* См.: Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981. С. 52.
Права и обязанности подданных излагались, как тогда было принято, по отношению к своему государю. Отдельные права, главным образом личные, имели своей целью оградить частное лицо от произвола монарха или его чиновников. Из 15 статей данной главы 7 были посвящены личным правам и свободам: выбора и перемены места жительства, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписки, свободы вероисповедания и т. д. Последняя в Конституции была сформулирована так: "Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она совместима с обязанностями их как подданных и с общественным спокойствием и безопасностью". При этом государственной религией Японии был синтоизм, которому, впрочем, название "религия" не совсем подходит, так как в нем отсутствует собственное нравственное учение. В основе синтоизма лежит культ предков, к которому в III в. прибавились некоторые идеи учения китайского философа Конфуция, а тремя столетиями позже — буддизма. В довершение характеристики своеобразия религиозной мысли в Японии следует указать на то, что в начале 80-х гг. прошлого века японский священник был послан в Европу, чтобы отыскать новую религию. Однако эта оригинальная идея не принесла ожидаемых результатов.
Кроме того, в Японии имелось около 200 тыс. христиан — протестантов, католиков и православных. Впервые христианство проникло в страну в середине XVI в. после открытия Японии европейцами (главным образом благодаря активной деятельности португальских и испанских миссионеров). Со второй половины XIX в. активизировалась деятельность американских протестантских миссионеров. Православная церковь существует в Японии с 1861 г. благодаря миссии адмирала-дипломата Е. В. Путятина, заключившего целый ряд русско-японских торговых договоров и основавшего здесь российскую православную миссию. В Токио действует подворье Русской православной церкви. В настоящее время православная церковь Японии получила автономию от Русской православной церкви. Отмеченные выше особенности синтоистской религии в той или иной мере характерны для других вероисповеданий в Японии. Они не обошли стороной и православие. Поэтому треть верующих-православных посещают католические и протестантские церкви. Прихожане христианских церквей активно работают в сфере образования, благотворительности, социального обеспечения.
Устанавливалось также, что собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Отчуждение может иметь место лишь по соображениям общественного блага и в соответствии с положениями закона.
Согласно Закону о выборах активным избирательным правом обладали японские подданные мужского пола, достигшие возраста 25 лет (пассивное избирательное право наступало с 30 лет), проживающие на территории избирательного округа не менее одного года (за исключением военнослужащих и студентов, которые были лишены избирательных прав). Для регистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было внести избирательный залог. Закон о выборах 1925 г. отменил имущественный ценз, так как фактически избирательное право не предоставлялось тем, кто "ведет жизнь в бедности и поэтому пользуется частной или общественной помощью"*, а также населению Кореи, Формозы (Тайваня) и других колоний.
* Инако Ц. Указ. соч. С. 53.
Выборы проводились только в нижнюю палату Парламента — Палату депутатов, состоявшую из 466 депутатов*, срок полномочий которой составлял четыре года. Нижняя палата могла быть распущена Императором. В этом случае, в соответствии с положениями Конституции, одновременно должны были быть отсрочены заседания верхней палаты — Палаты пэров** Императорский указ о созыве Парламента должен был публиковаться за 40 дней до созыва, а откладывание сессии более чем на 15-дневный срок не допускалось. При этом Конституция требовала в случае досрочного роспуска Палаты депутатов назначения новых выборов с тем условием, что новая Палата подлежала созыву в течение пяти месяцев со дня роспуска. Заседания обеих палат были публичны. Однако по требованию правительства или по постановлению палаты могли проводиться закрытые заседания.
* По закону 1900 г. — 295 депутатов, по закону 1925 г. — 466.
** Пэры (от лат. pares — равные) — первоначально высшие вассалы, имевшие право судиться исключительно судом равных себе; затем в целом ряде стран (Великобритании, Франции, Японии) этим термином обозначали лиц, принадлежавших к высшему дворянству, а с появлением парламентов пэры получили право заседать в их верхних палатах.
