В отличие от многих других народов японцы не отличаются верой в единого Бога и чистотой веры. Скорее всего, то, что наблюдается здесь в отношении религии и объединения в религиозные общины, можно назвать многобожием и многоверием.
Подобное своеобразное понимание свободы религии от государства, свободы вероисповедания и характера отношений индивидуума и религиозной организации нередко приводит к правовым коллизиям на почве различия вероисповеданий и подходов к пониманию принципа свободы религии. В этой связи можно привести достаточно показательный инцидент, который стал предметом рассмотрения Верховного суда в конце 80-х гг. и связан с обожествлением военнослужащего Сил самообороны, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Погибший военнослужащий по инициативе Ассоциаций Сил самообороны префектуры Ямагути был обожествлен в местном синтоистском "святилище защиты отечества", т. е. стал божеством, что было для его родственников великой честью. Этот религиозный акт был совершен вопреки воле его жены — христианки, которая опротестовала его в суде, расценив как нарушение положений ст. 20 Конституции о свободе религии. Окружной и префектуральный суды поддержали ее иск, но Верховный суд отменил их решения и признал законными действия ассоциации, так как она выступала не от имени государства. Поддержка же ассоциации местным руководством Сил самообороны была расценена как направленная на поднятие престижа военнослужащих и не имевшая религиозного характера. В решении также отмечалось, что свобода религии означает свободу от навязывания той или иной религии по своему желанию, и поэтому храм был волен обожествлять этого военнослужащего, точно так же, как его жена — исповедовать христианство. В большинстве подобных случаев Верховный суд, основываясь на обычаях, не усматривает нарушений Конституции*.
* См.: Маркаръян С. Б. Указ. соч. С. 77—78.
Средства массовой информации весьма влиятельны в политической и государственной жизни Японии.
Основы правового статуса средств массовой информации (СМИ) заложены Конституцией Японии. Как отмечалось, Конституция гарантирует свободу слова, печати и иных форм выражения мнений. Согласно ст. 21 Конституции запрещена любая цензура. Печатные средства массовой информации функционируют в основном на основе саморегуляции.
Свобода массовой информации в Японии ограждена от злоупотреблений целым рядом законодательных актов. Среди них положения Гражданского кодекса, не допускающие злоупотребления правами и нарушения общественного порядка и добрых нравов. Законодательство об органах государственной власти регулирует порядок освещения их деятельности, в частности аккредитацию представителей СМИ при этих органах для получения официальной информации, а также основанную на положениях указанного законодательства деятельность самих государственных органов. Например, служба Управления императорского двора зорко следит за всеми публикациями об Императоре и членах императорской семьи. Информацию о деятельности Премьер-министра СМИ получают в действующем с 1960 г. управлении информации при канцелярии Премьер-министра. Управление ежедневно проводит брифинги и пресс-конференции, выпускает сообщения для печати, которые по продолжительности занимают более двух часов. Журналисты тех СМИ, которые не аккредитованы при государственных органах, практически лишены такой возможности. Для работы со СМИ в 1973 г. был создан отдел информации при Кабинете министров. В период избирательных кампаний определенное регулирующее воздействие имеют нормы законодательства о выборах, регламентирующие время и порядок проведения агитационных мероприятий в печатных и электронных СМИ.
Правовой статус электронных СМИ урегулирован Законом о вещании, который, кроме того, предоставляет вещательной корпорации Эн-эйч-кей монопольное право ведения передач на зарубежные страны.
В стране выходят 104 ежедневных газеты, 72 еженедельника (общий тираж — 33,8 млн. экз.) и 2822 ежемесячных журнала. По общему тиражу ежедневных газет (68,3 млн.) Япония занимает второе место в мире, уступая лишь США, а по количеству газет на душу населения — первое место. Господствующее положение занимают наиболее влиятельные газеты "Асахи" (тираж около 13 млн. экз.), "Иомиури" (свыше 14 млн.), "Майнити" (10 млн.). Ведущие политические партии Японии и профсоюзные центры имеют свои издания общим тиражом от 100 тыс. до 600 тыс. экземпляров каждое.
