Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 119 из 153)

В январе 1995 г. вступил в силу новый Закон о государ­ственной поддержке политических партий, который внес существенные коррективы в деятельность политических партий, особенно в период предвыборной борьбы. Главная идея данно­го Закона состоит в том, чтобы помочь искоренить политиче­скую коррупцию. В соответствии с его положениями полити­ческие партии, имеющие своих представителей в Парламенте, вправе получать государственные субсидии. Размеры госу­дарственной помощи конкретным партиям определяются чис­лом депутатских мест, занятых их представителями в пала­тах Парламента. В том же году эти субсидии в размере около 30 млрд. иен (около 300 млн. долл.) получили 9 политических партий. Данная мера хотя и не искореняет политическую кор­рупцию, но делает финансирование избирательного процесса гораздо более прозрачным, а главное — дает государству воз­можность осуществлять финансовый контроль законности аги­тационных предвыборных мероприятий, проводимых полити­ческими партиями.

Социально-профессиональные объединения. В Японии один из самых низких уровней членства в профсою­зах — 24,5% экономически активного населения (около 12,3 млн. членов). Со второй половины 80-х гг. наблюдаются мощные процессы образования новых профсоюзных центров и распада старых, вызванные изменениями в социально-политической расстановке сил и перегруппировкой политических партий. Частичные перегруппировки 1986—1987 гг. завершились к 1990 г. глобальными изменениями. В итоге произошла значительная концентрация профсоюзного движения (число профсоюзных центров уменьшилось с четырех до трех), сопровождавшаяся некоторым их поправением.

Решением 81-го (сентябрь 1989 г.) съезда Генеральный совет профсоюзов (СОХИО) — самое крупное профсоюзное объеди­нение страны, сотрудничавшее с СПЯ (действовал с 1950 г. и насчитывал 4,6 млн. членов), объявил о самороспуске. Входив­шие в него профсоюзы государственно-муниципального секто­ра в тот же день присоединились к Всеяпонской федерации профсоюзов работников частных компаний Рэнго, основанной в ноябре 1987 г. В результате образовалась Японская конфе­дерация профсоюзов (Сирэнго). Она объединяет 78 отраслевых профсоюзов и насчитывает около 8 млн. членов (5,5 млн. — рэнго и более 2 млн. — бывший СОХИО), что составляет око­ло 80% всех организованных трудящихся.

Одновременно на базе ориентирующегося на КПЯ Сове­та связи профсоюзов за единый фронт было создано еще одно всеяпонское объединение — Национальная федерация проф­союзов, критически относящаяся к Сирэнго и объединяющая 27 отраслевых профсоюзов общей численностью около 1,4 млн. членов. В декабре 1989 г. сформировался третий профцентр — Национальный совет связи профсоюзов, объединивший ряд профсоюзов общей численностью около 0,5 млн. членов, сотруд­ничающий с левым крылом СДПЯ.

В соответствии с действующим законодательством проф­союзные организации подлежат регистрации и обязаны осуще­ствлять свою деятельность в экономической сфере. Они вправе свободно вести переговоры и заключать коллективные согла­шения, регламентирующие условия труда и уровень заработ­ной платы, время труда и отдыха, другие подобные вопросы. При недостижении согласия по указанным вопросам они могут свободно, но в соответствии с законом организовывать забас­товки. Выдвижение политических требований в ходе ведения переговоров по коллективным соглашениям, а также в ходе забастовки запрещается.

В связи с этими условиями в Японии практически не бы­вает стихийных забастовок. Они носят в основном регулярный и организованный характер весенних и осенних "наступлений".

Из крестьянских организаций наиболее влиятельны Всеяпонская федерация крестьянских союзов, Национальный кре­стьянский союз, Национальная крестьянская всеобщая лига.

Организации предпринимателей. Главный штаб выработки стратегии и тактики в сфере экономических интересов японских предпринимателей — это Федерация экономических организа­ций Японии, которая создана в 1946 г. и объединяет на индиви­дуальной основе около 80 ведущих представителей финансово-промышленных групп, а также на коллективной основе около 940 компаний и 120 финансово-промышленных ассоциаций. Вы­работкой согласованных действий предпринимателей в трудовых отношениях занимаются Федерация организаций работодателей, охватывающая 47 региональных и 55 отраслевых их объедине­ний, и Ассоциация экономических единомышленников, состоя­щая из примерно 1 тыс. влиятельных бизнесменов.

Японская торгово-промышленная палата создана в 20-х гг. и ныне объединяет 489 региональных торгово-промышленных палат, в которых состоят 1,2 млн. главным образом мелких и средних фирм.

Предпринимательские ассоциации тесно связаны и пере­плетены с бюрократическим аппаратом ЛДП. Лидеры и влия­тельные представители указанных ассоциаций состоят в мно­гочисленных консультативных комитетах при министерствах, правительстве. При ассоциациях действует множество посто­янных комитетов по вопросам внешней политики, экономичес­кого законодательства, промышленности и т. д., что способ­ствует оказанию влияния на определение политики страны.

