Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 84 из 153)

5. Свободные экономические зоны

Особый политико-административный режим свободных экономических зон (СЭЗ) связан с тем, что в них экономиче­ская реформа проводится в наиболее радикальной форме. Со­ответственно статус СЭЗ и организация их внутреннего уп­равления отличаются от обычных административно-террито­риальных единиц.

Во-первых, СЭЗ — относительно обособленные террито­рии, это проявляется в том, что в них осуществляется тамо­женный контроль, а в некоторых из них (например, в Шэнь-чжэне) допускается даже одновременное обращение китайской и иностранной валюты.

Во-вторых, органы административного управления в СЭЗ пользуются определенной самостоятельностью при принятии решений и выделены из общей системы управления. У прави­тельства СЭЗ существуют "отношения взаимообусловленности" с центральным и провинциальным правительствами, с прави­тельствами сопредельных районов, с обществом СЭЗ (в том числе с предприятиями и жителями). Такого рода отношения складываются и между различными правительственными ве­домствами СЭЗ.

Отношения СЭЗ с центром и провинцией различны у раз­ных СЭЗ. Хайнаньская СЭЗ — это провинция, и она находится под непосредственным руководством и управлением центра. Шэньчжэнь и Сямэнь — города, выделяемые отдельной стро­кой в государственном плане (т. е. обладающие таким же пра­вом на принятие экономических решений, что и провинции); они находятся под двойным руководством и управлением — центра и провинции. Чжухаем и Шаньтоу руководит и управ­ляет провинция Гуандун.

Организация управления внутри СЭЗ также имеет свои особенности. Управленческими полномочиями в СЭЗ наделено правительство провинции или города, получившее от централь­ного правительства право управлять СЭЗ.

Центр осуществляет руководство СЭЗ через канцелярию Государственного совета по делам специальных зон, в кото­рой есть департамент по делам СЭЗ. Это руководство приня­ло форму управления на макроуровне. Государственный совет не вмешивается в конкретную административно-хозяйствен­ную деятельность СЭЗ, но, поскольку экономика СЭЗ — часть плановой экономики Китая, она подчинена регулирующему воздействию государственного механизма планирования.

В-третьих, в СЭЗ складывается специфическая правовая система: эти зоны служат местом и для проведения опытов по хозяйственному законодательству.

Как правило, в СЭЗ действуют акты центральных влас­тей, но актами ВСНП и ПК ВСНП собраниям народных пред­ставителей и народным правительствам СЭЗ предоставлены особые права, в частности право вырабатывать отдельно дей­ствующие положения для СЭЗ по достаточно широкому кругу вопросов. Так, правительство г. Шэньчжэнь получило право принимать правила нормативного характера, касающиеся та­ких вопросов, как въезд и выезд, регистрация предприятий, труд и заработная плата, землепользование, градостроитель­ство, недвижимость, хозяйственные договоры с иностранными инвесторами, ввоз техники и технологий, профсоюзы на предприятиях, ипотечный кредит, бухгалтерский учет, иност­ранные компании, их банкротство и т. д., а также подробные инструкции о практических мерах по осуществлению норма­тивных актов.

В-четвертых, в СЭЗ создаются специфические органы. Например, в СЭЗ Шеньчжэнь учреждены центр по разреше­нию хозяйственных споров, суд по хозяйственным делам, свя­занным с иностранцами, суд по делам о недвижимости. В со­ответствии с международными правилами в Шэньчжэне, впер­вые в КНР, преобразовали "юридические консультации" в адвокатские конторы, которых сейчас уже более 10 (до 1983 г. была лишь одна юридическая консультация) и в которых за­няты сотни „адвокатов. Значительное развитие получила нота­риальная служба. Впервые в Китае прокуратурой Шэньчжэня был создан шэньчжэньский центр по возбуждению дел об экономических преступлениях. Восстановлены органы админи­стративного контроля.

6. Конституционно-правовая ситуация на Тайване

Как уже было отмечено выше — в п. 1 § 1 настоящей гла­вы, гоминьдановское руководство Китайской Республики после поражения в гражданской войне переместилось в 1949 г. на ост­ров Тайвань, где получило защиту со стороны США. Долгое время ведущие западные державы в отличие от СССР, сразу признавшего КНР, продолжали признавать администрацию лидера Гоминьдана Чан Кайши представителем Китая на между­народной арене, и более 20 лет именно тайваньский режим представлял Китай в ООН. Однако даже после того, как США установили с КНР дипломатические отношения и КНР полу­чила полноценное международное признание в качестве ве­ликой державы, заняв место постоянного члена в Совете Бе­зопасности ООН, остров Тайвань, который она считает одной из своих провинций, сохраняет доныне свою фактическую не­зависимость под покровительством США и продолжает имено­вать себя Китайской Республикой.

