Смекни!
smekni.com

Зарождение и становление системы медицинских библиотек России (стр. 3 из 38)

По древнерусскому представлению, волшебство – это высокое искусство, мастерство, а волхв «премудр», это человек с большим опытом и знаниями. Чтобы показать особую глубину медицинских познаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов». Обладание волшебными знаниями, занятие волхвованием, считалось, по мысли древнерусских писателей, результатом книжного научения. В древнерусской литературе имеется немало указаний именно на книжную грамотность волхвов, которые в своей практической деятельности пользовались книгами и сами были их составителями. Прямое указание на волхвов-писателей имеется в Новгородской кормчей 1280 г.: «Главная же мужем повелевана есть пишущим волшебные книги и почитающим я [читающим их] и силу их глаголющим к неким»[7] Следовательно, волхвы не только читали, учились по книгам, но и выступали в качестве их авторов.

В период образования древнерусского феодального государства – Киевской Руси, стали появляться первые библиотеки. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире и других крупных городах Руси, широкое распространение получила письменность, переписка древнеславянских и перевод иностранных книг. В городах и при монастырях открывались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых для государственной службы. Уже в X-XI вв. на Руси обучение в школах велось по книгам, написанным на греческом, славянском и древнерусском языках.

Специальных медицинских книг со времён Киевской Руси до нашего времени не сохранилось, однако сохранились книги немедицинского содержания, где освещены медицинские и биологические вопросы, так, в «Шестодневе»[8] содержится описание строения тела и функций его органов: описаны лёгкие («плюще»), бронхи («пролуки»), селезёнка («слезна») и др. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя), ставшая женой византийского императора, оставила в XII в. сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.[9]

Книги и другие памятники письменности в X-XI вв. собирались князьями и высшим духовенством, в церковных соборах, монастырях и мастерских по переписке и переводу книг. В летописи 1037 г., отмечается, что Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов для переписки славянских и перевода греческих книг. Часть этих книг он разместил в соборе св. Софии, основав, таким образом, первую, как принято считать, библиотеку на Руси. В XI-XII вв. при монастырях в Киеве и Переяславле появляются первые монастырские больницы. Таким образом, в рассматриваемый временной период монастыри на Руси становятся центрами просвещения и развития медицины.

Древнерусское государство просуществовало около трёх столетий, а затем распалось на отдельные княжества, ставшие лёгкой добычей для внешних врагов. Завоевание Руси татаро-монгольскими полчищами (1237-1240 гг.), привело к утрате её политической независимости почти на два с половиной столетия. В огне войны погибли не только цветущие древнерусские города, но и многие культурные ценности, летописи, книги, памятники материальной культуры. В Переяславле, завоевателями была уничтожена одна из первых монастырских больниц. Страшного разорения избежали лишь отдельные города: Смоленск, Полоцк, Витебск, Новгород, Псков и земли правобережной Украины.

В период монголо-татарского ига продолжает развиваться народная медицина. Завоеватели не трогали уцелевшие монастыри и больницы при них. Монастырские врачи при оказании помощи больным по-прежнему широко пользовались опытом накопленном народной медициной. При монастырях продолжалась работа по переписке книг, составлению летописей и написанию медицинских трактатов.

После падения монголо-татарского ига, начался процесс формирования Российского централизованного государства, укрепляется роль княжества Московского, как центра объединения русских земель. В конце XV в. возникает и начинает постепенно укрепляться Московское государство. Наступил новый период в русской истории, для которого характерны существенные сдвиги в общественно-экономическом развитии и рост самобытной культуры. Отмечалось активное развитие врачебного дела: в быстро развивающемся государстве происходят существенные преобразования в области медицины.

В XVI в. в Московском государстве отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники и травники, лечившие болезни различными кореньями, снадобьями, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, повивальные бабки и т.д. Лекарей было немного и жили они в основном в крупных городах: Москве, Новгороде и др. Из сохранившихся до нашего времени т.н. «писцовых книг» известно, например, что в конце XVI в. в Новгороде Великом было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица. В соседнем Пскове насчитывалось три зелейника (т.е. аптекаря). Разумеется, что столь незначительное количество лекарей не могло обслуживать всех нуждающихся в медицинской помощи. Услугами врачей пользовались в основном представители обеспеченных слоёв населения. Крестьянская беднота, не имела возможности оплачивать дорогостоящие медицинские услуги, прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи, самолечению.[10]

