Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 113 из 153)

Борьба с участниками военных переворотов и установле­ние государственной монополии в экономике привели к огра­ничению конституционных прав и свобод. А принятие Парла­ментом в июне 1945 г. правительственного Закона о чрезвычайных мерах военного времени означало приостановление дей­ствия Конституции 1889 г.

Насаждение тоталитарных методов правления сочеталось с агрессивным внешнеполитическим курсом правящих кругов, направленным на создание так называемой "сферы сопроцветания". В 1931 г. была оккупирована Маньчжурия (северо-вос­точная часть Китая), в 1936 г. заключен "антикоминтерновский пакт" с нацистской Германией, к которому позднее присоеди­нялись другие европейские государства фашистского блока, в 1937 г. без объявления войны Япония вновь начала боевые действия против Китая, а в 1939 г. — против Монгольской На­родной Республики, в 1941 г. оккупировала Вьетнам и развяза­ла войну против США и Великобритании, захватив обширные территории на континенте и островах Южной и Юго-Восточ­ной Азии и Океании.

В результате поражения во Второй мировой войне Япо­ния приняла условия Потсдамской декларации союзных дер­жав 1945 г., а 2 сентября 1945 г. был подписан акт о ее капи­туляции. Ее территория была оккупирована войсками США, которые, однако, сохранили национальную японскую государ­ственность, упразднив в соответствии с Потсдамской декла­рацией наиболее одиозные ее институты. Была проведена де­милитаризация страны и демобилизация японских Вооруженных сил, международный Токийский трибунал осудил военных пре­ступников и виновных в развязывании мировой войны, были ликвидированы дзайбацу.

В октябре—декабре 1945 г. штабом оккупационных войск при главнокомандующем был организован Консультативный совет из представителей СССР, Великобритании, Китая. Кро­ме того, в соответствии с решением совещания министров ино­странных дел США, Великобритании и СССР (декабрь 1945 г.) была образована Дальневосточная комиссия в составе пред­ставителей 11 воевавших с Японией государств. В ее компе­тенцию входило формирование политической линии, принци­пов и общих оснований, которым должна следовать Япония, а также рассмотрение директив, направляемых верховному глав­нокомандующему союзных держав, и действий, предприни­маемых им, обнародование приказов о восстановлении в Япо­нии в полной мере демократических прав и свобод.

Еще во время Второй мировой войны официальные пред­ставители государственного департамента (министерства ино­странных дел) США сформулировали принципы послевоенно­го устройства Японии. Они решили, что форма правления побежденной страны должна быть коренным образом реформи­рована с целью прекратить господство военных и защитить политическую свободу. Они не могли согласиться с тем, чтобы Император продолжал сохранять свое влияние.

В ноябре 1945 г. была упразднена должность хранителя печати, который был весьма могущественным лицом в военном Правительстве Японии.

В феврале 1946 г. был опубликован проект Конституции, разработанный японским правительством. Он лишь незначи­тельно отличался от Конституции 1889 г. Поэтому в штабе американских оккупационных войск был разработан другой проект, опубликованный в марте. При его составлении были использованы положения конституционного права Великобри­тании и США, частный проект Конституции, подготовленный группой японских интеллигентов на базе Веймарской конститу­ции Германии 1919 г., и др. По образному выражению известно­го японского государствоведа X. Масаясу, "процесс принятия новой Конституции был похож на соревнование по перетягива­нию каната между оккупационными властями и консервативны­ми силами Японии в рамках границ, очерченных международ­ным и внутрияпонским общественным мнением"*.

* Цит. по: Инако Ц. Указ. соч. С. 71.

В апреле 1946 г. прошли парламентские выборы на основе правил, установленных приказом главнокомандующего. Впер­вые в выборах приняли участие женщины. Соперничали глав­ным образом несколько крупных политических партий, а все­го к концу 1946 г. было зарегистрировано более 120 партий. Большинство мест в новой нижней палате Парламента полу­чили центристские партии: Либеральная (30%) и Прогрессив­ная (20%). Социалистическая партия получила 20% мест. Пер­вые две партии сформировали новое правительство.

Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 мая 1947 г. Накануне вступления Конститу­ции в силу и вскоре после начала ее действия (январь—июль 1947 г.) Парламент принял 45 законов, призванных обеспечить ее реализацию, в том числе Закон об Императорской фами­лии, Закон о Кабинете министров, Закон о Парламенте, За­кон о судебной системе.

