

*Пракрити или Природе, “супруге” Духа, давали много имен, в соответствии со разными аспектами, которые она представляет, такие как Лакшми, Сарасвати, Кали; или Святой Дух Христьянского писания. Дух есть непроявленный Абсолют, Чтобы развить творение, Бог высылает творческую вибрацию, Святой Дух или Маха-Пракрити, в чем Он Сам присутствует в неизменном, нетронутом отражении, Универсальный Дух в творении: Кутастха Чайтанья, Сознание Кришны или Христа. В лоне Матери Природы, Дух дает рождение творению. Свет духовного глаза, видимый в медитации, есть микрокосм света Природы, Сознания Кришны или Христа, или Духа.

Стихи 15-18

(15) Хришикеша (Кришна) подул в свою Панчаджанья; Дхананджанья (Арджуна) в свою Девадатта; и Врикодара (Бхима), грозный в действии, подул в свою великую раковину Паундра.

(16) Царь Юдхиштхира, сын Кунти, подул в свою Анантавиджайю; Накула и Сахадева подули, соответственно, в их Сугхошу и Манипушпаку.

(17) Царь Каши, превосходный лучник; Сикханди, великий воин; Дриштадьюмна, Вирата, непобедимый Сатьяки,

(18) Друпада, сыновья Драупади, и сильнорукий сын Субхадры, все подули в свои раковины, О Господин Земли.

В этих стихах проведено соответствие специфическим вибраторным звукам (раковины разных Пандавов), которые медитирующий ученик слышит эманирующими из астральных центров в позвоночнике и медулле. Пранава, звук творческой вибрации Аум, есть мать всех звуков. Сознательная космическая энергия Аум, которая исходит от Бога и является манифестацией Бога, есть творец и сущность всей материи. Эта святая вибрация есть звено между материей и Духом. Медитация на Аум есть способ реализовать истинную Духовную-сущность всего творения. Следуя вовнутрь за звуком Пранавы к его истоку, сознание йога приводится наверх к Богу.

В микрокосмической вселенной тела человека, вибрация Аум работает через жизненные активности в астральных позвоночных центрах жизни, с их творческими вибраторными элементами (таттвами) земли, воды, огня, воздуха и эфира. Через них человеческое тело создается, оживляется и поддерживается. Эти вибрации издают характерные вариации Пранавы, в своей активности.* Ученик, чье сознание становится настроенным на эти внутренние астральные звуки, находит себя постепенно поднимающимся к более высоким состояниям реализации.

_____________________________________________________________

Космического Сознания. Истинный свет духовного глаза ведет к единству с этими тремя макрокосмическими состояниями сознания

* “Я был в Духе (духовном сознании) в день Господа (день общения с божественными сферами истины), и услышал позади меня (в медулле, “позади” или в затылке) голос мощный, как труба (великий благословенный звук Аум)….И я повернулся, чтобы видеть тот голос, который говорил со мной. И будучи обращенным, я увидел семь золотых светильников (семь астральных центров); и посреди тех свтильников один (астральное тело), подобный сыну человеческому (похожий на физическое тело)… и его голос как звук многих вод (звук элементов, таттв, истекающих из астральных центров)” (Откровения 1:10,12,13,15).

Патанджали определяет эти состояния в своей класси- --------------*--------------

фикации разных стадий внутренней медитации. В Йога Стадии внутренней

Сутрах I:17-18, он говорит о двух основных категориях медитации

Самадхи (1) сампраджната и (2) асамапраджната.

В приложении к подвинутым стадиям реализации, сампраджната относится к савикалпа (“с различением”) самадхи, или божественное единение, в котором сохраняется некоторое различение между познающим и познаваемым, как в реализации “Ты и я суть Одно”. В большей или меньшей степени, некоторые модификации природы остаются. Но в асамапраджната самадхи, все различия природы растворены в одном Духе. Сознание “Ты и я суть Одно”становится «Я есть Он, который стал этой маленькой формой я и всеми формами». Это не есть заявление эгоиста “я есть Бог!” – медная корона мании величия – но скорее полное понимание абсолютной правды: Бог есть единственная Реальность. Так, асамапраджната, в своем абсолютном определении, есть нирвикалпа (“без различения”) самадхи, высочайшая йога, или единение, проявляемое полностью освобожденными мастерами или теми, кто находится на пороге свободы души.