В XVI-XVII вв., в связи с дальнейшим развитием и укреплением Российского централизованного государства произошли большие сдвиги в развитии науки, культуры и просвещения страны, обусловившие развитие библиотечного дела. В большой степени этому способствовало начало книгопечатания на Руси, которое ускорило процесс производства и распространения книг и расширило круг их читателей. Книги, изданные московским Печатным двором, распространялись по всей России. Печатное слово несло в себе залог подъёма просвещения, науки, общественной мысли.[11]

Основным книжным центром становится Москва – столица государства, где в связи с объективными потребностями общественного и культурного развития страны появляются новые библиотеки. Возникает особый тип библиотечных учреждений – специальные библиотеки, в которых преимущественно собиралась литература по определённой отрасли знания. Характер деятельности таких библиотек принимает выраженную прикладную направленность, то есть они призваны были вести информационное обеспечение сначала конкретных учреждений, а в дальнейшем и определённых отраслей хозяйства. Возникновению специальных библиотек в немалой степени способствовало упорядочение системы исполнительной власти в России: в XVI в. складывается система центральных правительственных учреждений – приказов, или, выражаясь современным языком, министерств, ведавших делами различных сфер хозяйства. Именно при них и организуются специализированные библиотеки (библиотека Приказа книгопечатного двора, библиотека Посольского приказа, библиотека Пушкарского приказа и др.).[12] В этот период значительно ослабевает роль монастырей как основных культурных и книжных центров. В некоторых случаях, литература из монастырских и церковных книгохранилищ передавалась в государственные библиотеки.

Потребности экономического развития страны, рост и развитие городов способствовали возникновению зачатков государственной медицины. Необходимость контроля над всеми сферами жизни общества и хозяйства, характерная для централизованного государства потребовала упорядочения медицинского обслуживания в Русском государстве. Возникли предпосылки для организации единой системы здравоохранения в стране.

Попытка взять под государственный контроль врачебное дело в России была предпринята ещё при Иване Грозном в конце XVI в., когда для этих целей была учреждена особая Аптекарская палата. Однако можно с полной уверенностью сказать, что начало формированию государственной системы здравоохранения, положило создание в 1620 г. Аптекарского приказа, ставшего высшим органом управления медициной в Русском государстве. Это было беспрецедентное событие для своего времени. В то время, как в странах Западной Европы врачебное дело находилось целиком в ведении монастырей и различных религиозных организаций, в России, управление здравоохранением было передано в ведение светского органа.[13]

Первоначально, Аптекарский приказ являлся придворным медицинским учреждением: управлял царской аптекой, ведал медицинским персоналом. В обязанности этого приказа входило лечение царя, его семьи и приближенных. Функции Аптекарского приказа были широкие и выходили за рамки чисто медицинских дел. Помимо выполнения своих основных функций, Аптекарский приказ ведал царскими огородами, складами, водочными заводами, алхимическими лабораториями, стеклянными и винокуренными заводами, винными складами, часовыми мастерскими. В штате этого учреждения находились доктора, лекари, часовых дел мастера, окулисты, аптекари. Уже к середине XVII в. Аптекарский приказ, в связи с возрастающими потребностями государства в организации медицинской помощи населению: необходимостью борьбы с эпидемиями, оказанию помощи раненым в войнах, организацией аптек и сбора для их нужд лекарственного сырья в масштабах страны, стал превращаться из придворного в общегосударственное учреждение. Значительно расширились и его функции. Аптекарский приказ приглашал на службу иноземных врачей, которые экзаменовались в присутствии самого царя Алексея Михайловича. Однако, хотя врачи, приглашенные из-за границы, находились в более привилегированном положении чем отечественные лекари, которых было очень мало, не всегда их знаниями и умениями в России были довольны. Возникла насущная необходимость подготовки отечественных медицинских кадров.[14]

Таким образом, со времени возникновения древнерусского государства в IX в. до середины XVII в. медицинская профессия в России прошла долгий эволюционный путь. Первоначально, являясь врачебным ремеслом, основанным на народных традициях и опыте поколений, она постепенно стало превращаться в особую сферу профессиональной деятельности, освоение которой требовало получения научных знаний содержавшихся в специальной медицинской литературе: лечебниках, травниках, трудах античных и др. учёных, которая находилась наряду с литературой другого (религиозного и светского содержания) в фондах монастырских, церковных библиотек и личных книжных собраниях. Дальнейшее развитие Российского государства, начало формирования общегосударственной системы здравоохранения усилили потребность в подготовке отечественных медицинских кадров, которые владели бы новыми научными и профессиональными знаниями. Появление книгопечатания способствовало более эффективному распространению медицинской литературы. В целом, временной период с IX в. до середины XVII в. можно охарактеризовать как первый этап в развитии медицинских библиотек страны, отличительной чертой которого является накопление предпосылок для их возникновения в России.