Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 42 из 153)

* Mota H. Principe de la "liste ouverte" en maticre de droits fondamentaus // Bon P. et al La justice constitutionnelle au Portugal. P., 1989. P. 178.

По числу провозглашенных прав и свобод, особенно в социальной сфере, детализированности изложения бразильс­кой Конституции 1988 г. могла бы позавидовать любая консти­туция бывших социалистических стран.

2. Бразильское гражданство и режим иностранцев

Конституция 1988 г. достаточно подробно регулирует ин­ститут гражданства. При этом, как в ряде других конститу­ций, употребляются два термина: "a nacionalidade" (букваль­но: национальность), что означает правовую принадлежность к государственно-политическому сообществу, то есть нации как человеческому субстрату государства (в Конституции при­менительно к этим людям употреблен термин "бразилец"), и "a cidadania", что означает полную политическую правоспособ­ность — право участвовать в народных голосованиях, занимать многие должности и т. д. В настоящем параграфе речь идет о гражданстве в смысле "a nacion alidade"..

В Конституции проводится четкое различие между бра­зильцами по рождению и бразильцами по натурализации.

По рождению бразильцами являются:

— те, кто родился в Федеративной Республике Брази­лии, даже от родителей-иностранцев при условии, что после­дние не находились на службе правительства своей страны;

— те, кто родился за границей от отца-бразильца или матери-бразильянки в то время, когда один или другая нахо­дились на службе Бразилии;

— те, кто родился за границей от отца-бразильца или ма­тери-бразильянки, при условии, что они прибыли на житель­ство в Федеративную Республику Бразилию и выбрали для себя бразильское гражданство в какой-либо момент после этого.

Другими словами, применяются и принцип крови и прин­цип почвы, но предпочтение отдается все же второму прин­ципу. Случаи рождения за границей на практике не часты.

Натурализованные бразильцы — это:

— те, кто в соответствии с законом получил бразильское гражданство, будучи выходцами из португалоязычных стран, прожив непрерывно в стране в течение одного года и обладая хорошим характером (a idoneidade moral). Данная норма осно­вывается на исторических отношениях между Бразилией и Португалией и восходит к 1822 г., когда провозгласившая независимость Бразилия в качестве монарха имела сына короля Португалии; назначение таких отношений — облегчить свобод­ное перемещение и поселение подданных обеих монархий;

— иностранцы, принадлежавшие к любому гражданству, проживающие в Бразилии непрерывно более 15 лет и не под­вергавшиеся осуждению в уголовном порядке после получения бразильского гражданства по натурализации.

Согласно § 1 ст. 12 Конституции португальские граждане, постоянно проживающие в стране, пользуются теми же пра­вами, что и бразильцы по рождению, при условии взаимно­сти в отношении бразильцев, за исключением предусмотрен­ных Конституцией случаев. В 1974 г. после падения в Порту­галии фашистского режима существовавшее сотрудничество между этими странами по вопросам гражданства было под­тверждено соответствующим договором. В настоящее время цель названного договора состоит в предоставлении бразиль­ским гражданам и их собственности возможности пользовать­ся благами, обусловленными участием Португалии в Европей­ском Союзе. Кстати, права бразильцев в Португалии включа­ют гражданские и большую часть политических прав.

Согласно § 2 той же статьи закон не может устанавливать иных различий между бразильцами по рождению и бразиль­цами по натурализации, кроме тех, которые предусмотрены в Конституции. Эти ограничения установлены в отношении значи­тельного круга государственных должностных лиц. Только бра­зильцами по рождению могут быть Президент и Вице-президент республики, председатель Палаты депутатов, председатель Федерального сената, судьи Федерального верховного трибу­нала, карьерные дипломаты, офицеры Вооруженных сил, го­сударственный министр обороны. Натурализованные бразильцы в отличие от прирожденных могут подлежать экстрадиции в случае совершения преступлений.

Гражданство теряют бразильцы, в отношении которых натурализация была аннулирована судебным решением за де­ятельность, противоречащую национальным интересам, а так­же те, кто приобрел другое гражданство, за исключением случаев признания первоначального гражданства иностранным законом и предоставления натурализации в соответствии с иностранным законодательством бразильцам, проживающим в иностранном государстве, в качестве условия пребывания на его территории или осуществления гражданских прав.

