Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 112 из 153)

* См.: Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981. С. 52.

Права и обязанности подданных излагались, как тогда было принято, по отношению к своему государю. Отдельные права, главным образом личные, имели своей целью оградить частное лицо от произвола монарха или его чиновников. Из 15 статей данной главы 7 были посвящены личным правам и свободам: выбора и перемены места жительства, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписки, свободы вероиспове­дания и т. д. Последняя в Конституции была сформулирована так: "Все японские подданные пользуются свободой вероис­поведания, поскольку она совместима с обязанностями их как подданных и с общественным спокойствием и безопасностью". При этом государственной религией Японии был синтоизм, которому, впрочем, название "религия" не совсем подходит, так как в нем отсутствует собственное нравственное учение. В основе синтоизма лежит культ предков, к которому в III в. прибавились некоторые идеи учения китайского философа Конфуция, а тремя столетиями позже — буддизма. В довер­шение характеристики своеобразия религиозной мысли в Япо­нии следует указать на то, что в начале 80-х гг. прошлого века японский священник был послан в Европу, чтобы отыс­кать новую религию. Однако эта оригинальная идея не при­несла ожидаемых результатов.

Кроме того, в Японии имелось около 200 тыс. христиан — протестантов, католиков и православных. Впервые христиан­ство проникло в страну в середине XVI в. после открытия Японии европейцами (главным образом благодаря активной де­ятельности португальских и испанских миссионеров). Со второй половины XIX в. активизировалась деятельность американских протестантских миссионеров. Православная церковь существует в Японии с 1861 г. благодаря миссии адмирала-дипломата Е. В. Путя­тина, заключившего целый ряд русско-японских торговых до­говоров и основавшего здесь российскую православную миссию. В Токио действует подворье Русской православной церкви. В настоящее время православная церковь Японии получила автономию от Русской православной церкви. Отмеченные выше особенности синтоистской религии в той или иной мере харак­терны для других вероисповеданий в Японии. Они не обошли стороной и православие. Поэтому треть верующих-православ­ных посещают католические и протестантские церкви. Прихо­жане христианских церквей активно работают в сфере обра­зования, благотворительности, социального обеспечения.

Устанавливалось также, что собственность каждого япон­ского подданного неприкосновенна. Отчуждение может иметь место лишь по соображениям общественного блага и в соот­ветствии с положениями закона.

Согласно Закону о выборах активным избирательным пра­вом обладали японские подданные мужского пола, достигшие возраста 25 лет (пассивное избирательное право наступало с 30 лет), проживающие на территории избирательного округа не менее одного года (за исключением военнослужащих и сту­дентов, которые были лишены избирательных прав). Для ре­гистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было внести избирательный залог. Закон о выборах 1925 г. отменил имущественный ценз, так как фактически избирательное право не предоставлялось тем, кто "ведет жизнь в бедности и поэто­му пользуется частной или общественной помощью"*, а также населению Кореи, Формозы (Тайваня) и других колоний.

* Инако Ц. Указ. соч. С. 53.

Выборы проводились только в нижнюю палату Парламен­та — Палату депутатов, состоявшую из 466 депутатов*, срок полномочий которой составлял четыре года. Нижняя палата могла быть распущена Императором. В этом случае, в соответ­ствии с положениями Конституции, одновременно должны были быть отсрочены заседания верхней палаты — Палаты пэров** Императорский указ о созыве Парламента должен был пуб­ликоваться за 40 дней до созыва, а откладывание сессии бо­лее чем на 15-дневный срок не допускалось. При этом Консти­туция требовала в случае досрочного роспуска Палаты депутатов назначения новых выборов с тем условием, что новая Палата подлежала созыву в течение пяти месяцев со дня рос­пуска. Заседания обеих палат были публичны. Однако по тре­бованию правительства или по постановлению палаты могли проводиться закрытые заседания.

* По закону 1900 г. — 295 депутатов, по закону 1925 г. — 466.

** Пэры (от лат. pares — равные) — первоначально высшие вассалы, имевшие право судиться исключительно судом равных себе; затем в целом ряде стран (Великобритании, Франции, Японии) этим термином обозначали лиц, принадлежавших к высшему дворянству, а с появлением парламентов пэры получили право заседать в их верхних палатах.