За истекшие полвека текст Конституции не претерпел изменений. Отсутствие формальных изменений текста Консти­туции посредством принимаемых поправок в известной мере компенсируется деятельностью Верховного суда, наделенного правом осуществления конституционного контроля. Подробнее об этом см. ниже — п. 5 § 5.

2. Общая характеристика действующей Конституции

Японская Конституция представляет собой компромисс, затрагивающий интересы достаточно широкого спектра поли­тических сил как внутри страны, так и вне ее. Выше мы уже отмечали позицию США относительно послевоенного устрой­ства Японии, которая заключалась в ограничении полномочий Императора и демилитаризации. Во многом она совпадала с решением Потсдамской конференции. Демократические силы страны требовали, кроме того, упразднения основных преиму­ществ Правительства и целого ряда аристократических ин­ститутов уже только формально действовавшей Конституции 1889 г., расширения демократических прав и свобод, в частно­сти увеличения перечня конституционных прав и свобод, рас­ширения прав нижней палаты, упразднения императорского вето и Палаты пэров, установления ответственного правитель­ства. СССР, позицию которого во многом выражала Дальнево­сточная комиссия, выдвигал нереалистичную конструкцию республики китайского образца. Некоторые правительствен­ные круги в проекте партии Дзюито предлагали "обновление" императорского фасада путем ограничения прав Императора в отношении армии и издания указов. В конечном итоге после ультиматума США японское Правительство согласилось с тем, что американский вариант должен быть принят в качестве основного.

Глава X Конституции определяет Конституцию как Вер­ховный закон страны, в случае противоречия которому ника­кой государственный акт не имеет законной силы. Император или Регент, государственные министры, члены Парламента, судьи и все остальные публичные должностные лица обязаны уважать и охранять Конституцию. Заключенные Японией до­говоры и установленные нормы международного права долж­ны добросовестно соблюдаться (ст. 98, 99).

В отличие от первой Конституции и проекта, разработан­ного японским правительством, Конституция 1946 г. провозг­ласила принцип народного суверенитета (преамбула и ст. 1). Указанное нововведение проявляется в том, что ст. 1 Консти­туции провозглашает: "Император является символом государ­ства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть". В специаль­ном обращении к нации Император Хирохито заявил об отказе от концепции божественного происхождения и сверхъестест­венной основы своей суверенной власти, провозглашенных пре­дыдущей Конституцией.

Парламент характеризуется в Конституции как высший орган государственной власти и единственный законодатель­ный орган государства (ст. 41). Его верхняя палата стала также выборной. Форма правления, сложившаяся на основе Консти­туции, может быть охарактеризована как парламентарная монархия.

Особое значение имеет ст. 9 Конституции, образующая отдельную гл. II "Отказ от войны", которая провозглашает, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается".

Включение в Конституцию положения об отказе от войны толкуется как отказ от агрессивной войны, что не исключает войны оборонительной. Также отказ от создания вооруженных сил имеет в виду вооруженные силы, способные вести насту­пательную войну на чужой территории, а не вооруженные силы вообще. Такое ограничительное толкование послужило обоснованием для создания так называемых Сил самообороны — сухопутных, военно-морских и военно-воздушных, которые хотя и относительно невелики по численности, но находятся на современном уровне боеготовности. Генерал Д. Макартур утверждал в 1951 г., что норма ст. 9 была предложена ему Премьер-министром Сидехарой в январе 1946 г., но некото­рые круги японских властей сомневались, что по Конститу­ции Япония должна навсегда разоружиться. Точная интерпре­тация этой статьи обсуждена, она лежала в основе проверки конституционности Сил самообороны и американо-японских договоров по безопасности.

В 1959 г. токийский окружной суд решил по делу Сунагава, что американо-японский договор по безопасности, пре­дусматривающий размещение американских вооруженных си: в Японии, нарушает ст. 9 Конституции. Тем не менее в том же году Верховный суд Японии объявил, что если договор не был очевидно неконституционным, то он находился вне пре­делов юрисдикции окружного суда. В 1973 г. окружной суд Саппоро установил в деле Каганума, что, хотя ст. 9 не отрека­лась от права самообороны, вооруженные силы даже для обо­ронительных целей запрещались Конституцией, так что зако­ны 1954 г., учредившие управление самообороны и Силы са­мообороны, нарушают Конституцию. Высший суд Саппоро в 1976 г. пересмотрел это решение на том основании, что перво­начальные истцы не имели оснований для возбуждения дан­ного судебного дела.