Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 49 из 153)

Конституцией установлено, что никто не может обязы­ваться вступать или продолжать находиться в профсоюзе; ус­тановлены также гарантии для представителей профсоюзов в руководящих органах предприятия или в представительстве, поскольку не может быть уволен член профсоюза со времени его регистрации в качестве кандидата на должность в руко­водстве или в представительстве профсоюза; если такой член избран даже как заместитель, такой запрет продолжает дей­ствовать до истечения срока его мандата, кроме случаев серь­езного нарушения, предусмотренного законом. Это положение также применяется к сельским профсоюзным организациям и к рыбацким поселкам, для которых закон может установить осо­бые условия.

В Бразилии действует большое число профсоюзов. На на­циональном уровне это Единый профцентр трудящихся (18 млн. членов), Всеобщая конфедерация трудящихся, Национальная конфедерация профсоюзных организаций металлургии, Наци­ональная конфедерация лиц свободных профессий, Нацио­нальная конфедерация трудящихся промышленности, Нацио­нальная конфедерация трудящихся торговли, Национальная конфедерация трудящихся морского, речного и авиационного транспорта, Национальная конфедерация трудящихся в сель­ском хозяйстве и др.

В Конституции не регулируется статус союзов пред­принимателей и работодателей; только в разделе о су­дебной системе говорится о представителях предпринимате­лей и трудящихся в трудовых судах (см. ниже). Из этого можно заключить, что предпринимательские организации подчиня­ются тем же конституционным правилам, что и профсоюзы. Можно назвать некоторые из этих организаций, действующих на национальном уровне. К ним относятся Ассоциация внешней торговли Бразилии, Конфедерация торговых ассоциаций Бра­зилии, Национальная конфедерация предпринимателей в сель­ском хозяйстве, Национальная конфедерация промышленнос­ти, Национальная конфедерация наземного транспорта и др.

Статус средств массовой информации излага­ется в Конституции в особой главе "Об общественной комму­никации" разд. VIII "О социальном устройстве". Их правовое положение зиждется на основополагающей норме о свободе выражения мысли. Согласно ст. 220 "проявление в какой-либо форме идей, творчества, выражения мнений и информации, каким бы способом они ни распространялись, не подлежит ни­какому ограничению при соблюдении предписаний настоящей Конституции". Ни один закон не может содержать положения, могущие стать препятствием для полной свободы журналист­ской информации при любом способе общественной коммуни­кации без ущерба для прав и свобод, провозглашенных в ряде пунктов ст. 5, а именно в п. IV (свобода выражения мысли; анонимность запрещается); V (право на пропорциональный от­вет), X (интимность, личная жизнь, честь, репутация лиц нерушимы); XIII (любой труд, занятие или профессиональная деятельность свободны при условии соблюдения профессиональ­ной квалификации, требуемой законом) и XIV (доступ к любой информации гарантирован; конфиденциальность источника со­храняется, когда это необходимо для осуществления профес­сиональной деятельности).

В Бразилии запрещена любая цензура политического, идеологического и художественного характера. В данном слу­чае имеется в виду предварительная цензура. В то же время на государство возложены некоторые обязанности в отноше­нии распространения информации. В частности, оно обязано регламентировать увеселительные мероприятия и публичные представления; публичная власть должна предоставлять ин­формацию о характере этих мероприятий и представлений; предельный возраст, которому они не могут быть рекомендо­ваны; время и места, в которых эти мероприятия и представ­ления не могут показываться; государство должно предостав­лять правовые средства, которые гарантировали бы лицу или группе лиц возможность защищаться от передаваемой инфор­мации в радио- и телепередачах, противоречащей положени­ям, специально указанным в ст. 221 Конституции (в частности, соблюдение этических и социальных ценностей лица и семьи), а также от рекламы продуктов, занятий и обслуживания, мо­гущих нанести вред здоровью и окружающей среде.

Важное положение содержится в § 5 ст. 220: "Средства общественной коммуникации не могут, прямо или косвенно, быть предметом монополии или олигополии", то есть господ­ства на рынке одной или небольшого числа фирм. Эта норма направлена на поддержание политического плюрализма, яв­ляющегося одним из принципов бразильского государства, о которых мы говорили.

