Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 133 из 153)

Президент, избираемый на пять лет, определялся как глава государства, возглавляющий единую систему исполнительной власти. В числе прочих полномочий Президента следует отме­тить его право вето в отношении законов, которое могло быть преодолено Верховным советом 2/3 голосов его состава, пра­во принятия решений о проведении референдума после консультации с Верховным советом, верховное главнокомандова­ние Вооруженными силами. К кандидату в Президенты предъяв­лялись такие требования, как гражданство республики, посто­янное проживание на ее территории не менее 10 лет, возраст от 35 до 65 лет, владение в совершенстве государственным языком. Одновременно с Президентом избирался Вице-прези­дент, который в случае досрочного выбытия Президента при­нимал на себя его полномочия. Однако требования к кандида­ту на эту должность были меньше: отсутствовали возрастные ограничения и государственным языком можно было владеть не в совершенстве. Учреждался Кабинет министров во главе с Премьер-министром, ответственный перед Президентом.

В административно-территориальных единицах избира­лись на пять лет представительные органы, а главы исполни­тельных органов назначались вышестоящими главами исполни­тельных органов или Президентом.

Судебная власть осуществлялась Конституционным судом, Верховным судом, Высшим арбитражным судом и нижестоя­щими судами. Судьи назначались на 10 лет. Предусматривалась централизованная прокуратура во главе с Генеральным про­курором, в функции которой входили общий надзор за соблю­дением законов, уголовное преследование и участие в судо­производстве.

Статус Конституционного суда отличался странной осо­бенностью: согласно частям третьей — пятой ст. 131 Конститу­ции постановления Конституционного суда вступали в силу с момента принятия, если Президент или председатель Верхов­ного совета не внесут в Конституционный суд возражение на его постановление в 10-дневный срок с момента его принятия. Такое возражение приостанавливало действие постановления, которое все же вступало в силу с момента принятия, если Конституционный суд подтвердит его 2/3 голосов от общего числа судей. Противоречивость такого регулирования бросает­ся в глаза и вряд ли требует комментария.

Имелись и другие недостатки Конституции, препятство­вавшие построению демократического общества и формирова­нию новой правовой системы. Среди них в первую очередь сле­дует упомянуть о том, что переходные положения сохраняли полномочия представительных органов государственной влас­ти, сформированных в порядке, который давал однозначное преимущество представителям Коммунистической партии и номенклатуры. Так, за Коммунистической партией были зара­нее законодательно зарезервированы 17 депутатских мандатов совета из 90 мандатов, закрепленных за общественными объединениями. В целом же половина парламентариев 171 из 340 составляли представители номенклатуры.

Как отмечает в своей характеристике Конституции 1993 г. проф. Е. К. Кубеев, "жизнь показала, что отдельные вопросы, требующие конституционного закрепления, в ней не были решены, а если и решены, то половинчато"*. Столь противоречи­вое содержание конституционного регулирования сказалось и на практике его применения: в период с апреля 1990-го по март 1995 г. в Казахстане произошло два парламентских кри­зиса. Первый из них был связан с решением о досрочном прекращении полномочий Верховного совета, принятым самими депутатами. Второму кризису предшествовало решение Кон­ституционного суда о признании нелегитимными полномочий Депутатов Верховного совета, избранных 7 марта 1994 г.**, но в основе кризиса лежали непрофессионализм депутатов и низ­кая эффективность работы Верховного совета в целом. После выборов Верховного совета и до момента прекращения его работы было принято 8 законов и 120 постановлений, посвя­щенных, в частности, решению собственных материально-бытовых и организационных проблем и популистским мероприятиям.

* Кубеев Е. К. Основы конституционного строя Республики Казахстан. Дисс, д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 59.

** Решение Конституционного Суда о нелегитимности полномочий неко­торых депутатов основывалось на нарушении принципа равного предста­вительства граждан, так как по одним избирательным округам численность зарегистрированных избирателей превышала 90 тыс. человек, а по другим составляла около 17 тыс.