Тем не менее, когда используется для определения предварительных стадий реализации, скорее чем ее продвинутых стадий завершения, тогда сампраджната и асамапраджната суть относительные термины для раз- *

личения начальных сверхчувственных опытов в медитации Различая начальные

(сампраджната) от настоящего самадхи, или единства с сверхчувственные

объектом медитации (асампраджната). Сампраджната опыты в медитации

тогда относится к тем первичным состояниям, в которых от истинного самадхи

объект медитации “известен аккуратно или тщательно“ *

посредством интуиции, которая все еще как-то смешана с природными тонкими инструментами восприятия – взаимодействием познающего, познания и познаваемого, или интерпретируется через них. Это, оттого, иногда называется “сознательное” самадхи, потому что те природные способности, оперирующие вовне в ординарном сознании – такие как ум (манас), интеллект (буддхи), чувство (читта), эго (асмита) – активны, направленные вовнутрь в их чистой или тонкой форме.

Контрастно, асамапраджната в таком случае значит те сверхсознательные опыты, которые воспринимаются через чистую интуицию или реализацию – прямое восприятие души, будучи одним с объектом медитации – трансцендентную любому интструменту или принципу природы. Интуиция есть знание реальности “лицом-к-лицу”, без любого посредника*.

Патанджали говорит, что асамапраджната является результатом самскары (отпечатка), оставленного самапраджната самадхи. Другими словами, повторными усилиями в более и более глубокой самапраджната медитации достигается в конечном итоге асамапраджната самадхи. Но было бы ошибкой

называть последнее “бессознательным самадхи” в пару предыдущему состоянию,

_____________________________________________________________________

*”Но когда приходит совершенное, тогда то, что лишь отчасти, отбрасывают….Теперь мы видим, как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом-к-лицу: теперь я знаю отчасти; но тогда познаю, как и я знаем” (I Коринфинянам 13:10,12)

названному “сознательным”. Хотя, как самапраджната значит “знаемое аккуратно, прилежно, тщательно”, та идея не возникает в противоположном, асамапраджната, потому что в единстве знающего и знаемого нет ничего, что следует познавать; поклоняющийся становится объектом своей медитации. Далекое от бессознательного, это есть состояние превосходной высшей сознательности и просветленности.

Сампраджната и асампраджната самадхи

Патанджали подразделяет самапраджната самадхи на четыре стадии:*

(1) савитарка (“с сомнением или предположением”): интуитивный опыт, смешанный с аргументативным или, одержимым сомнением, умом;

(2) савичара (“с размышлением или выводом”): интуитивный опыт, смешанный с разумно-направленным интеллектом;

(3) сананда (“с радостью”): внутренний интуитивный опыт, интерпретируемый читтой или пронизанным радостью чувством; и

(4) сасмита (“с “самостью” или индивидуальностью”): интуитивный опыт, смешанный с чистым чувством бытия. Эти четыре состояния, приходящие после углубления вовнутрь (пратьяхары), суть результат глубокой концентрации (дхараны), или сверхсознательного восприятия, как ограниченного телесно.

Растворив по одной эти четыре стадии самапраджната в следующее по порядку более высокое состояние, йог идет за их пределы и достигает асамапраджната самадхи. Это приходит в глубокой медитации (дхьяне), в которой концентрация (дхарана) непрерывна, без мгновения перерыва; тогда объект медитации (т.е., частный аспект проявления Бога) испытывается, как выраженный не только в теле, но и в вездесущности. За пределами этих состояний, в продвинутых стадиях реализации, самапраджната и асамапраджната значат соответственно, савикалпа и нирвикалпа самадхи.