Перечень конкурирующего законодательства характеризуется тем, что по вопросам, включенным в него, могут законодательствовать как федерация, так и ее субъекты. Закон штата в сфере конкурирующего законодательства действует в случае, если по данному вопросу отсутствует федеральное законодательство. Если же он не соответствует ранее изданному закону Союза, такой закон штата получает приоритет над федеральным лишь в случае одобрения его Президентом. Это, однако, не мешает Парламенту принять союзный закон, отменяющий любой такой закон штата. В сферу конкурирующего законодательства входят 47 вопросов, в числе которых уголовное, гражданское, трудовое, семейное, социальное, профсоюзное законодательство и т. д. Следовательно, по своей сущности федеральные органы остаются господствующими и в сфере конкурирующего законодательства, а оно, по своему реальному содержанию, является лишь продолжением "союзного перечня".
Перечень, относящийся к исключительной компетенции штатов, включает в себя 66 вопросов, в числе которых охрана общественного порядка, полиция, тюрьмы, организация судов, местное самоуправление, здравоохранение и санитария, помощь инвалидам и безработным, культура, образование и др. Хотя формально законодательствовать в этих сферах призваны штаты, федеральный Парламент по решению Совета штатов, принятому квалифицированным большинством в 2/3 присутствующих и голосующих его членов, может законодательствовать по любому из вопросов, входящих в исключительную компетенцию штатов, рассматривая их как относящиеся к национальным интересам всей страны. Такая резолюция Совета штатов действует в течение года, после чего в течение шести месяцев действие соответствующего закона Парламента должно прекратиться, однако Совет штатов вправе продлевать действие своей резолюции. Аналогичное право центральный Парламент получает и в силу действия прокламации о чрезвычайном положении. Более того, законы штатов, изданные в рамках их исключительной компетенции, не будут действовать, если противоречат союзным законам, изданным в вышеуказанных случаях. И наконец, по просьбе двух или более штатов Парламент может издавать законы по вопросам исключительного ведения штатов, и эти законы действуют также в других штатах, если их легислатуры приняли соответствующее решение.
Тенденция к централизации законодательной власти в руках Союза отразилась и в динамике вышеупомянутых перечней за полвека развития Конституции. Эта динамика свидетельствует, что сфера исключительной компетенции штатов сократилась, а сферы исключительной союзной компетенции и конкурирующей компетенции расширились.
Следует также отметить, что распределение компетенции между Союзом и штатами в сфере законодательной власти распространяется на сферу власти исполнительной.
В ч. XII Конституции, регулирующей, в частности, финансы, подробно расписаны налоговые и иные финансовые отношения между Союзом и штатами. Каждые пять лет или в случае необходимости раньше Президент создает Финансовую комиссию, требования к составу и порядок назначения которой устанавливаются законом. Эта комиссия должна давать Президенту рекомендации о распределении между Союзом и штатами чистого дохода от налогов и по ряду иных финансовых отношений Союза со штатами и местными властями. С учетом ее рекомендаций соответствующие предложения вносятся в Парламент. Собственность Союза не подлежит налогообложению в штатах, если союзным законом не будет установлено иное.
Помимо ограничения прав штатов в пользу центра в условиях чрезвычайного положения в Индии существует еще один чрезвычайный институт — президентское правление, с установлением которого основные функции управления тем или иным штатом переходят к центральным государственным органам. Президентское правление вводилось в Индии свыше 100 раз.
После включения в Конституцию 42-й поправки Правительство Союза получило возможность использовать для восстановления закона и порядка в каком-либо штате любые вооруженные силы, находящиеся в его подчинении. Действия войск не подлежат контролю со стороны штатов и направляются приказами федерального правительства.
С целью смягчения межнациональных трений при формировании федерального Парламента и легислатур штатов не только за лингвистическими штатами, но и за национально-языковыми меньшинствами закрепляется определенное количество мест (ст. 330—334). В правительства Союза и штатов министры подбираются таким образом, чтобы среди них были представлены основные национальности, а также религии и касты. Как отмечал в своем исследовании социального состава Совета министров индийский политолог С. К. Арора, "все важнейшие регионы представлены в Кабинете министров более или менее пропорционально"*. Тот же принцип используется при подборе кадров во всеиндийские службы. Хочется отметить достаточно широкую гласность таких мероприятий и доступность статистических данных.
