Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 63 из 153)

В 1946 г. возобновилась гражданская война между китай­скими коммунистами, руководимыми Мао Цзэдуном, и Го­миньданом во главе с Чан Кайши. Созванное 12 ноября 1946 г. Национальное собрание приняло Конституцию, которая так­же построена на основе трех народных принципов и системе пяти властей, при том что наряду с ними она предусмотрела постоянный орган учредительной власти — Национальное со­брание с некоторыми дополнительными полномочиями.

После победы КПК в гражданской войне, установления ее власти в континентальном Китае и провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) 1 октября 1949 г. роль временной конституции стала играть Общая программа Народного поли­тического консультативного совета Китая (НПКСК), кото­рый представляет собой форму объединения политических сил, признающих руководство КПК. Действие Конституции 1946 г. сохранилось лишь на острове Тайвань, куда перебра­лись гоминьдановские власти, продолжавшие именовать себя Китайской Республикой (подробнее об этой Конституции см. ниже — в п. 6 § 6 настоящей главы).

Общая программа НПКСК определяла КНР как государ­ство новой демократии, осуществляющее под руководством рабочего класса демократическую диктатуру народа, основан­ную на союзе рабочих и крестьян и объединяющую все демо­кратические классы и национальности Китая. Система собраний народных представителей определялась в качестве политиче­ской основы КНР. До созыва Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) некоторые его функции возлагались на сессии НПКСК, который одновременно являлся организа­ционной формой Единого народно-демократического фронта. В программе провозглашались права, свободы и обязанности граждан, был оформлен новый экономический строй, характе­ризовавшийся переходом значимых для экономической жизни страны предприятий в государственное управление, определе­ны задачи по повышению культурного уровня народа, посте­пенному введению системы всеобщего обучения, организации учебы трудящихся в нерабочее время и т. п. В Общей програм­ме провозглашался союз с СССР, странами народной демокра­тии и угнетенными нациями.

К 1953 г. КПК пришла к выводу, что основные положе­ния, содержавшиеся в Общей программе НПКСК, были уже реализованы. В связи с этим была создана комиссия по подго­товке Конституции, которую возглавил лидер КПК Мао Цзэдун. Проект Конституции был утвержден на первой сессии ВСНП 20 сентября 1954 г.

Конституция 1954 г. состояла из введения и 106 статей, объединенных в четыре главы. Глава 1 "Общие положения" была посвящена общественному устройству, гл. 2 "Государствен­ная структура" — системе государственных органов, гл. 3 — основным правам и обязанностям граждан и гл. 4 определяла государственные символы и столицу. Как указывалось во вве­дении, данная Конституция основывалась на Общей програм­ме НПКСК и являлась ее дальнейшим развитием. В ст. 4 Кон­ституции в качестве задачи государственного строительства определялось создание социалистического общества. Кроме того, в традиционном для социалистического "конституциона­лизма" духе говорилось о дружбе с социалистическими стра­нами и борьбе за мир.

В мае 1958 г. КПК формулирует новый курс на досрочное построение социализма, получивший название "большого скач­ка". Суть его состояла в форсированном преобразовании обще­ственных отношений, "ускоренном переходе к коммунизму". Эти идеи проводились во всех сферах жизни, что в конечном итоге не столько ускорило развитие, сколько обострило эко­номические и социальные проблемы. В начале 60-х гг. при­шлось принимать чрезвычайные меры по ликвидации послед­ствий "большого скачка". Это усилило идейные разногласия и борьбу в руководстве КПК. Чтобы избавиться от противников, Мао Цзэдун выдвинул лозунг "великой культурной революции", и он и его сторонники начали кампанию тотальной чист­ки, которая принесла неисчислимые бедствия китайскому на­роду. Впоследствии это было признано даже в документах КПК Политика "культурной революции" спустя примерно 10 лет после ее начала получила отражение в Конституции 1975 г., которая была создана на основе маоистской "теории и практи­ки продолжения революции при диктатуре пролетариата". Этот акт существенно отличался от Конституции 1954 г. Хотя струк­тура была сохранена, число статей сократилось со 106 до 30 (в основном за счет глав "Государственная структура" и "Ос­новные права и обязанности граждан"). Во введение был вклю­чен маоистский тезис о том, что в социалистическом обще­стве "от начала до конца (?!) существуют классы, классовые противоречия и классовая борьба, существует борьба между двумя путями — социалистическим и капиталистическим". Дружба с социалистическими странами и борьба за мир были забыты, вместо них в Конституции содержался призыв гото­виться к войне, "строить социализм в духе независимости и самостоятельности, опоры на собственные силы, бороться про­тив политики агрессии и войны, проводимой империализмом и социал-империализмом, против гегемонизма сверхдержав". Были сокращены и ограничены полномочия ВСНП, введен прин­цип назначения депутатов.

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. к руководству КПК пришел Дэн Сяопин, подвергавшийся репрессиям во время "культурной революции". В политике наметился крутой пово­рот, отказ от многих догм "марксизма-ленинизма", "идей Мао Цзэдуна" при сохранении внешнего пиетета по отношению к нему. В новой Конституции 1978 г. наиболее одиозные поло­жения предшествующей Конституции были смягчены или сня­ты, восстановлены некоторые относительно демократические положения Конституции 1954 г., однако в целом она оставалась в рамках предшествующей концепции.

В дальнейшем китайское руководство последовало праг­матичному призыву патриарха экономической реформы Дэн Сяопина не сковывать себя спорами о капиталистической или социалистической природе реформ, выраженному в его изве­стной сентенции: "Неважно, какой масти кошка — черной или белой, главное, чтобы она ловила мышей". Такой подход полу­чил отражение в еще одной Конституции КНР, которая была принята в 1982 г., и особенно в ее последующей корректировке в 1988, 1993 и 1999 гг.

2. Характеристика действующей Конституции КНР

Главный источник современного государственного права Китая — Конституция КНР 1982 г., состоящая из введения и четырех глав, в которых объединены 138 статей. Подготовка этой Конституции продолжалась около двух лет, ее проект прошел более чем полугодовое всенародное обсуждение.

По сравнению с предшествующими двумя конституциями Конституция 1982 г. содержит целый ряд нововведений, в ча­стности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Цент­рального военного совета, восстановлено волостное звено орга­нов власти, в составе правительств различных уровней преду­смотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР.

Данная Конституция уже трижды подвергалась измене­ниям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансфор­мацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В ре­зультате внесенных изменений на конституционном уровне появились такие новаторские (и ревизионистские с точки зре­ния ортодоксального марксизма) понятия, как социалистиче­ское правовое государство, социалистическая рыночная эко­номика и др. Вместе с тем некоторые формулировки были "очи­щены" от тенденциозной социалистической терминологии (например, в ст. 28 Конституции в 1999 г. термин "контррево­люционная деятельность" был заменен на "преступная деятель­ность") или изложены более неопределенно (так, вместо фра­зы "Китай находится на начальной стадии социализма" во вве­дении появилась формулировка: "Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социа­лизма"). Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалисти­ческой, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медлен­ном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключе­нием слова "социалистический", отличаться от конституций большинства стран мира.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройден­ного Китаем, а также ставится задача социалистической мо­дернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина): в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа, главным образом социалистичес­ких, стран (например, Кубы, Вьетнама).