Религиозные общины и церковь. В послевоен­ный период в Японии все более широкое распространение стали получать различные религиозные организации и секты. В связи с этим в апреле 1951 г. был принят Закон о религиоз­ных юридических лицах. Он должен был упорядочить этот про­цесс, а также привести старый Закон о религиозных органи­зациях в соответствие с измененным Гражданским кодексом. Новый Закон предоставлял всем религиозным организациям право владеть храмами и святилищами со всем их имуще­ством, заниматься хозяйственной деятельностью, а также в соответствии с конституционным принципом свободы вероис­поведания запрещал государственным органам вмешиваться в дела отправления служб и других религиозный действ. Дан­ные законоположения вводили принципиально иной, основан­ный на началах самоуправления характер деятельности всех религиозных организаций. До этого религиозные организации использовались в интересах государства, контролировались им и находились под его защитой.

Указанные либерально-демократические положения За­кона не вызвали особого беспокойства со стороны общества. Впервые о необходимости усиления контроля над деятельнос­тью некоторых религиозных организаций и сект заговорили после разоблачения в 1995 г. буддистской секты АУМ синрикё. Скандальная деятельность указанной секты позволила обра­тить внимание на тот факт, что благодаря демократическим положениям Закона в стране появилось великое множество сект. В частности, 373 религиозные секты, являющиеся юри­дическими лицами, относились к юрисдикции министерства про­свещения. С ними были связаны 173 тыс. святилищ, храмов, церквей и других религиозных групп со статусом юридическо­го лица и 47 тыс. без такового. 42 секты, включающие 272 юридических лица и 154 религиозные организации без такового статуса, находились под юрисдикцией префектуральных уп­равлений. Кроме того, свыше 6 тыс. независимых юридичес­ких лиц, не входящих в секты или школы, также находились в ведении префектуральных управлений. Таким образом, в се­редине 90-х гг. в стране существовало 425 школ и сект, объе­диняющих около 200 тыс. религиозных юридических лиц*.

* См.: Маркаръян С. Б. История взаимоотношений религии и государства в Японии // Япония. 1998—1999. М., 1999. С. 76.

Светский характер японского государства означает, что само государство, его органы и политико-территориальные подраз­деления отделены от церкви. По этой причине религиозным организациям запрещено получать от государства или его ор­ганов какие-либо привилегии или пользоваться политической властью. Конституция (часть третья ст. 20) провозгласила рас­пространенный в современных условиях принцип отделения школы от церкви и установила, что государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обуче­ния и какой-либо религиозной деятельности. Отказ от госу­дарственной религии и предоставления ей официального ста­туса и привилегий сделал более реальной свободу совести.

Однако власти вынуждены считаться и с тем фактом, что в Японии на протяжении столетий именно религия была орга­низующим началом общества. Именно религия представляла собой тот сложный социальный институт, который вобрал в себя все богатство народной жизни, включая верования, мораль, право, этику. Властями Японии официально зарегистрировано 231 019 различных религиозных организаций и учреждений — храмов, церквей, сект. Большинство из них — 90 784 — относят­ся к синтоизму. Приблизительно столько же — 88 794 — будди­стские. Христианских конгрегации (в подавляющем большинстве они принадлежат католицизму, хотя есть и православные) — 9275. Остальные исповедуют ислам, иудаизм, даосизм и др.

Как свидетельствует статистика, синтоистские храмы по­сещают около 109 млн. прихожан, буддистские — 96 млн. Хри­стиан насчитывается около 1,5 млн. и еще около 1,1 млн. объе­динены в различные секты смешанного типа. Всего верую­щих, таким образом, получается более 200 млн. человек (при численности населения 125 млн.). Из этого следует, что подав­ляющее большинство японцев не ограничивается привержен­ностью какой-либо одной религии или верованию. Чаще всего они являются прихожанами нескольких религиозных общин разных религий и верований. Критерием в выборе общины для многих выступает ее месторасположение и время года. По пути на работу, место службы или в другое присутственное место они заходят в одни храмы, в дни официальных праздников или семейных торжеств — в другие и т. д. Кроме того, на Но­вый год принято совершать паломничество в ближайший син­тоистский или буддистский храм. Весной, в период активного цветения сакуры, масса японцев устремляется в свои родные деревни для участия в традиционном синтоистском фестивале "мацури". Так называемый "родительский день" (день помино­вения предков — О-бон) совершается летом по буддистским канонам. Свадебные церемонии проводятся как по христианс­ким правилам (в церкви, с венчанием и торжественным обря­дом обмена кольцами), так и по синтоистским — "сан-сан кудо" (когда жених и невеста в соответствии с древними обычаями, сделав по три глотка рисового вина, объявлялись супругами). В обыденной жизни японцы предпочитают следовать конфуци­анским заповедям, редко отказывая себе в удовольствии посе­тить храм другого вероисповедания. В конце декабря они охот­но отмечают Рождество Христово. Заканчивается жизнь обыч­ного японца похоронами, как правило, по буддистскому ритуалу.