Указанные выше и другие причины привели к тому, что 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме была принята вторая. Конституция независимого Казахстана. Член-корреспондент АН Республики Казахстан Г. С. Сапаргалиев отмечает, что в период действия первой Конституции наряду с новыми законодательными актами, утверждавшими незави­симость государства Казахстан, продолжали действовать союзные законы, что обусловливалось переходными положениями Конституции 1993 г. Конституция 1995 г. знаменует начало следующего этапа формирования единой национальной систе­мы законодательства, для которого характерна потеря значения союзного законодательства в связи с принятием новых законов. Поэтому Конституция не содержала норм о действии союзных нормативных актов, хотя отдельные из них продол­жают действовать*. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что главное отличие второй Конституции независимого Казахстана от первой заключается в усилении власти Президента. Чтобы подтвердить это, приведем лишь формулировку третьего пред­ложения ч. 3 ст. 3 Конституции, которая в отличие приведен­ной выше части третьей четвертого принципа основ конститу­ционного строя, установленных Конституцией 1993 г., гласит: "Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту республики в пределах его конституционных полномочий". Нельзя умолчать и о замене Конституционного суда Конституционным советом, которая выглядит как результат конфликта Конституционного суда с Парламентом и Президентом. Вообще на содержании Консти­туции 1995 г. в части отношений между властями весьма замет­но сказалось влияние французской Конституции 1958 г.

* См.: Сапаргалиев Г. С. Вводная статья к Конституции Республики Ка­захстан // Конституции государств — участников СНГ. М., 1999. С. 250.

Следует отметить еще одну отличительную особенность конституционного развития Казахстана, которая заключается в весьма активном регулировании конституционно-правовых вопросов указами Президента республики.

Через три года состоялась новая, хотя и частичная, кон­ституционная реформа. 30 сентября 1998 г. Президент исполь­зовал свое право инициативы внесения изменений и дополне­ний в Конституцию республики, выступив по этому вопросу на совместном заседании палат Парламента. Концепция преоб­разования всех институтов государственной власти, расшире­ния полномочий Парламента и повышения его роли в полити­ческой жизни государства, повышения статуса депутатов, уси­ления ответственности членов правительства и реформирования судебной системы была изложена им в ежегодном послании "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономичес­кая и политическая реформа в новом столетии". Конкретные предложения по поправкам были сформулированы в проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан", внесенном Президентом в Парламент в тот же день.

Президентский проект касался положений 13 из 98 статей Конституции. Обсуждение положений проекта Закона началось на раздельных заседаниях палат Парламента и в комитетах с 30 сентября. Одним из итогов этого обсуждения явилось обра­щение 88 депутатов к Президенту республики с предложением целого ряда дополнительных изменений, в том числе и осно­вательного пересмотра всей Конституции. На совместном засе­дании палат Парламента 7 октября президентский законопроект был отклонен. Главой государства была немедленно создана согласительная комиссия, в которую вошли по три представи­теля от Президента и обеих палат Парламента. На вечернем совместном заседании обеих палат Парламента Закон Респуб­лики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Кон­ституцию Республики Казахстан" был принят. В тот же день — 7 октября 1998 г. — он был подписан Президентом и вступил в силу. Этим законом были дополнены и уточнены 19 статей Конституции 1995 года: увеличены сроки полномочий Прези­дента республики до 7 лет, депутатов Мажилиса (Собрания — нижней палаты Парламента) — до 5, Сената — до 6 лет, снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для госу­дарственного служащего, в частности и Президента, повышен возрастной ценз для кандидата на должность Президента рес­публики с 35 до 40 лет. Кроме того, исключена норма о про­ведении внеочередных выборов Президента, включена норма о порядке перехода полномочий главы государства в случае его досрочного выбытия. Лицу, исполняющему обязанности Прези­дента, запрещено инициировать изменения и дополнения к Конституции. Исключена норма о том, что депутату Парла­мента при досрочном прекращении или по истечении его пол­номочий не гарантируется сохранение прежней работы или предоставление равноценной работы или должности. Отменен необходимый для действительности голосования минимальный предел явки избирателей.

2. Общая характеристика действующей Конституции

Действующая Конституция Республики Казахстан, как от­мечалось, была принята референдумом 30 августа 1995 г. и всту­пила в силу со дня официального опубликования результатов референдума 8 сентября того же года. Нынешняя редакция Конституции опубликована 8 октября 1998 г.