Забота о недопущении иностранного вмешательства в дела государства и в формирование общественного мнения проявилась в норме ст. 222, согласно которой только бразильцы по рождению и бразильцы, натурализованные более 10 лет на­зад, могут быть собственниками предприятий печати и радио­вещания; они несут ответственность за управление ими и за их интеллектуальную ориентацию. Стремлением исключить влияние капитала на сферу информации можно объяснить запрещение участвовать какому-либо юридическому лицу в капитале таких предприятий, за исключением участия поли­тических партий и обществ, капитал которых принадлежит исключительно бразильцам. Но и их участие в капитале воз­можно только без права голоса и не может превышать 30%.

Предоставление и возобновление концессий, разрешений и уполномочий на трансляцию звука и звука с изображением при соблюдении принципа взаимного дополнения частной, пуб­личной и государственной систем входит в компетенцию ис­полнительной власти. Национальный конгресс также принима­ет участие в регулировании деятельности средств массовой информации, одобряя акты исполнительной власти. Решение о невозобновлении концессии и разрешения принимается по меньшей мере 2/5 голосов Национального конгресса при по­именном голосовании. Аннулирование концессии или выданно­го разрешения до окончания срока может происходить только по судебному решению. Срок концессии или разрешения со­ставляет 10 лет для радиостанций и 15 лет для телевизионных станций. Для реализации конституционных положений Нацио­нальный конгресс образует законом в качестве вспомогатель­ного органа Совет общественной коммуникации.

В стране наблюдается весьма слабое распространение печатной прессы, если учитывать численность ее населения. До сих пор отсутствуют общенациональные ежедневные га­зеты. Ежедневные газеты распространяются лишь на уровне одного или нескольких штатов или в более мелких террито­риальных единицах. В 1990 г. было всего 356 ежедневных га­зет. Крупнейшие из них — "Эстаду ди Сан-Паулу" (тиражом 240 тыс. экз.); "Фольяди Сан-Паулу" (свыше 500 тыс.); "Гло­бу" (350 тыс.); "Жорнал ду Бразил" (200 тыс.). Наиболее по­пулярен еженедельник "Вежа" (800 тыс.)*. Радио- и телевеща­ние — основной источник распространения информации, охва­тывающий 70% населения страны. В середине 1990-х гг. в стране было 61 млн. радиоприемников и 37 млн. телевизоров. В апреле 1993 г. работало около 2 тыс. частных радиостанций (притом, что только несколько радиостанций принадлежало государству и католической церкви), а также 237 телестанций (118 станций в столице и 6 других городах). Телевещание ведется по пяти каналам, крупнейшие телекомпании — "Глобу", "Маншети", СБТ, "Бандейрантис"**.

* См.: Страны мира: Справочник. С. 65.

** См.: Страны мира: Справочник. С. 65

Господствующая церковь в стране — католическая. Католицизм исповедуют более 100 млн. человек. В организацион­ном отношении эта церковь имеет 37 архиепископств, 196 епар­хий, 13 территориальных прелатур и два территориальных аб­батства. Кроме того, религиозный спектр представлен проте­стантскими конфессиями (методисты, евангелисты и др.) и буддизмом.

Со времени первой бразильской республики принцип свет­ского государства и раздельного существования государства и церкви — составная часть бразильской конституционной тра­диции. Согласно п. I ст. 19 Конституции Союзу, штатам, феде­ральному округу и муниципиям запрещается учреждать рели­гиозные культы или церкви, их субсидировать, стеснять их деятельность, поддерживать с ними или с их представителями отношения зависимости или союза без ущерба для сотрудни­чества в публичных интересах согласно предписаниям закона.

§ 4. Выборы, плебисцит и референдум

1. Принципы избирательного права

Принципы субъективного избирательного права урегули­рованы Конституцией в главе о политических правах разд. II "Об основных правах и гарантиях". Принципы избирательного права конституциями штатов не регулируются, и таким обра­зом в отношении избирательных прав граждан на территории всей страны действуют одни и те же федеральные нормы. Следует отметить, что в Бразилии нововведения в области избирательного права реализуются не сразу. Любой закон, изменяющий процедуру выборов, вступает в силу со дня его опубликования и не применяется к выборам, которые состо­ятся в течение последующего года. Отсутствие поспешности при введении в силу новых норм явно направлено на обеспе­чение политической стабильности; указанный порядок не позволяет каким-либо политическим партиям, пришедшим к влас­ти, на следующий же день проводить выборы по новым пра­вилам, которые им покажутся выгодными.