Представление о средствах массовой информации этой страны можно получить на примере газеты "Иомиури", выходящей ежедневно утренним и вечерним выпусками объемом до 32 страниц. Помимо 750 штатных журналистов центрального аппарата редакция приглашает огромное количество платных информаторов (в одном Токио их более 1500 человек). Имеется два небольших самолета, 6 вертолетов, оборудованных аппаратурой для немедленной передачи в редакцию текстов и фотоснимков, 18 типографий с высокопроизводительной техникой и великолепно отлаженная система распространения. Помимо основной газеты выпускаются десятки еженедельников, журналов, приложений, книг на все вкусы — от узкоспециальных до массовых изданий, посвященных темам досуга, спорта, здравоохранения и т. д. Всего в этом мощном концерне занято 12 тыс. человек.
Действуют крупные информационные агентства. Первое место занимает Киодо Цусин — кооперативное объединение ведущих газет и полугосударственной телерадиовещательной корпорации Эн-Эйч-Кей. Оно распространяет подписчикам внутриполитическую, экономическую, научную, спортивную информацию на японском и английском языках, иностранную информацию собственных корреспондентов и иностранных агентств. Имеет соглашения об обмене информацией с мировыми агентствами. Обслуживает 63 газетных издательства, 72 радиостанции, 57 информационных агентств за рубежом. Дзидзи цусин — второе по значению, также акционерное. Радиовещание и телевидение находятся частично под контролем правительства (через корпорацию Эн-Эйч-Кей), а в основном — в частных руках.
§ 4. Выборы, отзыв и референдум
Конституция Японии содержит лишь наиболее важные и принципиальные положения избирательного права. В частности, это положения частей первой, третьей и четвертой ст. 15, согласно которым "народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и смещать их с должности", при выборах гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних (т. е. достигших 20 лет), а тайна голосования не должна нарушаться. Особенность японского конституционного регулирования данной проблематики заключается в том, что часть четвертая упомянутой статьи предусматривает неответственность избирателя ни в публичном, ни в частном порядке за сделанный им выбор. Применительно к выборам Парламента Конституция запрещает дискриминацию на основе расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44).
Закон о выборах публичных должностных лиц 1950 г. подробно регулирует вопросы избирательного права и процедуру проведения выборов, периодически уточняя и совершенствуя те или иные положения, касающиеся способа, времени реализации избирательного права, порядка выдвижения кандидатов и др. Это достаточно объемный нормативный правовой акт, насчитывающий свыше 270 статей и кодифицирующий около 20 предшествующих законов о выборах.
В соответствии с указанным Законом избирательным правом обладают японцы, достигшие 20-летнего возраста, прожившие в своем избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей, который ежегодно обновляется к 15 сентября. Право быть избранным в Палату представителей японского Парламента возникает с 25 лет, а в Палату советников — по достижении 30-летнего возраста. Каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может выдвинуть свою кандидатуру. Для того чтобы быть зарегистрированным, достаточно за четыре дня до дня выборов письменно уведомить о своем намерении соответствующее подразделение в органе местного самоуправления.
2. Система парламентских выборов
В 1994 г. была осуществлена масштабная избирательная реформа, коснувшаяся многих сторон действовавшей избирательной системы по выборам Парламента.
Закон предусматривает пересмотр избирательных округов по выборам в Палату представителей после каждой переписи населения через каждые пять лет. Однако это требование практически не выполнялось, хотя миграция сельского населения в города сильно изменила облик избирательных округов, границы которых были установлены еще в 1946 г. Границы отдельных избирательных округов периодически пересматривались, но лишь в связи с судебным решением по конкретному делу. Это приводило к существенному нарушению конституционного принципа равенства голосов избирателей. В результате, например, средний округ в Токио более чем в три раза превышал по численности жителей средний округ в пригороде. Разрыв в численности жителей избирательных округов в сельской местности был еще больше. По итогам последней переписи в одном из округов префектуры Тиба (пригород Токио) для победы на выборах кандидату нужно было бы набрать в 5,12 раза больше голосов, чем в префектуре Хего (побережье Японского моря). Первый за послевоенный период времени системный пересмотр был произведен в 1994 г. Лишь реформа 1994 г. обусловила регулярный системный пересмотр избирательных округов.