Палата пэров состояла, согласно положениям Закона о Палате пэров, из следующих лиц:

— принцев императорского дома,

— герцогов и князей, достигших 25-летнего возраста,

— остальных трех категорий дворян: графов, виконтов и баронов, достигших 30-летнего возраста (150 представителей указанной категории Император назначал сроком на 7 лет),

— четырех пэров, избранных Академией наук сроком на 7 лет,

— 125 членов, которые имели особые заслуги перед госу­дарством или выделились своими научными познаниями и на­значались указом Императора пожизненно,

— 66 членов, которые избирались крупными землевла­дельцами, промышленниками или торговцами, платящими наи­большие налоги в отдельном крупном городе или префектуре. Эти пэры избирались на 7 лет, утверждались Императором и не подлежали досрочному роспуску. Избирателями их явля­лись 15 наиболее крупных плательщиков налогов в городе или префектуре. Число назначенных в Палату именным указом Императора представителей других сословий, включая тех, кто платил наибольшие налоги, не могло в совокупности пре­вышать число тех, кто входил в Палату в силу своей принад­лежности к дворянству. Число членов верхней палаты не было постоянным. В конце 30-х гг. их насчитывалось около 400.

Выборы в Палату депутатов были прямыми и проходили следующим образом: избиратель передавал особому чиновнику запечатанную записку, в которой было указано имя кандида­та и приложены имя и оттиск печати избирателя. Подобную печать, регистрируемую в правительственном учреждении, имел каждый свободный японский подданный. Избирательные запис­ки опускались в запечатанный ящик. Тот кандидат, который получал большинство всех поданных голосов, объявлялся из­бранным. При равенстве голосов преимущество отдавалось стар­шему по возрасту.

Право законодательной инициативы, по Конституции, при­надлежало правительству, обеим палатам Парламента и 20 де­путатам. Поправки к обсуждаемому законопроекту были вправе предлагать те же субъекты, но поправки к финансовым законо­проектам, внесенным правительством, могли быть обсуждены, если их поддерживало не менее 30 депутатов. Законопроект, отвергнутый одной из палат, в течение той же сессии не мог быть внесен снова. Каждая палата могла делать представления Правительству по поводу законов или по другим вопросам. Если такое представление не принималось, оно не могло быть повто­рено в ту же сессию. Для изменения положений Конституции в каждой палате требовалось присутствие 2/3 общего числа ее членов и большинство не менее 2/3 присутствующих членов.

Министры назначались и смещались указами Императора и отвечали перед ним за свои советы. Все законы, император­ские указы и различные рескрипты, касавшиеся государствен­ных дел, должны были скрепляться подписью одного из мини­стров.

При Императоре действовал Государственный совет. Его члены обсуждали важнейшие государственные дела, относи­тельно которых Император испрашивал их совета. В Государ­ственный совет обычно назначались уволенные в отставку ми­нистры и другие заслуженные должностные лица. В отличие от министерств Государственный совет не нес ответственности за свои рекомендации.

Конституция установила, что судебная власть осуществля­ется судами от имени Императора, а Закон об организации суда 1890 г. предусмотрел, что судей назначал Император. Судья мог быть лишен своей должности лишь вследствие осуждения его за уголовное преступление или путем дисциплинарного нака­зания. Принципиально важно, что конституционными положе­ниями устранялась система так называемых административных судов, а судебная система включала мировые суды, окружные суды, высшие суды (выполнявшие функцию апелляционных) и Имперский суд (кассационный).

Однако на практике юридическая Конституция не всегда совпадала с фактической. Прежде всего, ущемленные демок­ратическими преобразованиями носители милитаристских идей предприняли в 1932 и 1936 гг. попытки военных переворотов. Правительство Премьер-министра Коноэ практически установило военно-политический режим. Основными элементами но­вого режима стали "новая политическая структура" (фактическое подчинение правительству политических и общественных движений в стране, выразившееся в принудительном слиянии политических партий в так называемую Ассоциацию помощи трону, возглавляемую Премьер-министром), а также "новая экономическая структура". Последняя означала законодатель­ное подчинение экономической деятельности монопольному государственному регулированию и создание "контрольных ассоциаций", во главе которых соответствующее министерство ставило президента, как правило, из числа важнейших отрас­левых дзайбацу (монополистических объединений капитала).