* См.: Швецова Н. А. Злоупотребления и мошенничество в государственных медицинских программах США // США: экономика, политика, идеология., 1997. № 1. С. 119.
Наряду с федеральными программами в каждом штате действуют собственные программы социальной помощи. Имеются и многочисленные частные программы, разрабатываемые различными фондами, иными общественными объединениями, предпринимателями.
С 80-х гг. XX в. и до настоящего времени наблюдается тенденция к некоторому ограничению социальной деятельности американского государства. В первую очередь это выразилось в сокращении выплат в рамках федеральных программ вспомоществования. Уже в 80-е гг. были уменьшены расходы на различные программы Вэлфэра, особенно ощутимо в сфере здравоохранения. В ходе проведения президентских выборов 1992 г. Демократическая партия выступила с программой реформы социального обеспечения. Наиболее крупным преобразованиям предполагалось подвергнуть сферу здравоохранения с тем, чтобы все американцы получали медицинскую помощь бесплатно. После своего избрания Президентом лидер демократов Б. Клинтон образовал комитет по подготовке предложений о реформе медицинского обслуживания. Однако соответствующий законопроект был отвергнут Конгрессом в 1994г. В предвыборной платформе Демократической партии 1996 г. положения о реформе системы здравоохранения уже отсутствовали. Более того, под нажимом республиканского большинства в Конгрессе осенью 1996 г. (после двукратного отклонения Президентом) был принят Акт о реформе социального вспомоществования, представляющий собой по сути самую крупную реформу в этой сфере за все время ее существования и значительно сокращающий помощь государства малоимущим. Введенные этим актом ограничения затрагивают лиц трудоспособного возраста и детей из малоимущих семей. В частности, предусмотрены полное прекращение выплат федеральных пособий на детей молодым матерям, родившим детей вне брака, ограничение пятью годами максимального срока получения трудоспособными лицами федеральной помощи по системе Вэлфэра, обязательное участие трудоспособных получателей федерального вспомоществования в общественных работах.
Указанная реформа социального обеспечения была направлена на преодоление духа иждивенчества в обществе: по выражению одного из парламентариев, она превращает социальное вспомоществование в то, чем оно должно быть: "во второй шанс, а не в образ жизни"*.
* См.: Keesing's Record of World Events. 1996. №. 7—8. P. 41219.
Неотъемлемым элементом социальной функции американского государства стала с конца 50-х гг. и активная политика в области образования. Широкое развитие получил государственный сектор образования, особенно начального и среднего: более 90% всех детей школьного возраста обучаются в государственных и муниципальных школах бесплатно. Около 80% всех студентов также получают высшее образование в государственных вузах, хотя и за определенную плату. Конгрессом США не раз принимались акты о начальном и среднем образовании, предусматривающие выделение денежных средств на цели обучения детей из необеспеченных семей (приобретение учебников, школьные завтраки и т. п.).
Платформа Демократической партии, с которой выступил Б. Клинтон на президентских выборах 1996 г., предусматривала, в частности, увеличение срока обязательного обучения с 12 до 14 лет, расширение компьютеризации учебного процесса, меры по усиленному обучению детей раннему чтению.
Экономическим рычагом реализации социальной функции государства является в США, как и в других странах, налоговая политика. В течение XX в. подходы к ее содержанию в большей или меньшей степени не раз изменялись в зависимости от состояния экономики и соотношения партийных сил в государственном механизме. Регулярный подоходный налог в стране был введен в 1909 г. В настоящее время, с 1986 г., когда Президент Рональд Рейган подписал Акт о налоговой реформе, ставки налогов являются едва ли не самыми низкими среди развитых стран. При этом более 4 млн. семей с низкими доходами были вообще освобождены от уплаты налогов. Наивысшая ставка подоходного налога сократилась с 70% в 1981 г. до 33%. Большая же часть населения (около 80%) выплачивает в качестве налогов приблизительно 15% от дохода*.
* См.: Боботов С. В., Жигачев И. Ю. Указ. соч. С. 65.
Важные направления социальной политики государства — охрана окружающей среды и защита потребителей.