Палата пэров состояла, согласно положениям Закона о Палате пэров, из следующих лиц:
— принцев императорского дома,
— герцогов и князей, достигших 25-летнего возраста,
— остальных трех категорий дворян: графов, виконтов и баронов, достигших 30-летнего возраста (150 представителей указанной категории Император назначал сроком на 7 лет),
— четырех пэров, избранных Академией наук сроком на 7 лет,
— 125 членов, которые имели особые заслуги перед государством или выделились своими научными познаниями и назначались указом Императора пожизненно,
— 66 членов, которые избирались крупными землевладельцами, промышленниками или торговцами, платящими наибольшие налоги в отдельном крупном городе или префектуре. Эти пэры избирались на 7 лет, утверждались Императором и не подлежали досрочному роспуску. Избирателями их являлись 15 наиболее крупных плательщиков налогов в городе или префектуре. Число назначенных в Палату именным указом Императора представителей других сословий, включая тех, кто платил наибольшие налоги, не могло в совокупности превышать число тех, кто входил в Палату в силу своей принадлежности к дворянству. Число членов верхней палаты не было постоянным. В конце 30-х гг. их насчитывалось около 400.
Выборы в Палату депутатов были прямыми и проходили следующим образом: избиратель передавал особому чиновнику запечатанную записку, в которой было указано имя кандидата и приложены имя и оттиск печати избирателя. Подобную печать, регистрируемую в правительственном учреждении, имел каждый свободный японский подданный. Избирательные записки опускались в запечатанный ящик. Тот кандидат, который получал большинство всех поданных голосов, объявлялся избранным. При равенстве голосов преимущество отдавалось старшему по возрасту.
Право законодательной инициативы, по Конституции, принадлежало правительству, обеим палатам Парламента и 20 депутатам. Поправки к обсуждаемому законопроекту были вправе предлагать те же субъекты, но поправки к финансовым законопроектам, внесенным правительством, могли быть обсуждены, если их поддерживало не менее 30 депутатов. Законопроект, отвергнутый одной из палат, в течение той же сессии не мог быть внесен снова. Каждая палата могла делать представления Правительству по поводу законов или по другим вопросам. Если такое представление не принималось, оно не могло быть повторено в ту же сессию. Для изменения положений Конституции в каждой палате требовалось присутствие 2/3 общего числа ее членов и большинство не менее 2/3 присутствующих членов.
Министры назначались и смещались указами Императора и отвечали перед ним за свои советы. Все законы, императорские указы и различные рескрипты, касавшиеся государственных дел, должны были скрепляться подписью одного из министров.
При Императоре действовал Государственный совет. Его члены обсуждали важнейшие государственные дела, относительно которых Император испрашивал их совета. В Государственный совет обычно назначались уволенные в отставку министры и другие заслуженные должностные лица. В отличие от министерств Государственный совет не нес ответственности за свои рекомендации.
Конституция установила, что судебная власть осуществляется судами от имени Императора, а Закон об организации суда 1890 г. предусмотрел, что судей назначал Император. Судья мог быть лишен своей должности лишь вследствие осуждения его за уголовное преступление или путем дисциплинарного наказания. Принципиально важно, что конституционными положениями устранялась система так называемых административных судов, а судебная система включала мировые суды, окружные суды, высшие суды (выполнявшие функцию апелляционных) и Имперский суд (кассационный).
Однако на практике юридическая Конституция не всегда совпадала с фактической. Прежде всего, ущемленные демократическими преобразованиями носители милитаристских идей предприняли в 1932 и 1936 гг. попытки военных переворотов. Правительство Премьер-министра Коноэ практически установило военно-политический режим. Основными элементами нового режима стали "новая политическая структура" (фактическое подчинение правительству политических и общественных движений в стране, выразившееся в принудительном слиянии политических партий в так называемую Ассоциацию помощи трону, возглавляемую Премьер-министром), а также "новая экономическая структура". Последняя означала законодательное подчинение экономической деятельности монопольному государственному регулированию и создание "контрольных ассоциаций", во главе которых соответствующее министерство ставило президента, как правило, из числа важнейших отраслевых дзайбацу (монополистических объединений капитала).