В Конституции 1988 г. подвергся специальному регулиро­ванию вопрос о возможности выдачи собственных граждан и иностранцев. В отношении иностранцев эта проблема актуальна в связи с многочисленными военными переворотами, в недав­нем прошлом имевшими большое распространение в Латинс­кой Америке, и возможностями их рецидива в будущем. Рез­кие политические перемены всегда порождают значительные перемещения людей: вынуждены мигрировать политические противники новых режимов, беженцы. В отношении выдачи собственных граждан Конституция обнаруживает различный подход в зависимости от способа приобретения ими граждан­ства. Согласно п. LI ст. 5 ни один бразилец не может быть экстрадирован, кроме получивших гражданство по натурализа­ции в случае совершения ими общеуголовного преступления до натурализации или доказанной в соответствии с законом причастности к незаконной перевозке наркотиков или подоб­ных веществ. Что же касается иностранцев, то ни один из них не может быть экстрадирован за совершение им политическо­го преступления или за преступления в связи с его убежде­ниями (п. LII той же статьи).

Конституционная поправка № 19 1998 г. открыла возмож­ность для иностранцев поступать на определенных законом условиях на службу в публичную администрацию.

3. Индивидуальные и коллективные права и обязанности

В главе, посвященной этим правам и обязанностям, речь в основном идет о тех, которые мы обычно называем граждан­скими или личными. Однако некоторые из перечисленных в этом мини-кодексе прав и свобод относятся к числу политичес­ких или социальных в узком смысле слова и будут рассмотре­ны в последующих пунктах настоящего параграфа.

Детальное рассмотрение прав и свобод начинается с осно­вополагающей нормы о равенстве и основных принципах этих прав, устанавливается своего рода их философия: "Все рав­ны перед законом без каких бы то ни было различий; бразиль­цам и иностранцам, проживающим в стране, гарантируется нерушимость (a inviolabilidade) права на жизнь, свободу, ра­венство, безопасность и собственность со следующим содержа­нием", — гласит вводный абзац упоминавшейся ст. 5, состав­ляющей всю главу. Пункт I данной статьи провозглашает ра­венство прав и обязанностей мужчин и женщин в соответствии с Конституцией. Комментатор Конституции Габриель Дэзэн Жуниор (т. е. Младший) отмечал, что последние слова озна­чают относительность равенства, ибо Конституция может дифференцированно регулировать положение обоих полов, в ча­стности устанавливать особые гарантии для женщин*.

* См.: Dezen Junior С. Op. cit. P. 160.

Прежде всего в этой обширнейшей статье мы находим традиционные права и свободы, переходящие из конституции в конституцию со времен французской Декларации прав чело­века и гражданина 1789 г.: никто не может быть принужден делать или воздерживаться делать что-либо иначе, как толь­ко в силу закона; никто не может быть подвергнут пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению; свобода совести и вероисповедания нерушима; гарантируется свобода осуществления религиозных культов, а также охрана законом мест отправления культа и его обрядов. В это право привнесены и некоторые новые веяния: установлено, что ник­то не может быть лишен своих прав по мотивам своего рели­гиозного верования и в силу своих философских или полити­ческих убеждений, за исключением случаев, когда это вы­зывается законными обязанностями, налагаемыми на всех, и отказа от выполнения альтернативной службы, предусмот­ренной законом.

Личная неприкосновенность рассматривается многоаспек­тно. Интимность, частная жизнь, честь, репутация лиц нена­рушимы; обеспечивается право на материальное и моральное возмещение в случае их нарушения. Никто не может быть арестован иначе, как при задержании на месте преступления или наличии письменного мотивированного приказа компетен­тного органа судебной власти, за исключением случаев нару­шений военного характера или определенных законом военных преступлений. Конституция ввела норму, практически неизве­стную европейскому праву и касающуюся, казалось бы, рутин­ной процедуры установления личности человека, обычно ре­гулируемой уголовно-процессуальным правом, если не ведом­ственными инструкциями спецслужб: "Лицо, предъявившее удостоверение личности гражданского характера, не может подвергаться уголовной идентификации, кроме случаев, пре­дусмотренных законом". Издание этой нормы вызвано практи­кой, существовавшей при военном режиме, когда арестован­ных лиц подвергали длительной и тяжелой "проверке лично­сти", включая дактилоскопическую. При наличии у человека удостоверения личности производство такого рода процедур в принципе запрещено.