* Arora S. К. Social Background of the Indian Cabinet // Economic and political Weekly. 1972. No. 31—33. P. 1525.
Практически во всех штатах созданы министерства по обеспечению подъема благосостояния отсталых слоев населения, среди которых нередко оказываются национальные меньшинства (ч. 1 ст. 164). На разных уровнях функционируют также всевозможные советы, комитеты и комиссии, призванные улучшать положение национальных, языковых и иных меньшинств и снижать таким образом уровень социальной напряженности в стране. Среди них комиссия по развитию отсталых классов, комиссия по делам меньшинств, комиссия по языку, комиссия по эмоциональной интеграции, совет национальной интеграции и т. д. Однако ограниченность полномочий, финансовых ресурсов и бюрократические рогатки часто сводят их подлинную роль лишь к вспомогательной информационно-исследовательской деятельности.
Специального рассмотрения заслуживает штат Джамму и Кашмир, который занимает в Индийском Союзе особое положение. В момент вступления в Союз этот штат обладал значительно большей, чем другие субъекты федерации, законодательной и административной автономией. Это объяснялось стремлением обеспечить большую лояльность по отношению к Индии населения этого мусульманского штата, имеющего большое военно-стратегическое значение. Так, в соответствии с соглашением 1952 г. между Индией и штатом Джамму и Кашмир, этот штат получил право на собственную Конституцию, которая действует с 27 ноября 1956 г. Наряду с государственным флагом Индийской Республики штат Джамму и Кашмир имеет свой государственный флаг. Во главе штата стоит Губернатор (до 1965 г. он назывался "Садар-и-рийасат"), избираемый Легислатурой штата. Он должен получить "признание" со стороны Президента республики. В соответствии с Конституцией штата Джамму и Кашмир Губернатор назначает Главного министра (до 1965 г. он назывался Премьер-министром), который формирует Совет министров штата. В соглашении о вхождении штата Джамму и Кашмир в Индийский Союз предусматривалась передача Союзу компетенции в вопросах обороны, внешних сношений и путей сообщения, хотя с согласия правительства штата Президент Индии мог распространить компетенцию центрального правительства на другие вопросы, относящиеся к ведению штата. Как указано в Конституции Индии, целый ряд ее положений не применяется к штату Джамму и Кашмир без специального о том решения, согласованного, как правило, с правительством штата.
Развитие штата в рамках Индийской Республики пошло по линии унификации и сближения его положения с положением других субъектов федерации, то есть по линии уменьшения самостоятельности. Так, в 1954 г. в результате достигнутой с правительством штата Джамму и Кашмир договоренности Президент распространил на этот штат компетенцию союзного правительства по 87 из 97 пунктов союзного перечня. При этом ряд важных вопросов экономики, торговли, превентивного заключения и некоторые другие полномочия союзного правительства, вместе с положениями из области совпадающей компетенции и остаточных полномочий, по-прежнему находились исключительно в ведении штата. В 1956 г., чтобы распространить на Джамму и Кашмир ряд союзных законов о профсоюзах, трудовых конфликтах и т. п., к этому штату были применены некоторые положения союзного и конкурирующего перечней.
Для введения в штате Джамму и Кашмир чрезвычайного положения по причине внутренних беспорядков Губернатор должен получить согласие Президента Союза. При этом функции правительства переходят к Губернатору. С 1952 г. Президент республики может по желанию или с согласия правительства штата объявлять в штате чрезвычайное положение в случае внутренних беспорядков. Прокламация о несостоятельности конституционного механизма в штате ранее также издавалась Губернатором с согласия Президента. Эта прокламация представлялась не союзному Парламенту, а легислатуре штата, и правительственные полномочия переходили к Губернатору. Приказом Президента в 1964 г. действие статей Конституции о несостоятельности конституционного механизма в штате и осуществлении в этом случае законодательных полномочий штата Парламентом (ст. 356, 357) было распространено на Джамму и Кашмир.