4. Существенно ли изменилась Конституция Индии за время ее действия? Какие изменения Конституции Индии наиболее принципиальные?
5. Что дает комбинированный порядок изменения Конституции Индии?
6. Как развивалась партийная система Индии и просматривается ли в этих изменениях какая-либо закономерность?
7. Что специфического в правовом статусе человека и гражданина в Индии?
8. Являются ли "Основные права" (ч. III Конституции Индии) действительно наиболее важными?
9. В чем состоит специфика руководящих принципов политики государства (ч. IV Конституции) и оправданна ли она?
10. Что означает характеристика Индии в преамбуле Конституции как социалистической республики?
11. Чем характеризуется институт гражданских обязанностей в Конституции Индии?
12. Какие национально-культурные особенности меньшинств отражены в Конституции Индии?
13. Какой группе прав и свобод уделено в Конституции Индии наибольшее внимание?
14. В чем своеобразие конституционного регулирования частной собственности в Индии?
15. В чем специфика политических партий в Индии?
16. Оцените принцип конституционного гарантирования представительства в Народной палате наиболее отсталых слоев населения.
17. Связаны ли реальные полномочия Президента с развитием партийной системы?
18. Что такое "премьер-министериализм" в Индии?
19. Какова роль Верховного суда в развитии конституционного права Индии?
20. На каких принципах строится индийская федерация? Оцените их и сравните с другими изученными федерациями.
21. Сравните распределение компетенции между Союзом и штатами в Индии, Бразилии и США.
22. В чем асимметрия индийской федерации? Оцените ее.
23. Почему меняется структура органов местного самоуправления в Индии и в чем это выражается?
Басу Д. Д. Основы конституционного права Индии. М.: Прогресс, 1986.
Володин А. Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М.: Наука, 1989.
Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии / Отв. ред. В. Ф. Васильев, Ю. О. Левтонова. М.: ИВ РАН, 1997.
Домрин А. Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения: правовое регулирование и практика применения в Великобритании и Индии. М.: МОНФ, 1996.
Кашкин С. Ю. Конституционный контроль в Индии: доктрина, практика, эволюция. М.: Юристъ, 1994.
Кашкин С. Ю. Политический режим и политические партии в Индии. М.: Юрист, 1994.
Кашкин С. Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики. М.: Юристъ, 1993.
Кашкин С. Ю. Конституционное регулирование межнациональных отношений в рамках индийской федерации // Сов. государство и право. 1989. № 5.
Кашкин С. Ю. Конституционное развитие Индийской Республики: проблемы, этапы, механизмы и основные направления // Право и жизнь. 1995. № 7.
Кашкин С. Ю. Роль Верховного суда в регулировании социально-экономических отношений в Индии // Право и жизнь. 1994. № 4.
Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российско-индийских связей // Россия и Индия в современном мире. Центр инд. исслед. ИВ РАН. М.: Наука, 1995.
Клюев Б. И. Национально-языковые проблемы независимой Индии. М.: Наука, 1978.
Россия и Индия на пороге третьего тысячелетия: Материалы науч. конф. / Отв. ред. А. А. Куценков, Ф. Н. Юрлов. М.: Центр инд. исслед. ИВ РАН, 1998.
Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России / Отв. ред. С. А. Былиняк, С. И. Ионесян. М.: ИВ РАН, 1996.
Черкасов А. И. Институционализация политических партий Индии // Сов. государство и право. 1986. № 12.
Флорин В. Н. Государственный административный аппарат независимой Индии. М.: Наука, 1975.
Глава XIV. Основы конституционного права Японии
Первая Конституция Японии явилась результатом компромисса, достигнутого в ходе так называемой "революции Мэйдзи" 1867 г., создавшей условия для ликвидации феодальных отношений в стране и укрепления ее единства. В основе компромисса лежало признание возможности сотрудничества между основными классами общества, что предотвратило дальнейшее столкновение между ними и кровопролитие. Вполне возможно, что истоки указанного компромисса лежат в так называемой конституции принца Сётоку, составленной, как утверждал журналист-японовед Владимир Цветов, ссылаясь на японские хроники, еще в VII в. и по сию пору поражающей глубиною рассудка: "У каждого человека есть сердце,— гласит одна из статей этой конституции, — а у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я — дурным. Я считаю это хорошим, он — дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы просто обыкновенные люди". Хотя в VII в. юридического понятия "конституция" не существовало, но важность содержания и глубина мысли этого документа дали японским правоведам основание охарактеризовать его именно таким образом.
Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Министру-президенту как представителю японского народа, Император провозгласил целый ряд других важных государственных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Императорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был заменен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апреля 1890 г.
Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объединенных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления.
Конституция торжественно провозглашала, что "Японская империя на вечные времена непрерывно управляется Императором". В соответствии с Законом об Императорской фамилии, к которому делала прямую отсылку ст. 2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны.
* Как правило, монархи в качестве символов власти наследуют меч, скипетр и державу. Столь необычные регалии, о которых говорила Конституция 1889 г., легенда связывает с тем, что первому японскому Императору Великое сияющее божество неба (главное божество синтоистского пантеона) вручило бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: "Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не послушен тебе, потрясая этим божественным мечом".
Каждый японский Император считался потомком первого Императора Дзимму (Дзимму-тенно), который, в свою очередь, происходил от богини Солнца Аматэрасу (Верховного сияющего божества неба). Таким образом, Император, согласно Конституции, вел свое происхождение от богов. Вступление на престол Дзимму-тенно восходит к 660 г. до н. э. Отсюда следовало бы, что японская царствующая семья — древнейшая из всех династий. Однако это не совсем так, если принять во внимание существовавший в Японии многовековой обычай, согласно которому Император уже в молодые годы отказывался от престола. В этом случае престол наследовало лицо, связанное с ним часто лишь усыновлением. Поэтому нельзя признать, что все японские Императоры принадлежат к одной фамилии.
Спорно и значение слова "непрерывно". Приведенное выше толкование этого слова отвергалось в свое время (до официального отказа Императора от своего божественного происхождения в 1946 г.) многими японскими исследователями.
Формально Император обладал почти неограниченными правами. Прежде всего он являлся верховной властью в качестве главы государства. Он имел право осуществлять законодательную власть в согласии с Имперским парламентом, утверждая законы и предписывая их исполнение или налагая абсолютное вето. Кроме того, он обладал правом созыва и роспуска Палаты депутатов, а также издания указов, имевших силу закона при условии их одобрения на ближайшей сессии Парламента. Он мог также устанавливать организацию различных отраслей государственной администрации, назначать и увольнять всех гражданских и военных чинов, являлся верховным главнокомандующим армии и флота.
Однако, как это часто бывает в абсолютных и дуалистических монархиях (а Япония по Конституции 1889 г. была именно дуалистической монархией), за спиной Императора несколько человек фактически руководили государством. Это так называемое генро (окружение Императора, в основном выходцы из феодальной военщины) и Тайный совет, назначаемый Императором главным образом из числа высшей бюрократии. Тайный совет пользовался привилегией толкования Конституции и давал советы относительно реализации всех важнейших мероприятий Правительства. Влияние военной и бюрократической верхушки было настолько серьезным и непререкаемым, что Правительство предпочитало свои важнейшие мероприятия согласовывать не с нижней палатой, а с пэрами верхней палаты, которые, будучи связаны в силу своего положения с кругами Тайного совета и генро, могли повлиять на судьбу конкретного министерства.
Позиции военных и бюрократии поколебались лишь после войны с Россией 1904—1905 гг. и Первой мировой войны, так как их результаты не устраивали значительную часть общества. Только в 1918 г., отмечает японский исследователь Ц. Инако, Премьер-министром впервые был назначен не представитель привилегированной бюрократии и не руководитель Вооруженных сил, а руководящий деятель политической партии, хотя влияние военных и бюрократии сохранялось еще в течение длительного периода времени, а в 30-е гг. вновь возросло. Следует признать, что победа политиков носила чисто внешний, формальный характер, так как в этих кабинетах военный и военно-морской министры назначались по рекомендации верхушки Вооруженных сил из числа полных генералов (адмиралов) или генерал-лейтенантов (вице-адмиралов), что обеспечивало военщине политическое влияние*. В целом же влияние военных привело к тому, что милитаристские круги ввергли Японию во Вторую мировую войну.