На острове считается действующей Конституция Китай­ской Республики 1946 г., которая в ст. 1 характеризует "Китай­скую Республику" как демократическую республику народа, управляемую народом и для народа. Однако необходимо отме­тить, что в течение довольно длительного времени после 1949 г. Конституция была в значительной своей части фиктивна, так как Гоминьдан установил на острове весьма авторитарный политический режим, который мало отличался от режима, вве­денного коммунистами в континентальной части страны. Фор­мально это был режим чрезвычайного положения, мотивиро­ванный гражданской войной. Помимо Гоминьдана была разре­шена деятельность только еще двух партий-сателлитов — Младокитайской и Партии демократического социализма. Прак­тиковалось вместо выборов продление президентских полно­мочий Чан Кайши и его сына Цзян Цзинго, ставшего Прези­дентом после смерти отца. Лишь с середины 50-х гг. стали из­бираться местные органы власти, а лишь с конца 60-х — высшие.

Следует отметить, что экономика Тайваня развивалась в последующие десятилетия очень интенсивно, и это способ­ствовало демократизации политической жизни, начавшейся с середины 80-х гг. Ликвидирована политическая монополия Го­миньдана, и в настоящее время на острове зарегистрировано более 80 политических партий, из которых наибольшее влия­ние обретает Демократическая прогрессивная партия (ДПП), притом что Гоминьдан сохраняет весьма значительный элек­торат. Лидер ДПП избран в 2000 г. Президентом, а Вице-пре­зидентом впервые избрана женщина. Новый Президент назна­чил в руководство исполнительной властью ряд деятелей Го­миньдана. Влиятельной становится также Новая партия (НП). Этот процесс получил отражение в ряде конституционных реформ, которые усилили демократические черты Конститу­ции, а сама Конституция все более превращается в реально действующий правовой документ, приспособленный к тому же к условиям острова. В 1991—2000 гг. Конституция подверглась ряду реформ.

Конституция установила, что все населяющие республи­ку расовые группы равны между собой (ст. 5). В ст. 7 Конститу­ция провозглашает равенство перед законом всех граждан не­зависимо от пола, религиозной, расовой, классовой и партий­ной принадлежности, а в ст. 8 содержит широкий перечень процессуальных гарантий личной свободы. Запрещено преда­вать суду военного трибунала лиц, не состоящих на действи­тельной военной службе (ст. 9). Гарантируются свобода выбора и изменения местожительства, свобода слова, преподавания, письменного творчества и печати, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода собраний и ассоциаций, право на жизнь, труд и собственность, право на подачу петиций, жа­лоб и исков, право на выборы, отзывы, инициативы и рефе­рендумы, право участвовать в экзаменах на должности и занимать эти должности по результатам экзаменов (ст. 10—18). Кроме того, гарантируются Конституцией (ст. 22) все другие свободы и права граждан, которые не наносят ущерба обще­ственному порядку и общественным интересам. Все эти свобо­ды и права не могут ограничиваться законом, кроме случаев, когда необходимо предотвратить нарушение свободы других граждан, избежать надвигающейся серьезной опасности, со­хранить общественный порядок, укрепить общественное бла­госостояние (ст. 23). Согласно ст. 24 государственные служа­щие, незаконно посягающие на свободы и права граждан, кро­ме дисциплинарных взысканий, налагаемых согласно закону, подлежат уголовной и гражданской ответственности, а пост­радавшие от их действий граждане могут по закону требовать возмещения государством причиненного им вреда.

Установлены также конституционные обязанности граж­дан: платить налоги, нести воинскую обязанность согласно за­кону (ст. 19, 20). Получение образования определяется в ст. 21 как право и обязанность.

Далее в ряде глав Конституции регулируется статус ор­ганов власти и самоуправления и местных коллективов.

Особое место в системе высших государственных органов занимает Национальное собрание, которое, не входя в систе­му пяти властей и основываясь на положениях Конституции, "осуществляет политическую власть от имени всех граждан республики" (ст. 25). Оно не представляет собой постоянно действующий орган, а избирается и собирается в каждом слу­чае в течение шести месяцев после принятия Законодатель­ной палатой решения о необходимости конституционной ре­формы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходи­мости отрешить от должности Президента или Вице-прези­дента. Национальное собрание состоит из 300 депутатов, из­бранных по принципу пропорционального представительства.

Полномочия Национального собрания позволяют охаракте­ризовать его как орган учредительной власти, выполняющий также некоторые другие функции. Оно вносит изменения и дополнения в Конституцию, а также проводит референдум по поправкам к Конституции, инициированным Законодательной палатой. Кроме того, Национальное собрание решает 2/3 об­щего числа депутатов вопрос об отрешении от должности Пре­зидента или Вице-президента, если соответствующая иници­атива внесена Законодательной палатой, утверждает производимые Президентом назначения на высшие государственные должности.