Религиозная политика государства получила отражение в Конституции, текущем законодательстве, а также в судебной и политической практике. Она основана, с одной стороны, на принципах светского характера государства, религиозного плюрализма и равноправия всех религий, церквей и конфессий, а также граждан независимо от отношения к религии. С другой стороны, государство поощряет религиозность населения. Первый аспект уже был нами затронут при рассмотрении проблем правового статуса человека и гражданина. Вместе с тем общеизвестно, что религия и церковь прочно интегрированы в политическую культуру США как один из устоев американского общества и государства. Действительно, заседания обеих палат Конгресса, а также Верховного суда США (равно как и законодательных и высших судебных органов штатов) открываются молитвой*, в военных академиях, федеральных госпиталях и тюрьмах проводятся обязательные богослужения и действуют капелланы; процедура принесения присяги вновь избранным Президентом США при вступлении в должность производится с возложением его руки на Библию и заканчивается словами: "Да поможет мне Бог"; национальным девизом США, утвержденным специальным актом Конгресса в 1956 г., являются слова "Мы верим в Бога" — они помещены на всех денежных знаках США, находящихся в обращении с 1861 г.; церковная собственность не облагается налогом; в некоторых штатах священникам делегировано право регистрировать браки (при условии получения соответствующей лицензии от муниципальных властей). Наконец, ни один из Президентов США не был атеистом.
* Судебная практика не признает это нарушением конституционного принципа равноправия религий. В 1983 г. в решении по делу Марш против Чемберса Верховный суд постановил, что обычай ежедневно начинать работу законодательного органа с молитвы, которая совершается оплачиваемым из государственного бюджета капелланом, — это "конституционная процедура, истоки которой уходят корнями в глубокую историю традиций страны".
По данным на 1995 г., более 98% жителей США — верующие. При этом в стране очень высока степень религиозного плюрализма. Основными, наиболее распространенными выступают три религиозных направления: протестантизм (исповедуется 57% населения), католицизм (28%) и иудаизм (2%)*. Как видно, доминирует протестантизм, объединяющий, в свою очередь, множество различных религиозных общин. В соответствии с этим и ключевые посты в государственном механизме занимают преимущественно протестанты. Например, за всю историю существования США только один из американских Президентов — Джон Кеннеди — был католиком, все прочие принадлежали к различным протестантским общинам.
* См.: Bramhead P. Life in Modern America. Harlow, 1995. P. 139.
2. Конституционно-правовое регулирование политической системы
Общих задач, подлежащих выполнению государством, Конституция США не формулирует, хотя в практике Верховного суда и в доктрине имеются суждения по их поводу. Функции его в экономической, социальной и духовно-культурной сферах нами уже рассмотрены. Политическая функция государства в США не имеет особых отличий от подобных функций, выполняемых другими государствами, и поэтому мы можем ограничиться тем, что об этом сказано в § 1 гл. V Общей части учебника, и перейти к вопросу о политических партиях, где определенная специфика имеется.
Традиционно, с самого начала существования США как государства, в стране действует двухпартийная система. В настоящее время она характеризуется политическим противоборством и поочередным доминированием в законодательных и исполнительных органах власти — как федеральных, так и штатов — Республиканской и Демократической партий. Однако современная модель двухпартийной системы существовала не всегда, а сформировалась во второй половине XIX в.
Сегодня взаимоотношения двух главных партий характеризуются тем, что между ними сохраняется консенсус в отношении фундаментальных первооснов США — частной собственности, личной и политической свободы, республиканского федеративного государства и т. п. Но расходятся партии, и порой существенно, в способах поддержания и развития этих принципов. Демократическая партия на современном этапе зарекомендовала себя сторонницей курса, важной составной частью которого являются: политика перераспределения доходов населения в пользу малоимущих, стремление сгладить социальные различия, обеспечить развитие систем социального страхования и вспомоществования, разумное государственное регулирование экономики, защита гражданских прав цветного населения, усиление роли федеральной власти, расширение помощи развивающимся странам. Республиканцы, также воспринявшие идею государственного регулирования рыночной экономики, главной целью считают обеспечение максимальной конкурентоспособности национальной экономики и экономического роста путем активизации конкуренции и частной инициативы, а в социально-распределительной функции государства видят скорее зло, чем благо.
Республиканцев чаще поддерживают северяне, крупные бизнесмены, "белые воротнички", жители средних и малых городов, протестанты, рабочие — не члены профсоюзов. Наиболее устойчивую электоральную базу демократов составляют традиционно три группы населения: неквалифицированные рабочие, негры, члены профсоюзов. Эта коалиция, сформировавшаяся во времена президентства Ф. Рузвельта, постепенно пополнялась новыми группами: в нее влились католики, жители столичных районов и иных крупных городов.